Новости Татарстана и новости Казани представляют Бизнес онлайн, Комсомольская правда, Реальное время, Татар информ, Коммерсант, Казанские ведомости, TatCenter.ru
|
|
|
Дни рождения
|
|
|
24.09.2010 Общество
ВРЕМЯ ВОСПИТАНИЯ ВЕДОМОГО ПОКОЛЕНИЯ ПРОШЛОВоспитатель – это человек, который закладывает в детей основы основ. От него во многом зависит характер малыша, его система ценностей. Накануне дня воспитателя (он отмечается 27 сентября) мы встретились с заведующей детским садом № 152 Татьяной ПАВЛОВОЙ. - Татьяна Николаевна, что изменилось в дошкольном образовании в последнее десятилетие?
- Сама система работы с детьми. Раньше у нас была учебно-дисциплинарная модель, где ключевой фигурой являлся воспитатель. Он командовал, дети выполняли. Сегодня мы пытаемся создать такую систему дошкольного образования, где главное действующее лицо – ребенок. В ней важны интересы детей, их индивидуальные способности. Сейчас мы не командуем нашими воспитанниками, мы спрашиваем каждого ребенка: «Чем бы ты хотел сегодня заняться?», выбор делает он сам. В дошкольном возрасте у ребенка проявляются различные таланты. Важно их увидеть и помочь малышу развить творческий потенциал. Нужно наблюдать, и ребенок будет виден, как на ладони. Одному нравится рисовать, другому – мастерить, третий весь день делает танцевальные движения. Может, это будущие великие художники и танцоры?
Откуда взялся гвоздь?
- Индивидуальный подход к детям наверняка усложняет работу воспитателя?
- Считаться с каждым ребенком, разумеется, сложнее, но и интересней. Мы продолжаем учиться работать по-новому. Конечно, это не просто, ведь нас воспитывали по-другому. В 70-е годы мы не думали, что придется жить в условиях перемен, нас не учили меняться, нас учили исполнять. По сути, формировали ведомое общество. Сегодняшних детей нужно готовить к тому, что жизнь будет ставить перед ними непростые задачи, и им придется постоянно принимать те или иные решения. Как? Например, мальчик Саша сегодня захотел строить дом, но в строительном центре уже не осталось места – там могут работать лишь четыре человека. Саша должен придумать другое занятие, найти новых партнеров для работы. Иногда воспитатели сами подталкивают ребят, говорят: «Центр рисования сегодня закрыт, выбирайте другие». Ведь жизнь не предоставит готовых решений.
- То есть сегодня, вы воспитываете поколение ведущих, а не ведомых?
- Мы пытаемся воспитывать поколение успешных, коммуникабельных людей, которые смогут найти достойное место в жизни. Мое поколение - это люди, которые хорошо учились, они много знают. Но большинство из нас не способно реализовать свой потенциал, мы не умеем искать возможности для этого. Поэтому детей мы учим общаться, взаимодействовать друг с другом. Когда ребенку это удается, он повышает статус среди сверстников. На него смотрят как на хорошего партнера, которого и завтра можно взять в игру, в команду. Отличившимся ребятам мы вешаем бирочку: «Я сегодня молодец. Спроси меня, почему». Пусть ребенок проговорит, как добился успеха, от чего это зависело. Детей важно научить выражать свои мысли, вызвать у них интерес к окружающему миру. Руслан принес гвоздь. Раньше воспитательница забрала бы его и поругала мальчика. Теперь она спросит: откуда взялся гвоздь, для чего он нужен, какие бывают гвозди. Пусть сегодня вечером все дети зададут эти вопросы родителям, а завтра расскажут друг другу, что узнали.
Детей меняет мир
- Говорят, сегодня дети не такие, как десять-двадцать лет назад, у них другие интересы, приоритеты и ценности.
- Нет, дети остались прежними. Это мы стали по-другому на них смотреть. Еще изменился мир, он стал жестче. Сцены насилия есть даже в мультфильмах. Герой ударил кошку, она смялась. Ребенку смешно, он не думает, что это больно. По телевизору он видит катастрофы, катаклизмы, он привык к ним. Негатив нужно компенсировать. Родителям стоит больше времени посвящать ребенку, общаться с ним, заниматься интересным делом, а не сажать его перед телевизором, чтобы не мешал.
- Какими качествами должен обладать современный воспитатель?
- Воспитатель должен быть психологом, уметь видеть ребенка, определять уровень его развития. Я жалею, что мы раньше работали по-другому. Я, как и все воспитатели, была нацелена на выполнение плана – меня так научили в педагогическом училище. Первое занятие, второе занятие, нарисовали палочки, сложили книжки, сели, встали. Если ребенок не справлялся, я его дотягивала до среднего уровня, но я не видела его как личность. Когда сегодня встречаю тех моих воспитанников, которым уже по 20-30 лет, я не могу вспомнить, какими они были в детстве, о чем мечтали. Я рада, что сегодня у моих коллег есть возможность изучать каждого ребеночка. Дошкольное образование вообще очень интересная и светлая сфера деятельности. Дети до семи лет самые искренние и добрые создания на свете. Работая с ними, нам, взрослым, самим хочется быть добрее.
Анна БАХТИЯРОВА |
Самые читаемые
Архив
|