Новости Татарстана и новости Казани представляют Бизнес онлайн, Комсомольская правда, Реальное время, Татар информ, Коммерсант, Казанские ведомости, TatCenter.ru
|
|
|
Дни рождения
|
|
|
31.10.2014 Общество
Еду в Татарстан. Итоги туристического сезона 2014Универсиада-2013 стала историческим событием для туристической сферы Татарстана. Соответственно, 2014 год стал первым в постуниверсиадной истории республики. И по показателям развития отрасли можно сделать первые выводы относительно того, насколько далеко республика шагнула за время подготовки и проведения Всемирных студенческих игр. Статистика, которую ведет Госкомитет по туризму РТ, свидетельствует о стабильном росте туристического потока — в среднем на 200 тыс. человек в год, а также об увеличении объемов реализации туристических услуг (см. график).
Правда, на графике «посещаемости» отражено не столько количество фактических приезжих, сколько число официальных заселений в гостиницы. Частный номерной фонд, а также «дикарей», останавливающихся на съемных квартирах, посчитать не представляется возможным. «На самом деле, по всем оценкам и по всей информации от туристических компаний Татарстана, на время Универсиады был достаточно низкий спрос среди туристов, потому что номерной фонд был весь забронирован под размещение официальных делегаций, — рассказывает руководитель Госкомитета Сергей Иванов. — К тому же у многих был психологический барьер — боязнь того, что во время Универсиады будет тяжело передвигаться по городу, везде будут полицейские кордоны. Те, кто был в Казани в это время, эти страхи, конечно, опровергнут. Но вот как только Универсиада закончилась, сразу пошел резкий рост турпотока. Резко возросло количество индивидуальных бронирований, посещений музеев и заповедников, обращений в туристические компании, запросов на групповые туры. Универсиада дала мощную информационную волну, но она имела отложенный эффект. Посмотрев трансляции и новостные выпуски, люди увидели, что город совершенно другой — и сразу после Игр массово хлынули сюда».
Учитывая сложности с учетом официальных приездов, главными показателями динамики турпотока в Госкомитете по туризму РТ полагают данные о посещениях основных «точек туризма» — Казанского Кремля, Болгара, Свияжска, Елабуги и т. д. (см. таблицу). Правда, в потоке посетителей сложно отделить приезжих из других регионов и стран от местных жителей. «Многие думали, что после Универсиады будет затишье, но, к счастью, этого не произошло. Универсиада сделала свое дело, и сегодня мы видим стабильный поток. Этот летний сезон показал, что Казань — очень востребованный город. В будние дни Кремль посещают семьвосемь тысяч человек в день, в выходные эта цифра превышала 10 тысяч», — рассказывает заместитель директора музеязаповедника «Казанский Кремль» Антон Райхштат.
По словам Сергея Иванова, наиболее популярными туристическими маршрутами в Татарстане в летнем сезоне 2014 года стали обзорная экскурсия по Казани, а также экскурсии на островград Свияжск и в древний город Болгар. По итогам 2013 года Казань посетило более 1,5 млн человек, древний город Болгар посетили 192 тыс. туристов, а в Свияжск съездили 108 тыс. туристов. Многие туристы побывали в Старотатарской слободе, посетили набережные перед НКЦ «Казань» и озеро Кабан, а также театр им. Галиаскара Камала, частный музей социалистического быта и стадион «КазаньАрена». Кстати, официальные данные подтверждает и Яндекс: чаще всего в объективы фотокамер туристов попадают Кремль и расположенная на его территории мечеть Кул Шариф. Кроме того, в соревновании за внимание гостей лидируют Петропавловский собор, Зилантов монастырь, Храм всех религий в поселке Аракчино, мост Миллениум и Центр волейбола.
В республике разработана программа развития туризма, рассчитанная до 2020 года. Ее цель — удвоить к указанной дате туристический поток. «Перед нами стоит важная задача — сформировать уникальный бренд Казани и Татарстана, — продолжает глава Госкомитета по туризму РТ. — Унас есть для этого все возможности. Наша уникальность базируется на трех китах: город Казань, Волга и татарская национальная культура. В Татарстане — два объекта из списка ЮНЕСКО, это уже отличает нас от большинства регионов. И потом, Казань — уникальный город с великолепной тысячелетней историей, огромным количеством объектов культурного наследия. Одновременно с этим город очень современный, с развитой туристической инфраструктурой — гостиницы, рестораны, развлекательные учреждения, торговые центры, транспорт. Ну и, наконец, мы находимся в центре России, к нам удобно добраться как из регионов Поволжья, так и из СевероЗападного округа, с ближнего Урала. С точки зрения локации, туристический продукт, сформированный сегодня, выглядит очень и очень привлекательным».
Но у этого продукта есть, на наш взгляд, существенный изъян. По словам Сергея Иванова, Татарстан для туристов из Москвы и СанктПетербурга сегодня конкурирует с «Золотым Кольцом», Стамбулом и Прагой: «Это города, в которые туристы приезжают на двачетыре дня. Сегодня Татарстан предлагает такой же продукт, так называемый ситибрейк, тур выходного дня. С этими городами у нас похожа структура турпродукта — это небольшое знакомство с историей, с национальной культурой, традицией, кухней. До недавнего времени с подобным предложением выступал Киев. За туриста из других регионов мы конкурируем также с Москвой и СанктПетербургом». Антон Райхштат также отмечает тренд возрастающей популярности Казани среди приезжих из Москвы и СанктПетербурга как места для проведения выходных.
Одним из факторов потенциального успеха является цена — именно доступность турпродукта привлекает в Татарстан (и особенно в Казань) туристов как из регионов, так и из двух российских столиц. В то же время это говорит и о том, что в Татарстане, собственно, нечего делать дольше: день — Болгар, второй — Свияжск, третий — Кремль и пара музеев. «Необходимо максимально расширять количество предложений для туристов. Любое место можно и нужно сделать туристическим», — уверен Антон Райхштат. Именно так можно будет достичь показателя в 3,7 млн туристов в год.
Краевед Леонид Абрамов отмечает недостаточность полной и качественной информации о республике Татарстан в интернете. «Многие объекты сегодня приведены в порядок, но нельзя останавливаться на достигнутом. Есть еще ниши, которые можно осваивать. Широкие возможности для развития в Татарстане имеет сельский туризм. Перспективным я считаю развитие научнопопулярных музеев, например, организацию палеонтологического музея в Печищах, музейного комплекса в городе Чистополь», — говорит Абрамов. Сергей Иванов тоже уверен, что будущее туристической сферы Татарстана — за муниципальными районами: «Задача нашего комитета состоит в том, чтобы турист, который побывал в Татарстане, получал каждый раз новое туристическое предложение, новый продукт, связанный с маршрутами активного, экологического, этнического, гастрономического и других видов нишевого туризма. В ближайшее время должны появиться соответствующая инфраструктура и соответствующие предложения».
Казани активно «наступают на пятки» Нижний Новгород и Екатеринбург. В последнем, кстати, используют схожий с нашим посыл: «Екатеринбург — туристический центр, где встречаются Европа и Азия». Стоит ожидать скорого включения в борьбу Оренбурга и Уфы, которые также могут претендовать на звание моста между цивилизациями. Поэтому за своего туриста Татарстану еще придется побороться — причем как на российском, так и на международном поле.
Рустем АБДУЛХАКОВ, ФОТО: Ната СМИРНОВА |
Самые читаемые
Архив
|