поиск новостей
  • 17.04-28.04 Мечтатель. Театр Тинчурина, 17:00
  • 26.04 И в cтарости, и в радости! Театр Тинчурина, 18:30
  • 09.06 Баста. Первое стадионное шоу в Казани. Стадион "Ак Барс Арена" 20:00
Дни рождения
  • 23 Апреля Шафагат Тахаутдинов
  • 24 Апреля Талия Миннуллина
  • 24 Апреля Ильсур Метшин
  • 24 Апреля Эльмира Зарипова
  • 25 Апреля Борис Петров
  • 25 Апреля Лия Загидуллина
  • 25 Апреля Растям Бакиров
  • 25 Апреля Тимур Акулов
  • 26 Апреля Николай Путилин
  • 29 Апреля Нико Капанен
  • Сдается 1 ком.квартира мусульманской семье на длительный срок в ЖК Салават купере. Только граждане России. 89509488227 собственник ( не риелтор!!!!!)
  • Сдается 2-х комнатная квартира по ул. Ф.Амирхана порядочной семье на длительный срок. В квартире есть мебель, рядом остановка, магазины, рынок. Только граждане РФ без животных!!! 8-965-584-66-30 собственник.
  • Сдaётcя посуточно уютнaя однокомнатная кваpтирa в новом доме на улице Павлюхина, 110. Рядом торговый центр Kazan Mall. 89172977220
  • Здравствуйте! В преддверии весеннего праздника принимаю заказы на бенто торты и капкейки по приятным ценам. Буду рада стать частью вашего торжества! Город Казань. 89377708700 Динара. (Ватсап)
  • Продается двухкомнатная квартира в Челнах. Новый город, 30 комплекс. Хорошая планировка (распашонка), 52 кв.м. Теплая. В хорошем состоянии. Продает хозяин. Тел. 8-9631571216
  • Сдам комнату в общежитии по улице Хлебозаводская д. 6 чистоплотной, порядочной девушке. 89033060513
  • Сдается 2- х комн. Квартира порядочной семье на длительный срок. ЖК Салават купере. В квартире есть мебель для проживания. 89509488227 собственник.
  • На долгий срок сдается комната в общежитии на улице Бр.Касимовых 22/7 (пересечение с ул.Мавлютова). Имеется вся необходимая мебель, холодильник, стир.машина. Рядом метро, рынок, магазины. Подробности по телефону: 89274406462
  • Продается 3-комнатная квартира на проспекте Мира в Набережных Челнах. В квартире есть все удобства. Рядом с домом расположены школы, детские сады, магазины, аптеки, сквер Г. Тукая. Цена невысокая. Контактный телефон: +79872651909.
  • Сдaётcя посуточно свeтлая, уютнaя двуxкомнатная кваpтирa на улице Чистопольская. Рядом Aквaпapк Ривьера и Тaтнeфть Аpeна. В шаговой доступности оcтaновкa oбществeннoгo трaнспортa и неoбходимые магaзины и кaфе. В пешей доcтупнoсти ЗАГС-Чаша, Ак Баpc Apeнa, двoрец вoдных видов спорта. Ближайший торговый центр ХL, Парк Хаус, Тандем. Ждем гостей нашего города. Подробности по телефону 89272437185. Собственник.
Пресс-инфо
Татпресса.ру
Вести-Татарстан
Татар-информ
TatCenter.ru
Челнинские известия
Коммерсантъ
Казанские ведомости
Реальное время
Казанский репортер
 
13.11.2014 Образование

Иннополис: Точка притяжения светлых голов

По разным подсчетам, людей, имеющих отношение к программированию, в России с ее населением в 140 миллионов человек — всего от 300 до 800 тысяч. В Америке айтишников более 4,5 миллиона, при том что население страны превышает российское всего вдвое. Примерно столько же их в Индии, около пяти миллионов — в Китае. Россия не одинока в своих проблемах, Европа также испытывает сильнейший кадровый голод: программистов в Старом Свете в два раза меньше, чем вакансий для них на рынке труда.

Более того, отток IT-специалистов из Европы и России сопоставим по размерам. Уезжают туда, где тепло (например, в Силиконовую долину, где вечная весна со среднегодовой температурой 23 градуса). Уезжают в места с режимом наибольшего экономического благоприятствования — например, в ту же Индию. Однако самым мощным фактором является климат иного рода: очень умные люди хотят жить среди очень умных людей.
 
Именно на это делают основную ставку создатели университета «Иннополис» (ядро одноименной ОЭЗ технико-внедренческого типа, строительство которой ведется под Казанью). По мнению его ректора Александра Тормасова, в течение нескольких лет новый вуз, в котором на днях, кстати, прошел первый прием бакалавров, станет точкой притяжения самых светлых голов со всей России. Голов, способных угнаться за происходящими каждые пять-семь лет в IT-отрасли существенными, а то и вовсе революционными изменениями. 
 
— Александр Геннадиевич, когда, по вашей оценке, университет «Иннополис» может быть развернут уже на сто процентов? И, когда это случится, сколько специалистов он сможет выпускать — и по каким направлениям?
 
— «Проектная мощность» — пять тысяч одновременно обучающихся в университете студентов (то есть порядка тысячи человек приема на бакалаврские и магистерские программы в год). Форма обучения — только очная. Правда, некоторые курсы будут читаться удаленно — но только как часть обучения.
 
— А каково тогда количество специальностей?
 
— На этапе запуска у нас будет четыре магистерские специальности: специалист по управлению и разработке программного обеспечения (ее мы реализуем совместно с Carnegie Mellon University); направление data science, или «наука о данных»; компьютерная безопасность и робототехника. Для бакалавров — единая специальность, которая разбита на потоки по специализации. Условно говоря, это разработка программного обеспечения, которая сейчас разделена на специализации «искусственный интеллект» и, собственно, просто разработка. В дальнейшем мы планируем открыть специализацию в области data science и компьютерной безопасности, а также направление разработки игр и систем для индустрии развлечений game and entertainment development. На таких специалистов наблюдается огромный спрос: только в России порядка пяти тысяч человек сегодня занимаются созданием компьютерных видеоэффектов для кино.
 
— Значит, теоретически ваш университет может «убить» соответствующие факультеты в действующих вузах?
 
— Пять тысяч студентов — это ровно размер физтеха (МФТИ — Ред.). Но это своего рода «бутик». И мы понимаем, что будем не в состоянии набрать столько студентов не только в Казани, но и в Татарстане. И, поскольку проект федеральный, университет Иннополис выступит в роли «пылесоса», который будет притягивать лучших со всей страны. Более того, мы рассматриваем возможность создания специализированного интерната, своего рода «нулевого курса». Где можно было бы собирать порядка 500 ребят ежегодно, чтобы они приходили на первый курс университета, имея дополнительный уровень подготовки по соответствующим дисциплинам, в том числе по физике и математике.
 
— В числе ваших задач как ректора, помимо выстраивания структуры университета, определения ключевых направлений его работы, поиска грантов на научные исследования — еще и формирование «пула» преподавателей и исследователей. Кто будут эти люди?
 
— Сейчас мы проводим первый набор преподавателей для работы по магистерским и бакалаврским специальностям. Все они в свое время закончили университеты из ТОП-100. В том числе, это выпускники Trinity College (Дублин), Швейцарской высшей технической школы Цюриха Eidgenossische Technische Hochschule Zurich, Федеральной политехнической школы Лозанны, Imperial College London и других. У нас есть и некий консультационный совет, который помогает определить, кто достоин зачисления в университет Иннополис. В его состав, к примеру, входят глава факультета Carnegie Mellon University, глава исследовательской лаборатории IBM в Швейцарии, специализирующейся на фундаментальных исследованиях, заведующий лабораторией в ETH — Цюрих, декан направления компьютер-сайнз гонконгского университета, представители НИУ ВШЭ и другие. У этих людей уже есть опыт открытия вузов по всему миру.

— Каково прикладное значение научных исследований, которые будут вестись или уже ведутся в вашем университете?
 
— IT — это крупное направление, которое в себя включает и традиционно понимаемую фундаментальную науку, и знания, которые могут быть использованы на практике. Вообще, фундаментальная наука и практическое применение результатов исследования — это две стороны одной медали. Мы хотим, чтобы научные исследования наших преподавателей и коммерциализация их результатов были неотъемлемыми составляющими одного процесса.

— И каким вам видится соотношение количества ученых, преподавателей, исследователей и тех, кто будет «заточен» на получение быстрого результата?
 
— Я бы по-другому поставил вопрос. Я бы говорил не о людях, а об их рабочем времени. Есть разные категории сотрудников. Есть люди, которые ориентированы на науку, соответственно, их «отличительным признаком» обычно является набор научных публикаций. Есть люди, которые ориентированы на обучение. Они могут хорошо уметь учить, и при этом не публиковаться. И третья категория — те, кто ориентирован на нечто промежуточное, например, на инженерные исследования. Все эти люди в университете должны быть. И тогда их рабочее время может быть распределено примерно в такой пропорции: 40 процентов — на обучение, 40 — на участие в исследованиях и оставшиеся 20 — на нудную, но необходимую административную работу, например, участие во всевозможных комитетах, в работе приемной комиссии и т.д. Хотя, понятно, баланс у всех разный. Я был недавно в CERN (Европейская организация по ядерным исследованиям — прим. ред.), так мне рассказывали, что директор такого совершенно чудовищного по размерам устройства, как большой адронный коллайдер, вообще не имеет научных публикаций. Ни одной. И, тем не менее, он пользуется колоссальным уважением, потому что может заставить работать всю махину.

— Тем не менее, если уж совсем грубо — будут в вашем университете люди, которые станут «делать деньги»?
 
— Ну, есть научные гранты, и ими как раз и занимаются «исследователи». Они обеспечивают поток публикаций, в том числе и для того, чтобы у университета были основания для подачи заявки на какой-то грант: чем больше публикаций, тем выше вероятность его получить. Кстати, для многих западных университетов гранты являются основой их жизни. Порядка половины от суммы гранта берет университет. Оставшиеся же деньги тратятся на зарплату грантополучателю и тем, кто с ним по этому гранту работает. А это, как правило, студенты и аспиранты, которые с этих денег платят за свое образование. То есть большая часть грантовых денег так или иначе остается в университете. В общей сложности это может быть внушительная сумма — до двух третей бюджета.

— Ну, это мировая практика. В России же значительная часть грантов выделяется на проекты, близкие к производству. Если посмотреть под этим углом зрения, в чем вы видите перспективы для университета Иннополис?
 
— Заявляемся мы довольно активно. И уже выиграли грант на реализацию проекта по созданию передвижных рентгеновских станций. Они отправляются куда-нибудь в глухую деревню, там делается тотальный скрининг, например, на выявление ранних стадий туберкулеза. В аппарат не просто «вшит» специальный алгоритм, распознающий туберкулез или рак — через спутник он отправляет подозрительные снимки в единый центр, где их смотрят уже реальные доктора. Нашими партнерами по проекту является татарстанская компания «Вектор», которая производит соответствующее оборудование и спутниковые системы. Казалось бы, чисто социальная программа. Однако социальный аспект имеет прямое влияние на «отклик» на научные заявки, поскольку они идут под министерство образования, которое считает, что проект интересен, а потому готово его финансировать.
Есть проект с «Ростелекомом». Компания — крупнейший провайдер, которому нужна реализация всевозможных облачных платформ, чтобы предоставлять сервис везде, где только можно. И эта платформа должна иметь такой запас прочности, чтобы не «полететь», если за услугой одновременно обратятся все 140 миллионов населения России. Это даже не гигантский масштаб. Тот же большой адронный коллайдер за секунду обрабатывает петабайт (10 в 15-й степени байт) информации. Платформа «Ростелекома» должна уметь «переварить» объем информации до 20 петабайт.

— Помимо «Вектора», с какими еще местными компаниями вы собираетесь сотрудничать? И в чем будет заключаться это сотрудничество?
 
— Встреч с руководством компаний было множество. Не только на предмет совместных грантовых проектов, но и на предмет отбора наших студентов для работы на конкретных проектах. К примеру, на интервью со студентами перед поступлением на бакалаврскую программу присутствовали представители ICL, «БАРС груп», «КИР — корпоративные информационные рутины». Местные компании для нас даже более предпочтительны, поскольку находятся на расстоянии, что называется, вытянутой руки.

— Интерес этих компаний заключается в том, чтобы воспитать специалистов для себя?
 
— Не только. Помимо кадрового вопроса не менее, а, может быть, более существенна возможность получения разработок и результатов исследований или, как минимум, доступа к ним. Есть и еще один, казалось бы, побочный, но весьма важный «выхлоп» в этом процессе. Многие инженеры, работающие в компаниях и вовлеченные в работу со студентами, дополнительно мотивированы на хорошую работу — это освежает их жизнь. Это возможность взглянуть на свою работу со стороны, подумать об общих вещах, самому стать более креативным. Это не просто меняет к лучшему жизнь — для компаний это способ удержать у себя лучших.

Юрий АЛАЕВ
Эксперт Татарстан
№ --- | 15.10.2014
Эксперт Татарстан печать

▲ Наверх
Бренд-инфо
Книжные новинки
Энциклопедии
Камаловский театр
Татарская госфилармония
Фестиваль им. Рашита Вагапова
Национальный музей РТ
Ханский дом
Шаян ТВ
Татаркино
Комиссия по вопросам сохранения, развития татарского языка и родных языков народов, проживающих в РТ
«Элита»
Театр Тинчурина
Архив