Новости Татарстана и новости Казани представляют Бизнес онлайн, Комсомольская правда, Реальное время, Татар информ, Коммерсант, Казанские ведомости, TatCenter.ru
|
|
|
Дни рождения
|
|
|
06.03.2010 Бизнес
ИНТЕРВЬЮ С ДИРЕКТОРОМ ФИЛИАЛА «ПРИВОЛЖСКИЙ» X5 Retail Group N.V. РАДИКОМ ИБРАГИМОВЫМПрошлый год был непростым для торговых сетей. Одним пришлось отказываться от амбициозных планов расширения, другие и вовсе поглощены более удачливыми конкурентами. Кризис заставил сети по-новому взглянуть на свою ассортиментную политику, на снижение издержек. О том, какие тенденции сейчас на рынке ритейла, главному редактору делового еженедельника «где Деньги» Александру Андрееву рассказал руководитель Приволжского филиала X5 Retail Group Радик Ибрагимов. — Радик Ренатович, с какими итогами закончил 2009 год Приволжский филиал X5 Retail Group? — В 2009 году мы открыли седьмой супермаркет «Перекресток» в Татарстане и второй гипермаркет «Карусель» в Удмуртии. Однако самым значимым событием стало открытие в феврале прошлого года первого магазина «Пятерочка+» в Казани. За 11 месяцев 2009 года, несмотря на непростую экономическую ситуацию в стране, нами было открыто 20 магазинов этого формата. Таким образом, за год филиал прирос в общей сложности практически на 13 000 кв. м торговых площадей и стал мультиформатным. По итогам 2009 года, у нас более 22 млн покупателей, по отношению к прошлому году этот показатель увеличился более чем в 1,5 раза. В настоящее время под управлением филиала работают 34 магазина (без учета 12 магазинов «Патэрсон», ребрендинг которых предстоит в первой половине 2010 года). Если говорить по компании в целом, на 31 декабря 2009 года под управлением X5 Retail Group находилось 1372 магазина чистой торговой площадью 1,06 млн кв. м, включая 1039 дискаунтеров, 275 супермаркетов и 58 гипермаркетов. В прошлом году X5 открыла 271 новый магазин, увеличив чистую торговую площадь на 189 тыс. кв. м, включая покупку сети «Патэрсон». Эта сделка стала крупнейшей на рынке, но в целом 2009 год оказался довольно бедным на слияния и поглощения. Чистая выручка по проформе X5 в 2009 г. в рублях выросла на 25% — это один из лучших показателей для торговых сетей в России. Торговые площади увеличились на 22% за счет органического роста и поглощений. Рост LFL-продаж вырос на 10% в результате повышения как трафика в магазинах, так и средней стоимости покупательской корзины. — Миновал ли уже пик кризиса рынок продовольственного ритейла? — Кризис негативно повлиял на многих российских ритейлеров — замедлись темпы роста, наметилась консолидация рынка. Однако нам кризис пошел на пользу. В 2009 году X5 выполнила свой прогноз по росту выручки и продемонстрировала лучшие показатели работы сопоставимых магазинов в отрасли. По итогам 2009 года, у компании почти 1 млрд покупателей (в 2008 году было 816 млн). X5 активно использовала сложившуюся макроэкономическую ситуацию для ускорения темпов открытия новых магазинов, перевыполнив годовой план и добившись значительной экономии бюджета капитальных затрат, что позволило компании приобрести сеть «Патэрсон» за счет собственных средств. Мы также достигли заметного прогресса в области развития логистической инфраструктуры — к концу года X5 управляла как минимум одним распределительным центром в каждом регионе присутствия и повысила уровень централизации поставок до 61% по сравнению с запланированными 57%. — Согласны ли вы с утверждением аналитиков, что основным вектором развития российской торговли в 2009 году стало снижение количества магазинов форматов «гипермаркет» и «супермаркет» и увеличение числа дискаунтеров и магазинов «у дома»? — Выбранная X5 мультиформатная стратегия позволила более гибко реагировать на изменения покупательских предпочтений, при этом избегая резких движений и необратимых решений в отношении какого-то определенного формата. Мы сделали ставку на дискаунтер, отреагировав на изменение покупательских предпочтений — смещение спроса в пользу базовых продуктов, повышенное внимание к стоимости товара. И, позиционируя «Пятерочку+» как ценового лидера, не ошиблись: в целом по компании приток новых клиентов в сеть дискаунтеров за последние шесть месяцев составил 25 млн человек. А темпы роста трафика ускорились в сопоставимых магазинах с 6% в 1-м квартале 2009 года до 12% в 3-м квартале того же года. В дискаунтерах Приволжского филиала с момента открытия первого магазина совершили покупки около 6,5 млн человек. — Пересматривали ли вы свой ассортиментный портфель? — Нам предстоит серьезная работа в данном направлении в связи с вступлением в силу нового Закона «О торговле». Действие закона повлечет за собой сокращение ассортиментных позиций и перераспределение сил между поставщиками, перераспределение рынков брендов. Дело в том, что у производителей отобрали законные механизмы, с помощью которых они продвигали свои товары, будь то ретро-бонусы или связанные с договорами поставки маркетинговые расходы. Теперь диалог ритейлера с поставщиками ведется исключительно «через плоскость цен», и той продукции, которая не нравится покупателю, не будет на полках. Сократив количество ассортиментных позиций, ритейлеры сократят издержки, предоставив покупателю реальный выбор товара в высоком, среднем и низком ценовом сегментах. Кроме того, новый закон стимулирует розницу к наращиванию портфеля собственных брендов. Доля private labels в развитых странах доходит до 60%, да и со стороны россиян лояльность к частным маркам уже достаточно высокая — 48% согласно недавнему исследованию Comcon. Учитывая, что продукция под собственными торговыми марками ритейлера в среднем на 10-20% дешевле брендов-аналогов, мы полагаем, что сегодня для private label открываются большие перспективы. Никакой специальной раскрутки свои марки не требуют: достаточно поставить их на полку рядом с известными брендами. И выпускать их будут те же самые производители — только они не смогут взять с продавца денег за бренд и будут вынуждены довольствоваться более низкой маржой. Сегодня доля private labels в X5 составляет 5% ассортимента. По сравнению с развитыми странами ничтожно мало. Есть куда двигаться. Важно понять, какие марки сейчас не пользуются спросом, вывести их из ассортимента и оставить только востребованные. По нашим планам, из 70 существующих разрозненных марок останется несколько, при этом из охватывающих практически все категории товаров. — Некоторые участники рынка считают, что принятый Госдумой РФ Закон «О торговле» приведет к дефициту продуктов, стагнации сетевого ритейла с последующей национализацией наиболее крупных игроков. Согласны ли вы с таким прогнозом? — Крупные игроки нововведения восприняли спокойно. Когда закон уже принят и вступил в действие, критиковать те или иные его нормы бессмысленно и даже вредно. Уверен, что, если в законе и есть какие-то несовершенства, жизнь сама все расставит на свои места и, если будет необходимо, заставит внести поправки. Наша компания будет максимально скрупулезно соблюдать все его требования, ведь цель регулирования — защитить интересы покупателя — это и наша цель. Замечу лишь, что фактор дефицита работает в любой отрасли экономики. В случае с сетевой розницей таким дефицитным фактором становится торговая площадь, или, в жаргонном варианте, полка. В каждом магазине фиксированная площадь, и она не резиновая. Положим, приходит к нам поставщик соков. Мы говорим: ваш сок не пойдет. Он настаивает: поставьте, через месяц заберу. Держать в магазине товар, который не продается, противоречит интересам сети и покупателей. Кроме того, замена прежнего товара на полке требует затрат. Поставщик же хочет, чтобы его продвигали. Бонус — конкурентное преимущество поставщика в борьбе за полку и в конечном итоге — за покупателя. Однако с вступлением закона в силу запрещенные законом бонусные платежи не будут взиматься с поставщиков ни в какой форме. Все маркетинговые услуги будут оказываться только добровольно, и расценки на них будут публичными. А отказ от ретробонусов, за счет которых мы кредитовали поставщиков, позволит нам не только снизить закупочные цены на товар и компенсировать предусмотренное законом сокращение отсрочек платежей, но и сделать цены более привлекательными для покупателей. Рискну предположить, что, если все ритейлеры последуют нашему примеру, необходимость корректив назреет значительно раньше. И с инициативой выйдут не ритейлеры, а в первую очередь сами производители. Потому что умение крупного ритейлера обеспечивать быструю оборачиваемость потребительских товаров на массовых и высококонкурентных рынках (где постоянно появляются новые продукты примерно одинаковой потребительской ценности) производителям необходимо как воздух. К слову, о том, что основные положения вступившего в силу Закона «О торговле» могут быть скорректированы уже в 2011 году, пишет в том числе и Минпромторг в «Стратегии развития торговли в РФ». И рост потребительского спроса в 2010 году, прогнозируемый согласно макроэкономическим показателям, создаст возможности не для стагнации, а для дальнейшего роста торговых сетей. — Как отразится на работе ритейлеров отмена обязательного сертифицирования продуктов питания и алкоголя? Намерены ли сети требовать от поставщиков какого-либо подтверждения безопасности их продукции? — Полный отказ от обязательной сертификации, которая действовала в России почти 20 лет, является одним из условий вступления России в ВТО. По сути, производителям дали возможность автономно разрабатывать технические условия, что повлечет за собой расширение ассортимента. Вместе с тем, оформляя декларацию о соответствии, они обязуются выпускать продукцию в соответствии с заявленными ими же требованиями безопасности. Другими словами, постановление дает больше самостоятельности производителям и одновременно рассчитано на их порядочность. Возможно, эта мера заставит продавцов более ответственно и жестко выбирать своих поставщиков. Со своей стороны мы сделаем все, чтобы в нашей сети покупатель был максимально защищен от недоброкачественной продукции. Мы будем, как и раньше, самостоятельно контролировать качество товаров с помощью наших отделов по качеству. В X5 действует Дирекция по качеству, которая следит, чтобы продукция магазинов холдинга соответствовала европейским стандартам безопасности и качества. Контроль качества осуществляется в компании на двух уровнях: при приеме товара от поставщика как в распределительные центры, так и в наши магазины. Наши специалисты строго следят за соответствием поступающего товара всем необходимым стандартам (ГОСТ, ОСТ, ТУ, РСТ, стандарты ЕЭК ООН — европейские стандарты качества), а также внутренним требованиям, которые являются по факту более жесткими, чем требования по ГОСТам. — Какие тенденции ожидают ритейл в 2010 году? На что будет делаться упор X5 Retail Group в Татарстане? — В 2010 году X5 намерена открыть в целом по России около 250 дискаунтеров — этому формату мы продолжаем отдавать приоритет, а также примерно 7-10 гипермаркетов, около 15 супермаркетов, при этом потратив не более 18 млрд руб. В настоящее время доля рынка X5 в Татарстане в несколько раз ниже значения, которое прописано в Законе о торговле в качестве ограничителя. Это дает нам возможность и дальше наращивать нашу долю, открывая в регионе новые магазины. Безусловно, мы не планируем снижения темпов роста сети дискаунтеров в нашем филиале. Не исключается и возможность открытия магазинов крупных форматов. А в ближайшей перспективе нам предстоит ребрендинг 12 магазинов «Патэрсон».
Александр АНДРЕЕВ |
Самые читаемые
Архив
|