22.12.2010 Общество
В Казани жалоб на ЖКХ стало больше
В сфере ЖКХ люди чаще всего жалуются на необоснованные начисления оплаты жилищно-коммунальных услуг и плохую работу управляющих компаний.
Причем если в районах республики в 2009 году жалоб стало меньше, то в Казани, Нижнекамске, Елабуге, Альметьевске их число заметно выросло. Об этом рассказал на заседании "круглого стола", которое прошло в понедельник в Общественной палате РТ, начальник Госжилинспекции РТ Сергей Крайнов, основываясь на анализе обращений, поступающих в эту организацию.
За "круглым столом", заседание которого вел Михаил Застелло, руководитель рабочей группы по вопросам общественного мониторинга реформ ЖКХ, собрались представители заинтересованных ведомств, управляющих компаний и ТСЖ.
Сергей Крайнов сообщил, что число обращений в Госжилинспекцию по сравнению с двумя предыдущими годами существенно выросло. Всего к концу года поступило 5601 обращение. Меньше, в сравнении с 2009 годом, стали жаловаться на прохудившуюся кровлю (на 12 процентов) и затопленные подвалы (на 25 процентов). Зато на 77 процентов больше жалоб стало на некачественный ремонт, на 90 процентов - на содержание лестничных клеток и подъездов, на 61 процент - на неудовлетворительное содержание придомовых территорий, на 63 процента - на качество ЖКУ. Ну, а жалобы на необоснованное начисление оплаты за ЖКУ и неудовлетворительную работу УК бьют все рекорды - прирост на 223 процента и 181 процент соответственно.
Конечно, отчасти такой шквал жалоб можно объяснить тем, что появилась возможность предъявлять претензии через Интернет, те, у кого нет времени бегать по приемным с заявлениями, также обрели право голоса. Сыграл роль и масштабный капитальный ремонт, который идет по всей республике. Посмотрев на соседний дом, который наконец-то привели в божеский вид, люди и для себя захотели того же. На 84 процента выросло число просьб провести капитальный или текущий ремонт.
Но объяснить резкий рост обращений только этими факторами было бы слишком просто. По мнению С.Крайнова, причин, которые заставляют людей обращаться за помощью в соответствующие инстанции, несколько. Во-первых, у многих уже нет доверия к УК, которые нарушают сроки выполнения ремонтных работ, игнорируют требования составить акты о том, что соответствующие услуги не оказываются. Причем зачастую отказаться от услуг нерадивой УК жильцы не могут - нет альтернативы. Чаще всего в районе заправляет одна мощная УК, не имеющая конкурентов.
Во-вторых, УК не чувствует ответственности за свои просчеты, в том числе и материальной, ведь штрафы, которые на нее накладываются, обычно переносятся на обслуживающие организации.
В-третьих, деятельности УК не достает прозрачности. В идеале все они обязаны раскрывать интересующую потребителей информацию на сайтах, а на деле выходит так: кто раскрыл, и достаточно полно, а кто лишь чуть-чуть приоткрыл завесу, а то и вовсе утаил информацию.
Для того чтобы исправить ситуацию, Сергей Крайнов предложил сократить число домов, которые обслуживает каждая УК. Для этого создать в каждом районе несколько таких организаций. Наличие конкурентной среды не только даст жителям возможность выбирать наиболее добросовестных, но и улучшит качество услуг, ведь наличие конкурентов заставит "драться" за клиентов.
Необходимо также проводить открытые аукционы на право управлять домами, а в договоры с жильцами включать приложения, в которых содержится обязательный перечень услуг, где расписано, какие именно услуги оказывает УК, по какой цене, в какие сроки. Это позволит жильцам контролировать ситуацию и одновременно избавит УК от необоснованных претензий.
Конкурсы следует проводить и среди подрядных организаций, причем выбирать их с учетом мнения собственников жилья.
В каждой УК пора внедрить электронную систему приема жалоб и контроля их исполнения. Когда УК работает с десятками домов, физически невозможно принять по телефону все жалобы, а жителей, в свою очередь, раздражает необходимость часами "висеть" на телефоне, пытаясь пробиться по нужному номеру.
Госжилинспекция разработала форму полного раскрытия информации, которая станет подспорьем для всех УК. Да и собственники жилья смогут самостоятельно разобраться в том, куда и на что уходят их деньги.
Представители УК в своих выступлениях поднимали волнующие их проблемы, касающиеся прежде всего взаимоотношений с поставщиками, системы расчетов с ними за поставку тепла, воды. С жильцов деньги поступают с задержкой на месяц. А рассчитываться с поставщиками надо своевременно. Из-за этого растут долги (поставщикам тепла казанские УК должны уже 145 млн. рублей). Еще более увеличивают долги злостные неплательщики, причем, по данным УК, чаще всего это люди состоятельные, которые на самом деле способны расплачиваться вовремя, но не находят нужным с этим торопиться. Некоторые из них должны уже по 200-400 тысяч рублей. Что с ними делать? Выселять?
По словам члена рабочей группы ОП РТ Геннадия Сомова, выход нашли в Лениногорске, где задолжникам ТСЖ отключает воду или электричество, после чего у них сразу находятся время и деньги, чтобы заплатить за квартиру. Характерно, что бедные пенсионеры обычно платят вовремя.
Сомнения у участников дискуссии вызвали и тарифы. В частности, как рассказал Марат Нуриев, генеральный директор УК "Уютный дом", в Самаре тарифы на электроэнергию меньше, так как там ее поставляют шесть организаций, а не одна, как у нас. Так, может вопрос о конкуренции стоит поставить шире - и в отношении поставщиков тоже?
Лилия Борисова, представитель Комитета по тарифам РТ, говорила о необходимости сделать тарифы на жилищные услуги прозрачными.
А Анна Вагнер, директор УК "Уют", выступила с революционным предложением вовсе отказаться от УК, заменив их подрядными организациями, которые в состоянии обслуживать население без посторонней помощи. Впрочем, если судить по опыту ООО "Бриор+К", с которым познакомила участников заседания его директор Каусария Матросова, это вполне реально. Она добивается успеха благодаря постоянному общению с жильцами обслуживаемых домов: проводит собрания, распространяет анкеты, заполняя которые, жильцы оценивают качество обслуживания. В "Бриор+К" решают и кадровые проблемы. К примеру, дворники скоро будут на вес золота: работа тяжелая, оплата низкая. Чем заинтересовать? Матросова арендует жилье, в котором селит своих работников.
Опять же стоит вспомнить ПТЖХ и советские времена, когда ЖЭКи обслуживали несколько домов, и все были довольны. Может быть, УК в их нынешнем виде слишком затратные и неповоротливые структуры?
Поводов для обсуждения оказалось столько, что в один прием их никак не охватить. Было решено собираться регулярно, чтобы прийти к каким-то решениям. По итогам прошедшего обсуждения были приняты рекомендации для УК и подрядных организаций, которые позволят сделать их работу более качественной.