Новости Татарстана и новости Казани представляют Бизнес онлайн, Комсомольская правда, Реальное время, Татар информ, Коммерсант, Казанские ведомости, TatCenter.ru
|
|
|
Дни рождения
|
|
|
15.05.2015 Общество
Семья занимается дизайном и продажей оригинальных футболок под собственным брендом в Казани (ИНТЕРВЬЮ)На первом этаже девятиэтажки по улице Карбышева за ничем не примечательной железной дверью находится офис ООО «Казанская семья» Азата Гарифуллина и Адели Файзуллиной. У Азата в активе успешный бизнес по созданию презентационного видео, у Адели – опыт работы менеджером на всех крупных спортивных мероприятиях последних лет. Впереди FINA-2015, поэтому для беседы с «ЭТ» время смог выкроить только Азат, благо основной и вспомогательный бизнес находятся под одной крышей. Созданная тандемом фирма занимается дизайном и продажей оригинальных футболок под собственным брендом Kazan Family. Аудитория бизнеса: туристы и продвинутая молодежь.
О, это же Тукай!
На продвинутую молодежь приходится всего около 20 процентов оборота Kazan Family. Но именно эта аудитория, считает Азат, является тем маховиком, который раскручивает информацию о бренде. Кроме того, на ней легко апробировать новые идеи. К примеру, кто бы мог подумать, что будет пользоваться спросом футболка с изображением тяжело больного Тукая. Лично мне она кажется вызывающе неэстетичной, но казанским хипстерам, как оказалось, нравится. «О, это же Тукай за несколько дней до смерти! Круто!», – передает реакцию покупателей Азат. Он и сам хипстер, причем не столько по имиджу, сколько по занимаемой жизненной позиции, главная составляющая которой – материальная независимость, выраженная в словах «никогда не работал “на дядю”».
Работать на себя мой собеседник начал на втором курсе биофака педуниверситета - создавал на фрилансе презентационное видео. На последнем курсе, находясь под влиянием учебной практики, Азат понял, что быть педагогом может только в страшном сне. И вслед за первым высшим начал получать второе – на факультете режиссуры и кино КГУКИ. В 2010-м Азат зарегистрировал свою первую компанию – продакшн-студию. Пару лет спустя она ушла с молотка, чтобы дать жизнь новому проекту с привязанным к региону названием и логотипом. В целях рекламы предприниматель решил одеть свою команду в толстовки и футболки с корпоративной символикой. «Форма» привлекла внимание клиентов, и в какой-то момент пришло осознание того, что, добавив чуточку креатива, можно сделать ее создание самостоятельным направлением бизнеса. К этому подталкивала и ситуация на рынке презентационного видео, когда на волне кризиса количество заказов на него резко упало, и освободившееся от основной работы время надо было чем-то занять. Оказалось, что один бизнес удачно дополняет другой.
– Мы много делаем роликов для республики, общаемся с известными людьми и каждому презентуем три-четыре конверта с нашими футболками. Соответственно, это все попадает в Инстаграм, люди начинают спрашивать: «Ты где такую приобрел?» Или другая ситуация. Снимая видео-продакшн для хоккейного клуба «Ак Барс», я познакомился с человеком, делающим для них сувенирную продукцию. И вот уже поступило предложение создать на следующий сезон серию футболок с хоккеистами.
Код города
Хоккеисты «Ак Барса» – это пока будущее, в настоящем же любой желающий может приобрести футболку с изображением на выбор Нуриева, Шаляпина, Фешина или того же Тукая. Вроде бы банально, но, во-первых, ничего подобного на рынке сувенирной продукции Казани до сих пор не было, а во-вторых, нестандартной является технология подготовки изображения к печати. В качестве исходника Kazan Family использует не фотографию, а копию с нее, нарисованную профессиональным художником. Тем самым убиваются два зайца: снимается проблема авторских прав (на оригинальную фотографию всегда найдется правообладатель) и появляется возможность наносить полученное изображение не только на одежду, но и, например, в виде баннеров на фасады жилых домов – с фотографии картинка таких размеров выглядит размытой.
Вместе с портретом гения на футболках красуется слоган «My city – my family». «Это ключевой месседж всей стратегии, – объясняет предприниматель. – Футболка от нас - не просто сувенир, но бренд объединения. Ты родился в Казани, для тебя этот город что-то значит, но сейчас ты живешь в другом месте. Kazan Family дарит чувство причастности к городу. Позавчера отправили четыре конверта в Австралию, были заказы из США, Франции, Москвы… Людям по приколу ощущать себя частью большой казанской семьи. Отдельная тема – отдых. Я, допустим, новогодние выходные провел во Вьетнаме и был приятно удивлен, когда незнакомые люди, привлеченные футболкой, подходили и спрашивали: “Ты что, из Казани? Я тоже”».
О правильности выбранной стратегии Гарифуллин судит по результатам участия своей фирмы в последней Kazan Sunday Up Market, ежегодной дизайнерской ярмарке, где можно приобрести продукцию малоизвестных брендов и просто творческих людей. «Я для себя понял, – делится впечатлениями Азат, – что ролик за миллион рублей продать реально проще, чем футболку за 800, столько сил и энергии нужно потратить, чтобы выдернуть человека из толпы и заставить его раскошелиться. И там была такая акция, когда посетители брали пачку лайков и наклеивали их понравившимся брендам. В конце дня лайки подсчитали, и мы оказались на втором месте по популярности. Первое заняла флористическая компания. Мы им проиграли, но ярмарка-то проходила 8 марта».
Хипстерский подгон
Kazan Family без пяти минут полгода, поэтому фирма пока не планирует открытие собственной производственной площадки, предпочитая размещать заказы на стороне. До нового года, когда бизнес только-только начинался, в роли производителя выступил партнер из Китая. «Нам повезло, – говорит предприниматель, – только мы оплатили заказ, как доллар резко пошел вверх, и футболки, обошедшиеся нам в 200 рублей за штуку, через неделю стоили уже 300». Так в отдельно взятом малом бизнесе был взят курс на импортозамещение. «Альтернативы и не было, – признается Азат. – С Китаем выгодно сотрудничать, если ты работаешь с большими партиями товара, в нашем случае это от полумиллиона штук. Наши заказы на сегодняшний день не превышают 100 штук, и мы решили, что такие объемы дешевле размещать в Казани».
На вопрос о конкурентах предприниматель отвечает, что их у него нет. Да, есть футболки на Баумана по 300 рублей за штуку с надписью «Казань», но аналогичную по чеку и уровню исполнения продукцию в городе предлагает только Kazan Family. «У нас оригинальный не только принт, но и фасон, – рассказывает о преимуществах своего товара предприниматель. – К примеру, футболка для девочек имеет форму колокольчика. Это и модно, и учитывает индивидуальные особенности: худая девочка в ней кажется нормальной, а девочка в теле – более стройной». Производители «банальщины» подобных изысков не замечают и считают Гарифуллина идеалистом. «Они как мыслят? – объясняет Азат. – Если бы на такие футболки существовал спрос, они бы уже давно появились. На Баумана, возможно, хотя мы поставили стойку в “Ярмарке сувениров” и видим: берут, хотя и не столь активно, как нам бы хотелось. Но еще есть стойки в аэропорту и в хипстерском магазине «Лавка» на Восстания – там динамика продаж более интересная».
В планах предпринимателя – открытие полноценного online-магазина этим летом. На вопрос о том, что мешает это сделать уже сейчас, он отвечает так: лень и загруженность по основному бизнесу. Еще в планах запуск новых принтов. Самая многообещающая тема – президент Татарстана Рустам Минниханов. С ее возможными вариантами можно познакомиться на страничке Kazan Family в социальных сетях или просто заказав футболку в тех же соцсетях – в подарок фирма высылает наклейки с «экспериментальными» изображениями. Мое внимание привлекла «картинка» президента в гоночном шлеме. Гарифуллин комментирует:
– Эта тема будет доработана за счет надписи «Алга!» - «Вперед!». Если абстрагироваться, здесь можно увидеть Гагарина в космическом скафандре и с легендарным «Поехали!», только вместо «СССР» на шлеме написано «Татарстан». Это такой фан. Есть футболки с Путиным, в принципе, аналогия та же самая. Просто образ Путина – это кто? Это крутой мужик на коне и в черных очках. С Миннихановым такая тема не прокатит, потому что он другой. Но у Минниханова есть свои фишки – это его постоянный Инстаграм и, я бы сказал, свойскость. Тема с коммерческой точки зрения очень интересная, особенно с учетом предстоящих выборов. Осталось только после небольших доработок согласовать ее с Рустамом Нургалиевичем.
Калькулятор
Первая партия товара обошлась в 20 тыс. рублей. Еще около 50 тыс. ушло на конверты, наклейки и оплату услуг магазинов, разместивших на своей площади стойки Kazan Family. На этом предприниматель заканчивает калькуляцию затрат на запуск нового бизнеса, потому как все остальное, включая аренду помещения и работу художника, неотделимо от расходной части бизнеса основного. В штате ООО «Казанская семья» всего два человека, они же совладельцы бизнеса. Прибыль за неполные пять месяцев работы на рынке сувенирной продукции составила ничтожные 30 тысяч рублей. «Но мы особо и не напрягались, – резюмирует Азат. – В маркетинге есть понятие “партизанской рекламы”. Это когда люди, вооружившись товаром, который надо продвигать, идут на какое-нибудь массовое мероприятие и что есть мочи привлекают внимание СМИ и фотографов. Наш бизнес тоже в какой-то степени “партизанский” - развивается в связке и под прикрытием основного дела».
Алесей ЕГОРОВ |
Самые читаемые
Архив
|