02.02.2011 Авто
Рост цен на бензин. Готовы ли казанцы отказаться от авто?
По результатам опроса 23% россиян готовы отказаться от автомобиля при стоимости литра бензина свыше 30 рублей, при цене свыше 40 рублей - 17%, свыше 50 рублей - 7%, а свыше 60 рублей - 4%. Не откажутся от личного транспорта при любой стоимости бензина 23% опрошенных, а тех, кто уже от него отказался по причине дороговизны, всего 7%. О том готовы ли автомобилисты Казани отказаться от личного транспорта, узнавал TatCenter.ru.
С 27 по 28 января 2011 года исследовательский центр SuperJob по заказу РБК daily провел опрос среди экономически активного населения России (в частности, среди автомобилистов) с целью узнать, как рост цен на бензин сказывается на их жизни. Примечательно, что женщины меньше мужчин хотят расстаться со своим автомобилем из-за высоких цен на топливо. Вариант ответа "не откажусь при любой стоимости" выбрали 27% женщин против 22% мужчин.
Разнились ответы на поставленный вопрос и в зависимости от возраста респондентов. При цене на бензин свыше 30 рублей за литр отказаться от автомобиля готовы 26% опрошенных в возрасте до 24 лет. В возрастной категории от 45 лет и старше таковых оказалось лишь 25%, в то время как 72% в возрастной категории от 25 до 45 лет и старше не откажутся от авто при любой стоимости бензина.
Что касается доходов, то наибольший процент – 27% опрошенных – с ежемесячным доходом от 35 000 до 44 999 рублей незамедлительно откажутся от машины при цене топлива свыше 30 рублей за литр.
Затруднились ответить на вопрос 19% опрошенных, мотивировав это различными причинами. Отметим, что в последнее время в России фиксируется значительный рост цен на бензин. Так, оптовые цены на этот вид топлива в среднем по России выросли за последний период на 0,4-2,5% в зависимости от сорта. Растут и розничные цены: их увеличение в зависимости от сорта составило 6-9%.
TatCenter.ru решил выяснить, при какой цене на бензин татарстанские автомобилисты готовы отказаться от личного транспорта?
Сергей Чернов, заместитель генерального директора ООО "КАН-авто":
- Цена на бензин – величина относительная. Предположим, что в стоимость топлива будет включен транспортный налог. И если тогда при делении среднего числа заправок в году на налог получится обоснованная цена, то повышение оправдано. Но если рост цен вызван тем, что кому-то нужны деньги, то это неправильно. Все должно быть обосновано.
Также отказ от автомобиля зависит от суммарного дохода человека и от того пользуется ли он служебным транспортом. Если работа связана с использованием автомобиля, то человек будет им пользоваться несмотря ни на что. Впрочем, если использование авто не будет оправдано прибылью, то многие от него откажутся. Но я не знаю, как надо поднять цену на бензин, чтобы все массово оставили свои машины. Сейчас мы достигли стабильного спроса на автомобили. Конечно, он зависит от уровня доходов населения. Но сейчас я могу сказать, что по продажам машин марки Lada мы достигли определенной цифры и держимся на ней уже полгода.
Ильдус Янышев, председатель совета директоров ГПБ "Контр":
- Вряд ли удастся отказаться от автомобиля, а вот сократить количество поездок придется. К тому же, как вариант, пересяду на велосипед, в Европе этот вид транспорта очень популярен, там цена на бензин около 30 евро или 60 рублей за литр. Возможно, рост цен и наших земляков подвигнет на занятия велоспортом. Таким образом, при появлении спроса на велосипеды, и велосипедные дорожки появятся. Сейчас я ограничиваю себя в езде на автомобиле, задумываюсь о приобретении автомобиля с гибридным двигателем, например, Тойоты Приус. Впрочем, у нас мало кто задумывается о таком транспорте, россияне предпочитают большие машины, которые потребляют много топлива. Но думаю, что через 10 лет настоящие автомобили заменит транспорт на биотопливе.
Сейчас от роста стоимости на бензин в нашей компании "страдают" служебные машины, их 15 штук. Им приходится приезжать на работу и патрулировать город, охраняемые объекты, что сказывается на затратах на топливо. А, следовательно, отражается и на росте цен на наши услуги.
Вячеслав Лаврентьев, председатель Союза автомобильных грузовых перевозок при Ассоциации предпринимателей малого и среднего бизнеса РТ:
- Здоровье дороже, поэтому ездить придется. К тому же сейчас стоимость проезда на автобусах подняли почти до 20 рублей, так что на автомобиле ездить выгоднее. Хотя дизельное топливо сейчас выросло до 25 рублей за литр и ожидается до 27 рублей. Такое изменение цен, конечно, отражается и на стоимости наших услуг. Если сейчас бензин повысился на 30%, то услуги в среднем до 10-20% вырастут. Впрочем, сейчас мы работаем по прошлогодним ценам, потому что спрос на грузоперевозки небольшой. Чаще всего машины заняты в вывозе снега, поэтому работаем практически в "ноль". Но ближе к весне, когда клиентов станет больше, цены повысим.
Должен признаться, что наверно нет такой цены, при которой пришлось бы отказаться от автомобиля, хотя в последнее время стал чаще ездить на автобусах, а иногда 2-3 км готов и пешком пройти. Но связано это в первую очередь не с ценами на бензин, а с пробками на дорогах.
Олег Шатов, директор казанской Школы высшего водительского мастерства:
- Если я откажусь от автомобиля, то придется отказаться и от своей работы. Поэтому для меня такой цены наверно нет. Хотя надо признаться, что я начал задумываться над тем, стоит ли куда-либо ехать, прежде чем сажусь за руль. К тому же стараюсь совмещать за один раз несколько поездок. Думаю, что в будущем буду чаще ходить пешком. Мои друзья от автомобилей тоже не отказались, но если уж куда-то едут, то тоже сразу в несколько мест. Один друг ездит только на работу и обратно, другой использует авто раз в неделю для поездок по магазинам. Конечно, рост цен и на бензин, и на солярку все желание вождения убивают.