21.04.2011 Общество
Тухлятина по доступной цене
Практика показывает, что, если, обнаружив в супермаркете просроченные продукты, вы потребуете немедленно убрать их с полок, дело может закончиться скандалом. Глядишь, вас в магазин еще и перестанут пускать, а тухлая продукция вернется на прежнее место в торговом зале.
- Многие покупатели, знающие свои права, стараются сразу же найти правду и добиваются сиюминутного результата, но такое же нарушение зачастую повторяется в отношении других покупателей, - считает начальник отдела проверок Госалкогольинспекции РТ Виталий Бадин. - Куда больше пользы приносит жалоба, например, к нам. Можно отправить ее письмом или по Интернету, и мы получим право провести внеплановую проверку. А можно позвонить - и сотрудники отдела по защите прав потребителей подскажут, как лучше действовать.
Последняя внезапная проверка по жалобе покупателя прошла на днях в Нижнекамске. В результате в магазине крупной сетевой компании на улице Менделеева, где, как следует из рекламы, продают товары по "народным" ценам, нашли 37 кг просроченной колбасы и 36 банок консервированных ананасов с истекшим сроком годности. В Казани в магазине другой сети на улице Авангардной проверяющие обнаружили разной "просрочки" на 36 тысяч рублей. А самой опасной находкой сотрудников Госалкогольинспекции за последние дни стали 100 килограммов просроченного мяса в магазине на улице Ботанической. Стоила тухлятина действительно дешево - чтобы быстрее расходилась.
- Неудивительно, что во время внеплановых проверок мы находим в торговых точках продукты с истекшим сроком годности, - говорит Виталий Бадин. - Забавно другое: при плановых проверках, предупредив администрацию за три дня до прихода, мы тоже их почти всегда обнаруживаем! А продавцы и администраторы удивляются: ну как же, мы все упаковки осмотрели, а вот на эту одну-единственную не глянули, думали, она тоже в порядке...
В прошлом году Госалкогольинспекция РТ провела 896 проверок и нашла просроченных товаров на 852 тысячи рублей. Торговцы выплатили более 1,5 млн штрафов. Чаще всего нарушались сроки хранения мяса, мясопродуктов, кур, молока, молочных продуктов, сыра и кондитерских изделий. Количество жалоб на эти продукты год от года растет, хотя в целом жалоб на качество продовольственных товаров становится меньше. До 90 процентов этих жалоб поступает из Казани. И дело не в том, что на селе народ непривередливый или прав своих не знает. В районах, по словам Бадина, люди побаиваются торговцев, там все друг друга знают и за "организованную" соседом внеплановую проверку могут отомстить.
Между сторонниками покупок в супермаркетах и приверженцами рынков идет вечный спор. Первые считают, что в супермаркете риск купить просроченный товар меньше, вторые твердят: цены на рынке ниже, оборот происходит быстрее, значит, там продукты свежее. Но в Госалкогольинспекции полагают, что между высокой ценой и просрочкой связи обычно нет, а магазины крупных сетей все-таки надежнее. Тем не менее статистика на сайте Госалкогольинспекции РТ пока говорит в пользу рынков: в первые три месяца этого года на магазины поступило 1234 жалобы, а на рыночных торговцев - всего 108.
Покупателю на заметку: продукт с истекшим сроком годности и несвежий продукт - вовсе не одно и то же. У них даже "подведомственность" разная: если вы видите на прилавке колбасу с прошедшей датой реализации, жалуйтесь в Госалкогольинспекцию, если, нарезав дома колбасу с нормальной датой, засомневались в ее свежести, пишите в Роспотребнадзор. Или в Госалкогольинспекцию, но будьте готовы к тому, что жалобу все равно перешлют санврачам, а тогда, сами понимаете, разборки затянутся.
Фото svobodanews.ru