• 18.09 Деловой завтрак «PRO DEVELOPMENT: Стройка федерального масштаба. Самые активные в девелопменте регионы России». Москва. Radisson Collection Hotel Moscow
  • 23.09 Концерт Филармонического джаз-оркестра РТ. Татгосфилармония. 11:00
  • 19.10 Чиж & Cо. 25 лет. КРК "Пирамида". 19:00
Дни рождения
  • 22 Августа Марат Башаров
  • 22 Августа Талгат Абдуллин
  • 22 Августа Евгений Ефимов
  • 23 Августа Рафкат Кантюков
  • 23 Августа Сакина Шаймиева
  • 24 Августа Альбина Абсалямова
  • 25 Августа Равиль Гайнутдин
  • 25 Августа Евгений Богачев
  • 25 Августа Курбан Бердыев
  • 27 Августа Евгений Медведев
  • Продаём коттедж в элитном комплексе ок Обухово,Лаишевкий район, 2х эт.6соток,126кв.м, цена 2мл900тыс.тел 89376152452
  • 2 парня, студентки, без вредных привычек, снимут 1 ком.квартиру недалеко от центра в г. Казани. Недорого. Телефон: 89963369167
  • Сдам комнату 1 девушке. На длительный срок. Центр Казани, улица Амирхана Еники, 3 (рядом ул. Вишневского). Комната с ремонтом, окно плас., дверь железная. Соседи тихие и спокойные. Рядом ВУЗы (КГСАУ, КГТУ и другие). Остановка рядом. 89375779892
  • Вашему вниманию предлагается 2-х комнатная хрущевка, на 4-м этаже 5-ти этажного кирпичного дома 1963г постройки.В г.Зеленодольск, по ул. Космонавтов, д.1 С хорошим ремонтом: с/у совмещенный в кафеле, пол - ламинат, натяжные потолки. Удобная планировка. Общая площадь квартиры 45.1м2. Окна выходят на городское озеро. В центре города, Вся инфраструктура в шаговой доступности: Гимназия №3, Детский сад №19 Красная Шапочка, городской рынок, Авангард - спортивный комплекс,?Парк Победы. Квартира очень теплая и уютная, ждет своего хозяина. т:+7 96 00 300 545
  • Продаю участок, 15 соток, кадастровый номер 16:24:140101:365 прямоугольной формы в деревне Орел До города 15 минут езды на машине, так же ходит рейсовый автобус № 103 и 104. все коммуникации, включая газ, на границе с участком. Участок находится в 500 м от леса, тишина и чистый воздух. В 3 км от участка – берег Волги, также 3 км. до Тарлашинского озера. В деревне есть: детский сад, школа, дом культуры и 3 магазина, а так же в 5-и минутах езды магазин «Пятерочка» и «Магнит» в 15 минутах езды б/о Бережок. Возможен торг. Телефон 8 9274 494 274
  • В Казанскую городскую филармонию требуется Видеомонтажер/видеоконтентщик. Резюме присылайте на почту [email protected]
  • Сдам комнату на длительный срок семейной пары или двум девушкам (без вредных привычек). Всё необходимое для проживания есть . Казань, ул. Бр. Касимовых, 22/7 89506670933
  • Продается дача на Дальних Садах.4 сотка.Тел.89272491829
  • Казань советский район продаеться большая комната с балконом 18 кв.м.89509469991
  • Продается новый бревенчатый дом в Менделеевской районе.собственник 89393817139

Пресс-инфо
Татпресса.ру
Вести-Татарстан
Татар-информ
TatCenter.ru
Челнинские известия
Коммерсантъ
Казанские ведомости
Эхо Москвы в Казани
Эксперт Татарстан
Реальное время
Казанский репортер
 
19.04.2010 Экономика

РЕКА ДОЛЖНА РАБОТАТЬ. ЭТО ДИКТУЕТ ГЕОГРАФИЯ ТАТАРСТАНА

Перед самым началом навигации в речном хозяйстве Татарстана обострился конфликт между ОАО "Азимут" и оператором пассажирских речных перевозок республики - ОАО "Казанское речное пассажирское агентство" (КРПА), которое в 2007 году вывели из состава "Азимута" как убыточное подразделение и пустили в "одиночное плавание". От КРПА требуют вернуть взятые у "Азимута" в аренду суда, причем за два года до истечения ее срока. И 22 марта "Азимут" неожиданно получил поддержку Министерства транспорта и дорожного хозяйства РТ, заключившего с ним договор на осуществление пассажирских перевозок. Тем не менее о ситуации в отрасли мы решили побеседовать именно с генеральным директором КРПА Александром БАБУРИНЫМ - он руководил пассажирскими перевозками в самые трудные годы, и речники не только выкарабкались из ямы, но и понемногу даже стали приобретать суда.

Городской… речной транспорт

 

- Александр Михайлович, с начала 90-х общая протяженность эксплуатируемых татарстанскими (да и не только) речниками пассажирских маршрутов резко сократилась. А может быть, речные перевозки попросту не нужны?

 

- Да, в советские времена общая протяженность речных путей Татарстана достигала 1079 километров. Сегодня от них осталось 150, можно сказать, осваивается только участок Волги в районе Казани. Пассажирских линий было 35, сейчас - 21. Вместо 50 судов - 25.

 

Да, появилась сеть хороших автодорог, но ведь водные пути от этого не исчезли. А расположение Казани и многих населенных пунктов Татарстана по отношению к водным маршрутам - очень удачное. На ряде направлений река по скорости доставки пассажиров выигрывает у сухопутных путей. Например, если от Казани до Камского Устья на автобусе надо добираться более двух часов, то по воде - 1 час 15 минут. А вот более наглядный пример: от Казани до Верхнего Услона на автобусе - 1 час 20 минут, на судне на воздушной подушке (СВП) - 7 минут. То есть сама география республики зачастую тяготеет к водным маршрутам.

 

- Думаю, найдется немало людей, помнящих, что и по Казанке некогда ходили пассажирские суда…

 

- Да, Казанка "работала" до 70-х годов. Но есть реальная возможность возобновить перевозки, вплоть до организации пригородных сообщений из центра города. Для этого прекрасно подойдут, например, СВП "Луч", которые мы приобрели в прошлом году: вместимость - 51 пассажир, скорость - 45 километров в час. Эти маршруты можно сделать привлекательными и для населения, и для перевозчиков.

 

Но могут быть востребованными и внутригородские перевозки по Казанке. Смотрите: участок от Ривьеры до речного порта на СВП мы проходим за семь минут, а на автобусе сколько для этого времени понадобится?

 

Выбор пассажиров

 

- А насколько востребован речной транспорт пассажирами?

 

- По нашим наблюдениям, его популярность не снизилась. Даже в тяжелейших для речного флота условиях в 2007-2008 годах (за 2009-й обобщающей статистики пока нет) КРПА по количеству перевезенных "пригородных" пассажиров занимало по России второе место (на первом - Волгоградская область, но там в основном переправные линии). Необходимость речных перевозок понимают и в правительстве Татарстана, а потому и субсидии нам выделяют. Впрочем, они таковы, что не решают главную проблему, которую можно обозначить так - речной флот умирает.

 

В транспортной политике государства виден явный перекос в "сухопутную" сторону. Нет, мы не против строительства автомобильных и железных дорог. Но есть немало участков, где речные перевозки выгоднее. Ведь затратна только постройка судов, а в остальном это дешевый вид транспорта, экологичный, приятный для пассажиров. И люди должны иметь выбор - не надо загонять их на автобус или железную дорогу. И потом - неправильно, когда водные магистрали не работают, а сухопутные при этом перегружены. К вопросу надо подходить как раньше, когда была единая транспортная система, элементы которой дополняли друг друга. Сегодня же такое ощущение, что речку забыли. Да, ей пользуется не такой большой процент населения, как автодорогой, но и его мнение надо учитывать.

 

- Речники пытались поднимать эту проблему?

 

- И не раз. Выступали на коллегиях, писали письма, доказывали. Была проведена большая работа по типизации судов - какие и где будут экономически оправданы. А ведь изменилась и психология пассажира. Было время, когда люди довольствовались малым. Старый "омик"? Какая разница - везет и хорошо! Час, два - неважно. А сегодня в условиях конкуренции с автомобильным и железнодорожным транспортом на большинстве пригородных маршрутов необходимы скоростные суда - СВП или на подводных крыльях. И тех, и других в агентстве по четыре. Но этого мало, а имеющиеся крылатые теплоходы к тому же безнадежно устарели и экономически себя не оправдывают.

 

Порочный круг

 

- То есть надо уходить от устаревших судов…

 

- Наша семерка "Омов" начала справлять пятидесятилетние юбилеи! Теплоходы "Москва" - тоже 60-х годов постройки. И такая ситуация по всей Волге. Коллектив поддерживает суда в исправном состоянии - контроль жесткий, но все равно эксплуатируются они с большими ограничениями. О комфорте и не говорим. И чем старее судно, тем больше в него вкладывается средств. Экономически выгоднее построить новое, чем содержать старое.

 

Но сегодня мы имеем порочный круг. Перевозчики не в состоянии оплатить постройку судна, соответственно, их не производят. Те же, кто готов профинансировать строительство, говорят: "Деньги будут, но сначала дайте нам "потрогать" готовое судно", а построить головное судно не на что.

 

Агентство рассматривало несколько вариантов. Зеленодольский завод имени Горького предлагает хорошее скоростное судно нового типа - проекта А45, рассчитанное на перевозку ста человек. Но для нас его экономика непосильна. Если в Сибири теплоходы А45 из-за стопроцентной загруженности и хорошей платежеспособности населения окупаются, то нам, чтобы вернуть затраченные на такое судно 115 миллионов рублей, даже в идеальных условиях потребуется 50 лет.

 

- Неужели нет чего попроще?

 

- Очень интересный проект предлагают нижегородские судостроители - судно на подводных крыльях (СПК) "Олимп", у которого, по проекту, экономика лучше, чем у нынешних СПК. У нас нашлось бы для него немало работы. Стоимость - 50 миллионов рублей. Тоже многовато. Впрочем, мы готовы взять деньги в банке, но ведь не дадут кредит на такой срок.

 

Очень интересна разработка Зеленодольского проектно-конструкторского бюро (ЗПКБ) - относительно дешевый катамаран "Максат", перевозящий до 260 пассажиров. Совместно с тем же ЗПКБ разработали проект речного такси "Стриж" (вместимость - 32 человека, скорость - 45 километров в час). Просчитали каждую копейку, каждую лошадиную силу. Судно окупится в три с половиной навигации. На федеральных отраслевых мероприятиях мы этот проект продвигали и заинтересовали им многих судовладельцев. Но все говорят - покажите "живьем". В конце 2008 года агентство, ЗПКБ и Сосновский судостроительный завод договорились до строительства на равных паях головного "Стрижа". Но - не получили под этим тройственным соглашением подписи Министерства транспорта и дорожного хозяйства Татарстана… Некому нам помочь. Государству необходимо продумать схемы помощи производителям и перевозчикам.

 

Влюбленные в реку

 

- Развитие перевозок потребует создания соответствующей береговой инфраструктуры…

 

- Да, проблема есть. В планах - замена до 2020 года всех наших восемнадцати дебаркадеров на стационарные причалы.

 

- Вы говорите о новых маршрутах, судах, а кто будет ими управлять?

 

- Кадры - еще один больной вопрос. Средний возраст капитанов - 45 лет, а в лучшие времена они были на 10-15 лет моложе. Но за последние три года мы почувствовали, что у молодежи вновь появился интерес к речному транспорту. В этом году несколько только что отслуживших в армии выпускников Казанского речного техникума решили вернуться к специальности. Такого не было давно. Значит, река полюбилась им. А если будет новый флот?! Это же очень интересно - управлять современным судном. Но сейчас идут только те, кто влюблен в речку, в Волгу.

 

Фото: Роман ХАСАЕВ

Тимур ЛАТЫПОВ
Время и Деньги
№ 67 | 19.04.2010
Время и Деньги печать

▲ Наверх
Бренд-инфо
Книжные новинки
Энциклопедии
Addnt.ru
Камаловский театр
Татарская госфилармония
Фестиваль им. Рашита Вагапова
Театр Кариева
Urazova.ru
Национальный музей РТ
Ханский дом
Шаян ТВ
Архив