поиск новостей
  • 17.04-28.04 Мечтатель. Театр Тинчурина, 17:00
  • 26.04 И в cтарости, и в радости! Театр Тинчурина, 18:30
  • 09.06 Баста. Первое стадионное шоу в Казани. Стадион "Ак Барс Арена" 20:00
Дни рождения
  • 19 Апреля Яркко Иммонен
  • 19 Апреля Искандер Гиниятуллин
  • 23 Апреля Шафагат Тахаутдинов
  • 24 Апреля Эльмира Зарипова
  • 24 Апреля Талия Миннуллина
  • 24 Апреля Ильсур Метшин
  • 25 Апреля Тимур Акулов
  • 25 Апреля Борис Петров
  • 25 Апреля Лия Загидуллина
  • 25 Апреля Растям Бакиров
  • Сдается 1 ком.квартира мусульманской семье на длительный срок в ЖК Салават купере. Только граждане России. 89509488227 собственник ( не риелтор!!!!!)
  • Сдается 2-х комнатная квартира по ул. Ф.Амирхана порядочной семье на длительный срок. В квартире есть мебель, рядом остановка, магазины, рынок. Только граждане РФ без животных!!! 8-965-584-66-30 собственник.
  • Сдaётcя посуточно уютнaя однокомнатная кваpтирa в новом доме на улице Павлюхина, 110. Рядом торговый центр Kazan Mall. 89172977220
  • Здравствуйте! В преддверии весеннего праздника принимаю заказы на бенто торты и капкейки по приятным ценам. Буду рада стать частью вашего торжества! Город Казань. 89377708700 Динара. (Ватсап)
  • Продается двухкомнатная квартира в Челнах. Новый город, 30 комплекс. Хорошая планировка (распашонка), 52 кв.м. Теплая. В хорошем состоянии. Продает хозяин. Тел. 8-9631571216
  • Сдам комнату в общежитии по улице Хлебозаводская д. 6 чистоплотной, порядочной девушке. 89033060513
  • Сдается 2- х комн. Квартира порядочной семье на длительный срок. ЖК Салават купере. В квартире есть мебель для проживания. 89509488227 собственник.
  • На долгий срок сдается комната в общежитии на улице Бр.Касимовых 22/7 (пересечение с ул.Мавлютова). Имеется вся необходимая мебель, холодильник, стир.машина. Рядом метро, рынок, магазины. Подробности по телефону: 89274406462
  • Продается 3-комнатная квартира на проспекте Мира в Набережных Челнах. В квартире есть все удобства. Рядом с домом расположены школы, детские сады, магазины, аптеки, сквер Г. Тукая. Цена невысокая. Контактный телефон: +79872651909.
  • Сдaётcя посуточно свeтлая, уютнaя двуxкомнатная кваpтирa на улице Чистопольская. Рядом Aквaпapк Ривьера и Тaтнeфть Аpeна. В шаговой доступности оcтaновкa oбществeннoгo трaнспортa и неoбходимые магaзины и кaфе. В пешей доcтупнoсти ЗАГС-Чаша, Ак Баpc Apeнa, двoрец вoдных видов спорта. Ближайший торговый центр ХL, Парк Хаус, Тандем. Ждем гостей нашего города. Подробности по телефону 89272437185. Собственник.
Пресс-инфо
Татпресса.ру
Вести-Татарстан
Татар-информ
TatCenter.ru
Челнинские известия
Коммерсантъ
Казанские ведомости
Реальное время
Казанский репортер
 
30.06.2011 Общество

"От архитектуры вы никуда не денетесь"

"Столичный округ" у Казани должен появиться раньше, чем у Москвы. Это одно из возможных направлений корректировки генплана Казани, плановый срок которой наступает в 2012 году. А градостроительное задание на проект корректировки должно быть подготовлено уже до конца этого года.

"Я думаю, корректировка генплана должна быть довольно существенной", - говорит Александр Дембич, завкафедрой градостроительства и планировки КГАСУ, профессор, один из авторов генплана Казани. И объясняет: все основные изменения в облике Казани после принятия ее генплана в 2007-м были этим генпланом вовсе не предусмотрены. Самый наглядный и масштабный пример: возникновение массы объектов Универсиады и изменений в дорожно-транспортной сети, подстроенных под этот проект... 

К обсуждению вопроса, что необходимо изменить сейчас в генплане Казани, мы пригласили и московского эксперта. Это Валерий Ауров, завкафедрой архитектуры общественных зданий МАРХИ (Государственная академия), профессор, который приехал в Казань для участия в работе государственной аттестационной комиссии КГАСУ. Разговор начали с его впечатлений о городе.

Ауров. Я Казань вижу наездами. Первый мой приезд сюда был в 1978 году. Кремлевская (тогда Ленина) была улицей №1. Второй приезд - в 90-е, когда начинали строить вашу пешеходную эспланаду на Баумана. Этот проект обещал много, но... Сейчас Кремлевская улица выглядит, как мертвая, пешеходная стала длиннее (за счет Петербургской, которая выглядит продолжением улицы Баумана. - М.Ю.), но она вызывает недоумение. Хотели превратить ее в протяженный культурно-развлекательно-торговый центр города, но если фасадная часть как-то проработана, то во дворах - или заколочено, или пустота и зияющие окна, и все это заканчивается "петербургской башней" (ротондой), в которой ребята регулярно бьют стекла...

Но самое главное, эта эспланада не имеет транспортного обслуживания извне. А если вы улицу делаете пешеходной и насыщаете ее объектами культуры, торговли, кафе... - то нужны внешние подъездные пути, и нужно, чтобы к ней подходил общественный транспорт.

Дембич. Потому что как до нее добраться, да? Машину поставить негде, общественный транспорт останавливается только на площади Тукая, оттуда идти до конца улицы не очень-то удобно... К тому времени в городах страны уже был опыт создания пешеходных улиц, и деньги были, но проект не был увязан с общей жизнью этой части города. Спешили к юбилею Казани...

"ВК". У нас это обычный способ решений, и не только градостроительных: "буря и натиск". Нам уже обещали Национальную библиотеку по проекту Ван Эгераата, зоопарк по проекту британской "Аткинс", Старо-Татарскую слободу в интерпретации Асебильо...

Дембич. У крупных зарубежных фирм - большие финансовые возможности, они умеют подать свой проект... Но на стадии готового продукта у нас, как и в Москве, мы их результатов еще не видели. Они приходят и на эскизный проект, как правило, заказ получают. Рассчитывают потом сделать и рабочий проект (он тоже стоит немалых денег, счет на миллионы долларов), но, как правило, дальше эскизного не идет: они сталкиваются с нашими особенностями - нормативными, техническими, ментальными... И тут начинают буксовать, а потом уходят. Проект либо забывают, либо доделывают наши.

Ауров. Мне приходилось работать в странах Северной Африки. Тогда слаборазвитый Алжир пригласил строить университет всемирно известного Оскара Нимейера. Его архитектура, понятно, необычная для тамошних мест... Я спросил: почему, ведь это же очень дорого?.. Алжирцы отвечали: вот потому что мы бедны, мы и хотим показать, что можем себе позволить такие дорогие вещи.
"ВК". Вы видите в этом ассоциации с нашей ситуацией? Важен не столько продукт, сколько брендовая бирка на нем?

Ауров. В какой-то мере да, так мыслят наши власти. А от чего страдает наша российская архитектура... Вот в других сферах кроме премий за выдающиеся достижения принято еще и отмечание худшего.

"ВК". Вроде "Серебряной галоши"?

Ауров. Да, типа этого. Вот если бы у нас в архитектуре такое существовало, то, наверное, это имело бы положительный эффект. По крайней мере архитектору или фирме, которая вот так "отмечена", больше не доверяли бы. Понимаете, архитектура воздействует на людей так сильно и массово, как ни один другой вид искусства. Фильм вы можете не смотреть, книгу не читать, а от архитектуры вы никуда не денетесь! И хорошая архитектура воспитывает хороший вкус, а плохая...

Дембич. И поскольку это дорогостоящие вещи, убрать их потом практически невозможно. В 90-е годы говорили о том, что будет лицензирование архитекторов как физических лиц, и лицензии должны выдаваться архитектурным сообществом посредством серьезных экзаменов, и оно же должно лишать этой лицензии... Но эти замыслы не были реализованы. Лицензии стали выдаваться не архитекторам, а юрлицам: достаточно показать, что у тебя в фирме работают столько-то специалистов... Поскольку нет личной профессиональной ответственности, а есть борьба за заказы и, соответственно, демпинг - качество архитектуры и градостроительных решений заметно снижается. А когда СРО ввели, вообще исчез допуск на градостроительную деятельность. Если для проектирования объектов хоть допуск в СРО иметь надо, то градостроительным проектом может вообще любой человек заниматься!..

"ВК". По-вашему, в каких направлениях генплан Казани сейчас просто необходимо корректировать?

Дембич. Когда писали градостроительное задание под будущий (т.е. ныне действующий) Генплан Казани, предусматривалось, что генплан должен быть разработан в границах агломерации: город и пригороды с общей концепцией развития. Это задание было поддержано всеми экспертами (комиссию возглавлял академик Российской академии архитектуры и строительных наук Юрий Сдобнов). Но потом мэрией было принято волевое решение, что Генплан будет разработан только в существовавших границах Казани. Никакой связи с окружающими территориями. Правда, вдогонку был сделан проект пригородной зоны Казани. Но тут опять ведомственная разобщенность... Генплан Казани делал Казгражданпроект, а проект пригородной зоны - Татинвестгражданпроект, и они друг другу даже материалы не передавали, и планы получились совершенно отдельными друг от друга.

А на сегодня десятки тысяч людей, живя за пределами этой городской черты, по сути дела являются казанцами: они здесь работают, учатся... В то же время сотни тысяч казанцев имеют дачи, участки за городом, регулярно туда ездят и там живут. Т.е. эта связь территорий неразрывна, но генпланом никак не учтена.  

"ВК". То есть необходимо де-юре оформлять агломерацию, существующую де-факто? А в каких территориальных пределах?

Дембич. Однозначно необходимо. Мировой опыт показывает, что агломерация города-миллионника - примерно 30 - 50-километровая зона.

Ауров. По этому поводу можно вспомнить знаменитого Ле Корбюзье, который говорил: "Вы просили колодец на площади запроектировать, так вот вам проект города на 20 тысяч жителей".

"ВК". Потому что к колодцу подтянутся все эти люди?

Ауров. Да, и нельзя сделать план города, не учитывая, что его окружает, наполняет... Современный город не живет замкнутым феодальным образом - он агломерацией живет.

Дембич. Когда Казань начала присоединять к себе дополнительные территории, то, например, Зеленодольский район сказал: ни пяди земли Казани! Главы - тоже люди, у них свои амбиции... Сейчас что происходит: главы сопредельных районов дают разрешения прямо на границах Казани строить поселения. Например, в Пестречинском районе несколько таких коттеджных поселков, их жители в основном работают в Казани. А для города это чревато будущими проблемами. Например, нужно будет выйти здесь вовне какими-то коммуникациями - а как, если место уже застроено? То же вышло с присоединенными года три назад частями трех пригородных районов. Там надо строить "городские" дороги, соцкультбыт - а земель нет, проданы еще в "доказанский" период! Если бы изначально была реализована идея казанской агломерации с согласованной общей идеей развития, этих проблем бы не было.

"ВК". Как вы считаете, удастся ли при корректировке генплана реализовать проект агломерации?

Дембич. Мне кажется, Управление архитектуры серьезно настроено пойти по этому пути. Ведь смотрите, Дмитрий Медведев озвучил идею создания столичного округа вокруг Москвы. Конечно, это и политическая идея, но, я думаю, и попытка решения той же проблемы, что и у нас - плохой стыковки Москвы и Московской области...

Ауров. Хотелось бы заметить, что я по характеру развития Казани не вижу, что у вас является градообразующим бизнесом. С каких источников город намерен жить в будущем. Спорт - да, вижу, в его инфраструктуру вкладывают большие деньги, а другое?.. А ведь генплан начинается с определения сфер занятости горожан и мест занятости...

Дембич. Сейчас есть тенденция превратить Казань в спортивную столицу России. Проект "Универсиада" помог Казани получить большие финансовые вливания, позволяющие построить массу спортсооружений, в какой-то мере перестроить транспортную сеть... Но спорт не может быть для большого города основной градообразующей базой. Ведь Казани вряд ли удастся стать главным мировым центром Универсиад, Олимпиад и чемпионатов по всем видам спорта.

Власти уповают, что Казань через Универсиаду узнают множество людей, и сюда пойдет поток внешних туристов, а это большие инвестиции. Но вот вопрос: а что в Казани есть посмотреть туристам? Мы утрачиваем историческое наследие, и это тяжелым молотом бьет по туристической привлекательности. В начале 90-х у нашего вуза были договорные отношения с немцами, поляками - они приезжали, и самым интересным для них были старые улочки. Немцы восхищались, видя деревянные дома: "О, h?lzern!" - у них этого нет... 

Ауров. В свой первый приезд в 1978 году я только по "деревяшкам" и бегал.

Дембич. Так вот, генплан Казани должен зафиксировать выбор: или тащить в центр массу новых объектов, до конца уничтожив старую застройку, или, наоборот, выносить из центра какие-то функции, создавая новые градостроительные узлы на периферии, а в центре восстанавливая утраченное. И нужно заявить принцип решения транспортной проблемы. Необходимость ее решения - еще один довод в пользу агломерации, которая позволила бы разгрузить центр города от сферы услуг (начиная с госучреждений), производства... А то в Казани все сосредоточено в центре, поэтому все стремятся туда, а он не способен пропустить такую массу людей и транспорта.

"ВК". Т.е. если в центре по определению нельзя расширить дороги, то вполне возможно уменьшить количество людей и транспорта на них?

Дембич. Конечно, только так и можно решить эту проблему.

Ауров. В Казани еще и качество дорог ужасающее, в некоторых местах мы просто проехать не могли.

"ВК". Есть такой довод: у нас город строится... Может, действительно нельзя нормально ремонтировать дороги, пока по ним ездит тяжелая строительная техника?

Дембич. Да многие города в мире строятся ничуть не менее интенсивно, чем Казань, а дороги там хорошие. Только надо, во-первых, разумно организовывать строительство, а во-вторых, строить дороги качественно. 

Фото Александра ГЕРАСИМОВА  

Марина ЮДКЕВИЧ
Вечерняя Казань
№ --- | 29.06.2011
Вечерняя Казань печать

▲ Наверх
Бренд-инфо
Книжные новинки
Энциклопедии
Камаловский театр
Татарская госфилармония
Фестиваль им. Рашита Вагапова
Национальный музей РТ
Ханский дом
Шаян ТВ
Татаркино
Комиссия по вопросам сохранения, развития татарского языка и родных языков народов, проживающих в РТ
«Элита»
Театр Тинчурина
Архив