Новости Татарстана и новости Казани представляют Бизнес онлайн, Комсомольская правда, Реальное время, Татар информ, Коммерсант, Казанские ведомости, TatCenter.ru
|
|
|
Дни рождения
|
|
|
08.07.2011 Общество
Почему наша “Горпечать” продает нам пиво и лосьоны на спирту?Ежедневные номера нашей газеты «Горпечать» отказалась принимать к реализации. Аргумент простой - невыгодно. А что выгодно продавать сегодня в газетных киосках? Мы решили посмотреть на месте. Расследование. Газетный киоск на остановке общественного транспорта «Максимова», 8 утра. Оборванный и грязный местный люмпен дрожащей рукой протягивает в окошко мелочь и хрипло выдает: «Как всегда, два пузырька». По ту сторону лишних вопросов не задают и тут же выставляют на маленький прилавок два флакона с надписью «Зверобой». Приглядываюсь к товару, нетипичному для газетного киоска. Лосьона косметического на спирту 75-процентного в ассортименте три вида. Стоит недорого - 23 рубля. Непонятно его предназначение - то ли медицинское, то ли для бытовых нужд. Консультируюсь у киоскера. - Это косметическое средство для очистки кожи лица, - выдает продавец. - А где аннотация, как им пользоваться, для какого типа кожи, и прочая информация? - Девушка, - вскипает киоскер. - Что вы меня мучаете? Хотите - берите. Нет - отойдите и не мешайте другим покупать! - А почему вы продаете выпивку? - не унимаюсь я. - Да у покупателей разве на лице написано, что они будут пить это средство? Мне дают деньги, я им - товар. Отойдите, говорю! Что мне хозяин дает торговать, то и продаю. Все вопросы к начальству. Поняв, что продавец может лукавить, иду по другим газетным киоскам этой сети: на Челюскина, 31, Декабристов, 102, по улице Черноморской, на Гагарина, на остановке общественного транспорта «Айдарова». (Забегая вперед, скажу, последняя точка больше похожа на продуктовый киоск, нежели на газетный: пиво, чипсы, прочая соответствующая закуска, сухие супы, печенье и так далее.) И в каждом в продаже спиртосодержащие жидкости. Где-то их называют лосьонами, где-то тониками. И это лишь малая часть торговых точек этой сети в миллионном городе! Вопросы. Подобный товар выгоден продавцу, рассуждаю я. А раз он не входит в категорию алкогольных напитков, то не нужно оформлять лицензию. Не действует на него и временное ограничение реализации с 10 вечера до 10 утра. А спрос на флаконы спиртовой настойки стабильный - с 8 утра и до завершения смены. Помимо вопросов о законности подобных продаж: наличии медицинской книжки у киоскеров, раз они работают с продуктами питания, качества пищевой продукции, соблюдения сроков годности и так далее, возникает нравственный аспект. В газетных киосках продают массу детской периодики, канцелярские товары и игрушки. Как соседствуют эти товары, которые по своему назначению должны быть не то что на отдельных прилавках, но и в разных торговых точках? Кто хозяин? «Горпечать» - это давно уже привычная многим горожанам сеть по продаже печатной продукции. Созданный несколько десятилетий назад в Татарстане известный бренд сейчас принадлежит московской фирме «Альянс Пресс». В 2008 году «Казанские ведомости» подробно писали о том, что бизнесмены отказались продавать многие местные газеты. Ситуация разрешилась лишь после вмешательства Президента РТ, Общественной палаты РТ и Союза журналистов РТ. Тогда москвичи клятвенно обещали исправить ситуацию, улучшить продажу местной периодики, мол, только дайте нам торговать. Но за три года положение если и изменилось, то только лишь на толику. Местная пресса по-прежнему находится в задних рядах, откуда сложно дотянуться до читателя. Дискуссия. На совещании, проходившем в Республиканском агентстве по печати и массовым коммуникациям «Татмедиа», директор филиала в Казани ООО «Альянс Пресс» Зуфар Хакимзянов назвал несколько причин слабых продаж: малая рентабельность, огромные налоги, убытки, которые они якобы несут с продажи республиканских газет. По его словам, чтобы хоть как-то оставаться на плаву, они вынуждены торговать так называемым сопутствующим товаром: пивом, йогуртом, лосьонами, сигаретами и прочим. Из реализуемой продукции лишь 50 процентов составляют газеты и журналы. Мнение. По мнению главных редакторов, участников совещания, в «Горпечати» мало что делается для повышения приоритета местных изданий. На прилавках они лежат в самых неприглядных местах, а то и вовсе под прилавком. Киоскеры не заинтересованы в реализации казанских газет, а так как их зарплата зависит от товарооборота, они делают лучшую выкладку топовым изданиям (в числе которых федеральная бульварная пресса), стоимость которых на порядок выше наших. В итоге. Получается что? Лучший доход, чем с местных газет, «Горпечать» получает с продажи спиртовых лосьонов и пива? А разве для этого создавалась эта популярная у казанцев сеть киосков? Мы же, например, в баню ходим мыться, а не кредиты оформлять... - Это вынужденная мера, мы пытаемся выжить, - заявил Хакимзянов. - Предлагая пиво покупателю, стараемся привлечь его внимание к газетам. По той же причине некоторые киоски перевели на круглосуточную работу. Наша задача: продавая, допустим, чипсы, предложить человеку купить газету или журнал. Комментарий начальника контрольно-инспекционного отдела Госалкогольинспекции РТ Татьяны Хабибуллиной: - К нашему великому сожалению, лицензия на розничную продажу спиртосодержащей продукции двойного назначения не нужна. Достаточно наличие сопроводительных документов - законодатель это разрешает. Продажа может быть нелегитимна, но не противозаконна. Сотрудники инспекции неоднократно проверяли несколько газетных киосков, но на сегодняшний день остановить торговлю спиртосодержащими средствами не в наших полномочиях. Вопрос этот скорее этический. Понятно, что торговать в газетных киосках спиртосодержащими веществами и пивом недопустимо. Подобная продукция никак не входит в разряд сопутствующих товаров. В свою очередь Госалкогольинспекция собрала информацию, в каких городах Татарстана злоупотребляют подобной продажей. Это Казань, Зеленодольск, Набережные Челны. Мы будем обращаться к руководству муниципальных образований со своим предложением. Раз газетные киоски находятся на муниципальной земле, необходимо городским администрациям в договор аренды внести пункт, обязывающий арендаторов не реализовывать спиртосодержащую продукцию. В газетных киосках должна продаваться только печатная продукция! Кроме того, правовой службой инспекции разработан ряд законопроектов, ужесточающих требования к продаже спиртосодержащих жидкостей.
Раиля МУТЫГУЛЛИНА |
Самые читаемые
Архив
|