поиск новостей
  • 30.03 "Флешка, рэп и любовь" Театр Тинчурина, 13:00 и 17:00
  • 30.03 Болганчык еллар. Мөһаҗирләр / Муть. Мухаджиры. Театр им. Г.Камала 18:00
  • 31.03 "Три аршина земли" Театр Тинчурина, 17:00
  • 09.06 Баста. Первое стадионное шоу в Казани. Стадион "Ак Барс Арена" 20:00
Дни рождения
  • 29 Марта Рустем Абязов
  • 31 Марта Айрат Сибагатуллин
  • 01 Апреля Валентина Липужина
  • 05 Апреля Миляуша Айтуганова
  • 07 Апреля Ирина Лебедева
  • 07 Апреля Алексей Селивановский
  • 07 Апреля Максим Спиридонов
  • 08 Апреля Алан Касаев
  • 09 Апреля Рифкат Юсупов
  • 10 Апреля Зуфар Закиров
  • Сдам комнату в общежитии по улице Хлебозаводская д. 6 чистоплотной, порядочной девушке. 89033060513
  • Сдается 2- х комн. Квартира порядочной семье на длительный срок. ЖК Салават купере. В квартире есть мебель для проживания. 89509488227 собственник.
  • На долгий срок сдается комната в общежитии на улице Бр.Касимовых 22/7 (пересечение с ул.Мавлютова). Имеется вся необходимая мебель, холодильник, стир.машина. Рядом метро, рынок, магазины. Подробности по телефону: 89274406462
  • Продается 3-комнатная квартира на проспекте Мира в Набережных Челнах. В квартире есть все удобства. Рядом с домом расположены школы, детские сады, магазины, аптеки, сквер Г. Тукая. Цена невысокая. Контактный телефон: +79872651909.
  • Сдaётcя посуточно свeтлая, уютнaя двуxкомнатная кваpтирa на улице Чистопольская. Рядом Aквaпapк Ривьера и Тaтнeфть Аpeна. В шаговой доступности оcтaновкa oбществeннoгo трaнспортa и неoбходимые магaзины и кaфе. В пешей доcтупнoсти ЗАГС-Чаша, Ак Баpc Apeнa, двoрец вoдных видов спорта. Ближайший торговый центр ХL, Парк Хаус, Тандем. Ждем гостей нашего города. Подробности по телефону 89272437185. Собственник.
  • В Институте морского и речного флота имени Героя Советского Союза М.П. Девятаева открыты вакансии водителя и архивариуса. Подробности по тел. 8 (843) 528-50-19, доб. 201
  • Вяленый гусь.Казань. Ватсап:89503266050
  • Сдается на длительный срок 1 комн.квартира в ЖК салават купере. Ремонт и Мебель есть. Собственник. 89509488227.
  • Сдается квартира-студия по адресу: г.Казань, ул. Удивительная (ЖК Весна, рядом Зельгрос) на длительный срок. Только гражданам РФ. Имеется вся необходимая мебель, холодильник, стиральная машина. Собственник: 89872762724
  • Продаю племенного молодого барана, вес 110кг. Пестрецы. 89270336922 пишите на ватсап
Пресс-инфо
Татпресса.ру
Вести-Татарстан
Татар-информ
TatCenter.ru
Челнинские известия
Коммерсантъ
Казанские ведомости
Реальное время
Казанский репортер
 
29.08.2011 Образование

Откровения молодого преподавателя

В современных школах мужчины-преподаватели, тем более молодые – настоящий дефицит. Маленькая зарплата, стрессы, отсутствие свободного времени – все это отталкивает выпускников вузов от школы. Как прозвучало на одном из совещаний, в РТ из 21617 педагогов менее 8 процентов мужчин.

– Как сказал Сократ: «Все профессии от людей, и только три от Бога – врач, учитель и судья», – так охарактеризовал свою выбранную стезю молодой преподаватель биологии казанского лицея-интерната №2, обладатель гранта «Наш новый учитель» Айнур ЗАКИРОВ. – Если у человека нет дара работать с детьми, привлекать и удерживать их внимание в течение всего дня, то думаю, какими бы он глубокими знаниями не обладал в своем предмете, без таланта преподавателя в школе делать нечего. Учитель – это не профессия, это призвание.

О первом опыте

– В родном Камском Устье я закончил профильный педагогический класс и решил попробовать себя на этом поприще. Именно любовь к природе привела меня на биофак ТГГПУ. Как известно, педпрактика в вузе начинается с четвертого курса, но мой первый опыт работы учителем пришелся на третий курс. Получилось так, что в середине учебного года татаро-турецкий лицей №7 остался без учителя биологии. Меня, как активного студента, пригласили вести этот предмет в десятых классах. Ученики были младше меня всего на три-четыре года. Но я благодарен завучу-биологу Нурии Тагировне, которая поддержала меня тогда. Мне повезло в том, что в татаро-турецком лицее ученики все-таки отличаются от других. В них есть внутренняя культура, воспитанность, тактичность, духовность…

Первый педагогический опыт не разочаровал меня, и я лишний раз убедился в правильности выбора своей профессии. Кстати, когда я готовился к диплому, мои бывшие ученики заканчивали первый курс.

А к практике на четвертом курсе я пришел уже с небольшим опытом, да и судьба дала мне возможность сравнить две школы и учеников. Меня направили в казанскую школу №1 со спортивным уклоном, вот там и пришлось столкнуться с проблемами педобразования. У ребят, конечно, на первом месте был спорт, а не знания. И главным для них оставался тренер, и последнее слово было только за ним. Класс был сборный – два-три фигуриста, хоккеиста, гимнаста… Несколько человек стояли и на учете в инспекции по делам несовершеннолетних. Если на первом уроке они меня как-то еще восприняли, то к концу дня просто перестали реагировать на мое присутствие. Когда пришли методисты на занятие, чтобы оценить его, буквально через 15 минут я готов был уйти из класса. Но, собрав всю волю в кулак, достойно довел урок до конца. Как говорится, отрицательный результат – тоже результат. И это было для меня опытом в работе с трудными детьми.

О наставниках

– Когда я учился в десятом классе, то в качестве победителя олимпиады по биологии попал в замечательный лагерь «Биосфера» под Лаишево. Судьба свела меня с фанатами своего дела и замечательными людьми – с завкафедрой биоэкологии ТГГПУ (теперь КФУ) профессором Ильгизаром Рахимовым и его женой, доцентом Кадрией Ибрагимовой. Наверное, знакомство с ними и послужило тому, что я поступил на биофак, где начал научно-исследовательскую работу и занялся орнитологией. Кстати, в этом году хочу поступать в аспирантуру. Эти прекрасные люди для меня были примером во всем, и я считаю их своими первыми наставниками. Их уровень знаний по биологии для меня всегда был и остается образцовым. Ну, а в лицее моим наставником стала Фарида Ахметовна Маликова, которая меня опекает, подсказывает, в каком направлении нужно работать.

Еще хочу сказать, что в нашем лицее №2 женщин-педагогов можно посчитать по пальцам, а 85 процентов преподавателей – это мужчины! Если человек хоть немножко проработал в школе, пообщался с учениками, он всегда будет жить их жизнью. Этому пример моих наставников.

О минусах

– Зачастую бывает так, что в школу приходят неподготовленные педагоги. Они не знают, как обращаться со сплошь внедряемыми новшествами – проектором, интерактивной доской и т.п. Почему возникает подобная ситуация? К сожалению, методика преподавания в иных вузах тоже отстает от современных реалий. Не хватает новейшего инновационного оборудования, да и сама специфика высшей школы в сфере педагогики больше чем нужно направлена на развитие методики преподавания. А это не соответствует призыву Президента России, который в одном из своих выступлений сказал, что «страна должна выпускать чистых биологов, химиков, физиков, географов, которые завтра могли бы «строить» инновационное современное общество».

Соответственно, изучаемым фундаментальным дисциплинам (естественным наукам) остается меньше времени, что в современном мире недопустимо. Любая современная наука на сегодняшний день должна иметь прикладной аспект. Считаю, что количество часов гуманитарных дисциплин должно быть сокращено. Уровня полученных знаний в вузе нам не хватает при работе в передовых учебных заведениях Казани и регионов. И после получения диплома учитель должен продолжать заниматься самообразованием. Ведь современные ученики сейчас встречают «по одежке», и на основе этого первого впечатления выстраивается последующий диалог «учитель – ученик». Поэтому так важно оказать положительное первичное впечатление на аудиторию, но в реалии получается наоборот. Современные дети очень наблюдательны. Когда молодой педагог перешагивает порог школы, они уже знают, кто к ним пришел. И от всего этого формируется отношение ученика к своему педагогу.

Хочется сказать о зарплате и социальном статусе современного педагога. Не секрет, что доход даже заслуженных преподавателей в регионе оставляет желать лучшего даже после последних нововведений в системе оплаты труда. Вот это уже ни в какие ворота не лезет!

Если сравнить проект бюджета 2013 года, то затраты на образование в России составляют 3 процента от ВВП. В странах Западной Европы – 5-7 процентов, в Соединенных Штатах – 11, в Китае – 12.

О плюсах

– Чем привлекает учеников молодой педагог? Наверное, молодостью и тем, что он им интересен, шагает в ногу со временем и у них есть общие интересы. Знание предмета тоже их подкупает. Ведь биология – предмет обширный, но она еще тонко связана с медициной. А ребятам это интересно, потому что предмет можно связать с определенной болезнью, с причинами ее возникновения…

Кстати, в нашем лицее существует Биологический клуб, который основала преподаватель Фарида Маликова, а я курирую экологию. Среди ее учеников есть призеры Всероссийских, международных олимпиад по биологии (что дает возможность получить 100 баллов по ЕГЭ) и обладатели именной стипендии мэра Казани (60 тысяч рублей). Согласитесь, что для учащегося – это большое подспорье. В этом году не без помощи Фариды Ахметовны подготовил девятиклассника Нияза Зиганшина к региональной олимпиаде по экологии, который стал и призером Всероссийской олимпиады. Конечно, я горд за своего ученика, и это моя первая ласточка в педагогической практике. Не так сложно, может быть, достичь результата, сколько удержать высокий уровень.

Есть ли у меня любимчики среди воспитанников? Наверное, тот ученик, который интересуется твоим предметом, хочет узнать о нем больше и у него на уроке горят глаза, тот и становится любимчиком.

Точно знаю, что я не ошибся с выбором профессии и выбрал одну из нужных, ведь от учителя во многом зависит будущее молодого поколения, а значит, и будущее человечества. Хочу, чтобы это будущее БЫЛО!

О гранте «Наш новый учитель»

– О конкурсе узнал от одногруппников. И не задумываясь, подал на грант. Я рад, что из трехсот претендентов в итоге оказался среди победителей. Конечно, это не только стимул и большая поддержка для молодого педагога, но и большая ответственность. Ведь грантополучатель еще и отвечает за свою проделанную работу. Причем нужно выполнять ее качественно.

Валерий КАТАШЕВ, профессор КФУ:
– Что бы не свидетельствовали цифры статистики, уважение к учительской профессии в нашей стране самому учителю было, есть и будет! Когда у родителей спрашивают: «Кому вы хотите отдать ребенка?», обычно отвечают: «К хорошему учителю!» А таковых немало. Проблема в другом. Когда спрашиваешь у студентов: «Кто из вас пойдет в учителя?», то, увы, я не вижу ни одной поднятой руки, никто не допускает этого даже гипотетически. Сегодня наша ключевая проблема – в изменении отношения молодежи к этой профессии.

Альфия ГАНЕЕВА
Молодежь Татарстана
№ --- | 25.08.2011
Молодежь Татарстана печать

▲ Наверх
Бренд-инфо
Книжные новинки
Энциклопедии
Камаловский театр
Татарская госфилармония
Фестиваль им. Рашита Вагапова
Национальный музей РТ
Ханский дом
Шаян ТВ
Татаркино
Комиссия по вопросам сохранения, развития татарского языка и родных языков народов, проживающих в РТ
«Элита»
Театр Тинчурина
Архив