30.09.2011 Общество
Маршрут подскажет голос в смартфоне
"Через сто метров поверните направо, затем через километр налево..." - советует голос, "спрятанный" в автомобильном GPS-навигаторе, и в итоге приводит водителя к нужному дому на нужной улице города, по которому он едет впервые. Но эти уже привычные нам чудеса техники ни за что не сработают, если водителю завязать глаза. А есть люди, у которых глаза "завязаны" всегда, незрячие. Несколько десятков татарстанских инвалидов по зрению тоже пользуются GPS-навигаторами, которые позволяют им хотя бы частично "увидеть" окружающий мир. Однако это капля в море - у нас в республике 1700 незрячих.
О технике, которая позволяет слепым и слабовидящим людям видеть, и о том, что нужно, чтобы "прозревших" с ее помощью стало больше, корреспонденту "ВК" рассказал педагог и юрист Эдуард Ибрагимов - инвалид по зрению, который одним из первых начал ее осваивать, а затем помогать в этом другим.
Специализированная программа для смартфонов появилась в 2008 году. С ее помощью подключенный к смартфону внешний GPS-навигатор не просто показывает на карте, а озвучивает свое месторасположение. А человек, слушая его, представляет себя в центре воображаемого циферблата часов, лицом он стоит к цифре "12", по левую руку - "9", сзади "6"... Нажимая джойстик влево-вправо, он слушает голос в смартфоне и ориентируется. А в движении еще и слушает рассказ о том, мимо каких объектов проходит: "Слева - аптека, впереди - магазин...". Прибор работает и в автобусе: остановки сообщает, говорит, мимо чего автобус проезжает, почти как экскурсовод. Это, между прочим, важно. Друг Ибрагимова Марсель Гайфуллин говорит, что с пониманием к незрячим людям относятся в основном те зрячие, которые с ними часто сталкиваются:
- Мы вот с вами встретились сегодня в нашей специализированной библиотеке. Здесь, на улице Серова, рядом есть еще два дома, где инвалиды по зрению живут. Поэтому в этом квартале никого не удивляют наши вопросы, а чем дальше отсюда, тем меньше понимания. В автобусе, например, на вопрос, где мы едем, могут обрезать: "Не видишь, что ли?". А я ведь действительно не вижу... Так что с навигатором мне гораздо проще. Я с ним и путешествую. "Посмотрел" Москву, Нижний Новгород, Чистополь, Нижнекамск, Челны... Жаль, не было его у меня, когда ездил отдыхать и учиться в Египет, Турцию. Вот скоро поеду в Хургаду, обязательно возьму. Правда, там будет сложнее им пользоваться: программа-то говорит на английском языке...
- Три года назад она и в Казани была не русифицирована, в мае 2008-го мы провели первый ознакомительный мастер-класс при библиотеке для слепых, а русская версия появилась только в 2009-м, - подхватывает Ибрагимов. - И тогда еще надо было самим конвертировать карты населенных пунктов, самим наносить на них "точки" - дома, магазины, аптеки, остановки. Помню, первая моя карта состояла из 16 точек, а первый маршрут, который я на нее нанес, был маршрут 45-го автобуса. Все остановки заносил вручную. Сейчас при содействии компании GPS-Kama разработана карта Казани на 14 тысяч точек, вошла в общий список карт на нашем интернет-ресурсе. Чтобы сориентироваться в любом городе, достаточно скачать карту, а если ее нет, ее можно создать самому. Личную. Хоть большого города, хоть крошечной глухой деревни...
Эдуард и Марсель шутят, что теперь, приехав в незнакомый большой город, можно уже не спрашивать дорогу - достаточно попросить у прохожих карту. В толпе наверняка найдется хотя бы один человек, у которого она есть. Нашелся же такой в Москве в метро, когда Гайфуллину потребовалось доехать от Казанского вокзала до Охотного ряда - вместо того чтобы объяснять дорогу, просто сбросил ему свою карту на телефон.
Карты городов меняются: магазины открываются-закрываются, появляются новые автобусные остановки, переезжают из здания в здание разные учреждения. Обновить карту можно самому, а можно - скачав новую версию из Интернета, они появляются регулярно. И карты эти, как и программа для смартфона, бесплатные. Это немаловажно: за все остальное приходится платить. И цена не всякому инвалиду по карману.
- В Казани пользователей по пальцам можно пересчитать, - говорит Эдуард Ибрагимов. - Их человек 12 - 15, не больше, в районах есть несколько человек. Остальным это удовольствие не по карману. Пенсия - 9 тысяч рублей, а смартфон стоит минимум 12 тысяч (обычный телефон не годится, нужен сенсорный, чтобы его было можно "листать"). Еще 5 тысяч стоит программа-"говорилка". Внешний GPS-модуль - от 2 тысяч. Итого нужно вложить 20 тысяч рублей!
Именно из-за дороговизны в Казани прошло так мало тренингов по пользованию GPS-навигаторами. Из-за высокой цены оборудования и программного обеспечения крайне медленно осваивают их нижнекамские инвалиды по зрению. А ведь им еще повезло: Гульнара Каримова, которая там занимается обучением новых пользователей, выиграла грант и смогла купить семь телефонов с джипиэс-модулями и лицензионными программами...
- Если в продаже появится бюджетная версия айфона, я уверен, ее даже за 200 - 300 долларов купит вся незрячая молодежь, - заявил напоследок Эдуард. - Недавно у нас прошел республиканский молодежный слет РТ, Гульнара Каримова на него привезла свои телефоны и модули, мы провели тренинг и дали попользоваться навигаторами тем, кто вообще никогда ими не пользовался, и знаете, как люди воодушевились! В общем, вся загвоздка пока - в доступности сенсорных устройств.
А попутно он предложил универсальный рецепт повышения доступности для инвалидов не только GPS-навигаторов, но и в целом окружающей среды:
- Смотрите, навигатор не заменяет трость, он не видит ям на дороге, ступенек в автобусе, которые так опасны для незрячих. Но ведь они опасны и для тех, кто видит. А удобные автобусы, пандусы, пешеходные переходы нужны не только инвалидам, но и пожилым людям, и молодым мамам с колясками, и тем, кто катит тележку с тяжелым грузом... Мы мало чего добьемся, если будем говорить только о проблемах инвалидов. Максимум - пройдет очередная шумная кампания, после которой все останется, как было. Ну вот как у нас в метро на проспекте Победы: пандус - только до турникета, а чтобы попасть на станцию, есть лифт... который никогда не работает. Нет сейчас сугубо "инвалидных" вопросов, есть общие проблемы. И надо добиваться создания удобной для всех нас среды. И в мире такая тенденция складывается, там давно уже не говорят о проблемах инвалидов в отдельности.
Фото Александра ГЕРАСИМОВА