13.02.2012 Спорт
Стритрейсеры могут вернуться на дороги Казани
Вот уже десять лет в Татарстане существует Федерация дрэг-рейсинга, объединившая почти два десятка автоклубов и сотни любителей автоспорта. Создавая федерацию, организаторы преследовали сразу несколько целей – снизить аварийность и избавить городские дороги от стихийных гонок, увлечь молодежь автоспортом и привить интерес к технической деятельности. Сегодня весь этот труд оказался под угрозой.
Напомним, дрэг-рейсинг – это гонки по прямой на дистанции 402 метра. Машины проходят ее на максимальной скорости. Попробовать себя в качестве участника заезда может каждый автовладелец, кого природа наделила жаждой скорости.
Заезды на короткие дистанции привлекают болельщиков по всему миру не только из-за спортивного азарта, но и обыкновенного любопытства, поскольку машины подвергаются капитальной переделке и доработке - тюнингу. С виду обыкновенная «восьмерка» может оказаться самым настоящим, заряженным спортивным болидом, с двигателем в багажнике, усиленной рамой, жестким дифференциалом и спортивной коробкой, турбированная и с закисью азота. А 500 лошадиных сил, которые выдает двигатель, вызывают у зрителей бурю эмоций.
Как рассказал ИА «Татар-информ» директор Федерации дрэг-рейсинга РТ Дамир Фатыхов, было время, когда отчаянная молодежь устраивала гонки прямо на улицах городов от светофора до светофора, выясняя, кто сильнее. Естественно, не обходилось без ЧП, а сам факт таких «соревнований» вызывал резонанс среди татарстанцев, создавая негативный образ всех любителей скорости, наводя ужас на жителей городов.
Федерации удалось обуздать этот стритрейсинг, поскольку уличенных в городских состязаниях водителей просто не допускали до официальных заездов, а стимул, поверьте, был – хорошие призы и престиж победителя смогли перевесить сомнительное удовольствие от стихийных гонок.
Правда, руководителям федерации пришлось приложить немало усилий, преодолевая различные бюрократические препоны, чтобы получить возможность проводить официальные законные и безопасные состязания на специальных трассах. Здесь организаторы заездов уже не пытаются ускользнуть от взглядов инспекторов ГИБДД, а вызывают их сами заранее: для соблюдения порядка и безопасности.
Интерес к дрэг-рейсингу высок, о чем свидетельствовали многотысячные массы зрителей - болельщиков, но развитие и процветание этого вида автоспорта в Казани оказалось под угрозой. Связано это с принятием Российской автомобильной федерацией (РАФ) нового регламента проведения подобных гонок, который увеличивает минимальную кубатуру двигателя до 2-х литров. Понятно, что такое требование повысит зрелищность мероприятия (машины будут мощнее), но таким образом из процесса выпадает полностью целый «социальный класс» участников - самый массовый до 1,6 литра, традиционный для нашего региона. Напомним, в Татарстане на Высокой Горе уже более 10 лет проходят гонки по ралли-кроссу на кубок Президента РТ - класс 1,6 литра. Здесь, на трассе «Казань-ринг» на 21 июля запланировано проведение 2-го этапа чемпионата России (с новыми требованиями РАФ).
Автоспорт – отнюдь не дешевый вид спорта: средняя стоимость 2-литрового гоночного автомобиля 30-50 тыс. долларов. А иномарки в классе anlimet (без ограничения) – до 200 тыс. долларов. Естественно, что бывшему студенту взять таких денег просто неоткуда. Он может быть и самый лучший пилот, но проявить себя уже не сможет.
Также остро стоит вопрос с новой трассой для гонок. На автодроме «Высокая Гора», где проводятся шоссейно-кольцевые гонки и недавно построили новую трассу «Казань-ринг», предусмотрели необходимую для дрэг-рейсинга прямую трассу с необходимой дистанцией.
Но при этом проектом оказался не предусмотрен закрытый парк, которого требует регламент гонок дрэг-рейсинга – автомобили должны в идеале располагаться в непосредственной близости от места старта и на то есть свои особенности, продиктованные специфическим устройством дрэг-рейсинговых автомобилей.
«Когда звучит команда «удалиться всем с линии старта», то по регламенту в течение 30 секунд абсолютно все должны исчезнуть. А если старт за 1,5 км, как предлагают строители трассы, то куда удаляться? Комедия какая-то получается, - отмечает Дамир Фатыхов. - Мы предлагали проектировщикам отвести нам необходимую территорию, даже место обозначили в соответствии с требованиями к проведению таких гонок: 150 метров – закрытая зона, 50 метров – судейская, 30 метров – шлифзона и техподготовка и 20 метров – стартовая площадка»
По словам директора ФДРТ, ребята готовы построить все сами, щебенки навезти, асфальт положить, ограждения хорошие поставить, лишь бы им помогли ландшафт выкопать экскаватором, да плиты положить, чтобы не обвалилось.
«Проект нарисовали, показали. Машины нашего класса «сами» ездить не могут, потому что стоит жесткий дифференциал, а убивать его, проделывая путь в полтора км, да еще со множеством поворотов, никто не будет. Просто жалко труд, вложенный в гоночные автомобили», - говорит Дамир Фатыхов.
По его словам, несмотря на все убеждения, доводы гонщиков, строить трассу как надо, а не как получилось, пока никто не спешит. Гонки велят проводить на той, что построена, да еще зрителей разместить предлагают на горе, откуда мало что видно. Раньше до начала соревнований даже 15 минут специально выделялось, чтобы зрители могли в прямом смысле прикоснуться к этим автомобильным творениям. И зрителей размещали именно возле линии старта, на расстоянии 200 метров вдоль трассы – это расстояние по регламенту РАФ считалось безопасным.
«Обидно за дрэг, - говорит Дамир Фатыхов, – во всех регионах проходят соревнования на высоком уровне: во Владивостоке настоящие дрэг-битвы - машины на гонки привозят аж из Японии, а у нас… Когда-то мы мечтали сделать так, чтобы и у нас участники приезжали на 2-3 дня. Чтобы перерыв был между квалификационным заездом и гонками».
Была, кстати, идея (и она нашла поддержку) приурочить проведение гонок, например, к открытию новых городских объектов, праздникам. Есть энтузиасты, готовые развивать этот зрелищный, можно даже сказать, народный вид спорта. Но на одном энтузиазме далеко в прямом смысле не уедешь.
«Будет трасса - будут гонки – будет, чем занять молодежь. Все ждут новых гонок, но мало кто пока знает, что уже не сможет принять в них участие. Но то, что многочисленные гонщики «социального» класса теперь не попадают под регламент большого спорта, еще полбеды, хуже, если они снова начнут меряться силами на городских дорогах», - сетует Дамир Фатыхов.