23.02.2012 Общество
Дело «Булгарии»: Капитан буксира «Дунайский-66» останется на свободе
Капитан Александр Егоров останется на свободе, каким бы ни был приговор. Выступая в Московском райсуде Казани гособвинитель просил наказать речника с 20-летним стажем штрафом в 200 тысяч рублей - за неоказание 79 выжившим после кораблекрушения «Булгарии». Ожидается, что приговор капитану будет оглашен в Московском райсуде 28 февраля.
Подсудимого приехали поддержать жена и два брата из Чайковского. Ни один из потерпевших сегодня в суд не пришел. Вначале заседания адвокат Александра Егорова повторно заявила ходатайство о проведении следственного эксперимента - «для устранения пробелов в расследовании уголовного дела» и противоречий в показаниях и материалах, которые исследовал суд.
Защита настаивает на эксперименте
По мнению защиты, ситуационная судоводительская экспертиза от 19 августа противоречит акту внутреннего расследования компании по действиям капитана «Дунайского-66», вынесенному на три недели раньше - 25 июля. Ну а заверения 72-летнего доцента кафедры судовождения Волжской академии водного транспорта Вячеслава Трифонова, что капитан Егоров мог оказать помощь людям на плотах, категорически противоречат показаниям о невозможности и нецелосообразности таких действий в конкретной ситуации со стороны двух потерпевших, свидетелей из числа команды «Дунайского-66», специалиста-речника Николая Сердюкова, капитана-наставника Леонида Исаева и самого подсудимого.
Адвокат капитана Аида Камалова сообщила суду, что следствию так и не удалось получить однозначные ответы на 10 важных вопросов. В том числе на вопросы: была ли у буксира с баржами практическая возможность подойти к плотам, мог ли «Дунайский-66» спасать людей, поднимая их на борт по ходу движения? Имел ли капитан возможность развернуть свой длинномерный транспорт поперек судового хода, чтобы перекрыть волны и облегчить положение людей на плотах и работу экипажа теплохода «Арабелла»? Каким образом повлияли бы маневры «Дунайского» на манекен, изображающий человека вблизи теплохода?.. «Выжил» бы?
Также адвокат считает, что эксперимент помог бы точно установить: сколько времени необходимо для полной остановки «Дунайского» с двумя баржами весом 8,5 тонн, и сколько его понадобилось бы, чтобы поставить судно на якоря, отцепиться от барж, подойти к плотам, или, после заякорения, подойти на шлюпке к плотам. А еще удалось бы определить, сколько членов команды буксира должны быть задействованы на всех этих этапах, и разобраться: мог ли экипаж буксира еще на ходу спустить спасательную шлюпку, достигли бы цели брошенные за борт спасжилеты и круги, если до плотов не меньше 500 метров?
Суд решил не травмировать потерпевших
По словам Аиды Камаловой, вопрос о необходимости эксперимента поднимался защитой еще на стадии предварительного следствия, но следователи почему-то решили не проверять правдивость показаний Александра Егорова на практике. Вот и в суде гособвинитель Евгений Дикарев ходатайство защиты не поддержал.
После 15-минутного перерыва судья Людмила Петрова сообщила: «суд не находит оснований для удовлетворения ходатайства защиты», а «проведение эксперимента является нецелесообразным» в том числе потому, что потерпевшим «в результате данных действий неизбежно будет причинена дополнительная психологическая травма».
Позже в прениях защита вновь подняла тему следственного эксперимента. Адвокат Александра Егорова напомнила, что после авиакатастрофы, в которой погибла вся хоккейная команда «Локомотив», «правоохранительные органы посчитали необходимым воссоздать ситуацию», хотя она также была морально очень тяжелой.
Призрак капитана
Речь прокурора заняла около часа. Но ее кульминацией стали не слова о мере наказания, а неожиданная смена... подсудимого. Гособвинитель Евгений Дикарев заявил: «При вынесении наказния Тучину Юрию Владиславовичу суду следует учесть характер и степень общественной опасности...»
- Тучину?! Какому Тучину? - поинтересовалась судья.
- Ой, прошу прощения, Егорову Александру Павловичу, - тут же исправился прокурор. Ранее именно он представлял обвинение по делу капитана судна «Арбат» Юрия Тучина (уже приговоренного к штрафу в 130 тысяч Камско-Устьинским райсудом - И.П.) и, очевидно, использовал те материалы при подготовке к новому процессу.
Евгений Дикарев процитировал показания экспертов и свидетелей обвинения, а еще воспоминания несколькх людей, ожидавших помощи на плотах. В частности, показания 52-летнего Рината Шакирова. В ходе следствия тот рассказал, что отдыхал на «Булгарии» вместе с сестрой, и сестра погибла, а сам он с другими выжившими в течение 2,5 часов качался на плотах под ливневым дождем: «Многие люди не умели плавать, вокруг было разлито топливо, зажигали фальшфейеры, махали руками, звали на помощь». Турист запомнил, что на плотах была сильная паника, и она усилилась, когда два судна прошли мимо, не оказав никакой помощи. Впрочем, как сообщил прокурор, сам Шакиров эти суда не видел - он «находился внутри плота, в состоянии шока», однако в силу хронической болезни нуждался в срочной медицинской помощи.
Прокурор сообщил, что считает доказательства обвинения «исчерпывающими», а аргументы защиты - «не выдерживающими критики». По словам Дикарева, поскольку Егоров ранее не судим, то в соответствии с нормами УПК РФ ему не может быть назначено наказание, связанное с лишением свободы. Поэтому гособвинитель обратился к суду с просьбой - признать капитана виновным в неоказание помощи терпящим бедствие и оштрафовать его на 200 тысяч рублей. Услышав это, родные капитана вздохнули с облегчением.
Кроме того, гособвинитель просил суд вынести частное постановление по фактам нарушений законодательства капитанами теплоходов «Дунайский-18» и «Дунайский-66», которые «всплыли» во время судебного разбирательства. Первый капитан до катастрофы лично видел опасный крен «Булгарии», но ни ее экипажу, ни диспетчеру, ни в надзорные органы об этом факте не сообщил. Ну а второй капитан - Егоров с одной стороны не обеспечил исправность моторной лодки на судне, а с другой - допустил присутствие посторонних и не прошедших инструктаж людей на судне, «не предназначенном для перевозки туристов». По мнению прокурора, последствия таких нарушений могут иметь тяжелые последствия, и об этих нарушениях должны знать работодатели капитанов и надзорные органы.
В деле нет данных о пьянстве экипажа «Булгарии»?
Финальная речь адвоката завершилась фразой: «Прошу суд вынести оправдательный приговор». Защищая капитана Аида Камалова акцентировала внимание на том, что «Дунайский-66» и «Арабеллы» приблизились к месту крушения, судя по записям в судовых журналах почти одновременно, и что капитан «Арабеллы» Роман Лизалин попросил Александра Егорова отойти и не мешать спасательной операции.
В своем выступлении Аида Камалова обратила внимание на то, что ее подзащитный не виноват в крушении «Булгарии», но фактически именно он принял на себя первый удар недовольства всех, кого коснулась эта трагедия. Хотя, по словам адвоката, далеко не все потерпевшие считают Егорова виноватым в неоказании помощи, а один из спасенных и вовсе отказался признавать себя потерпевшим по данному уголовному делу.
Адвокат также коснулась негативной роли «потерпевших» из команды «Булгарии», которые в суде так ни разу и не появились, поскольку сторона обвинения не настаивала на их явке. Камалова процитировала показания потерпевшей Руфины Алиевой о том, что экипаж прогулочного судна был пьян, «мотористы отмечали день рыбака». На что прокурор сначала заявил: «В деле нет данных, что члены экипажа «Булгарии» были пьяны». А затем напомнил, что действия команды затонувшего судна «не являются предметом данного судебного разбирательства».
28 февраля капитану Александру Егорову будет предоставлена возможность выступить в суде с последнем слово. Ожидается, что в этот же день будет оглашен приговор.