Новости Татарстана и новости Казани представляют Бизнес онлайн, Комсомольская правда, Реальное время, Татар информ, Коммерсант, Казанские ведомости, TatCenter.ru
|
|
|
Дни рождения
|
|
|
03.04.2012 Авто
Из чего же, из чего же, из чего же сделать нам наши дороги? (ФОТО)Шиномонтажники точно отстегивают весне за дороги. Поэтому она и старается – размывает талыми водами асфальт, заполняет грязной жижей ямы и колдобины на дорогах, чтобы не видно было глубины – в общем, резвится. И это безобразие повторяется каждый год: весна – ямы – ремонт дорог – пробки – ремонт автомобилей… Веками накопившееся народное возмущение выливается в вопрос: неужели нельзя делать такое дорожное покрытие, которого хоть бы на года три хватило? Без ремонта? Можно, считают молодые ученые из КГАСУ. И делятся с «МТ» готовыми решениями многих дорожных проблем.
1 2 Ямы надо «просмолить» Например, Доцент кафедры ТСМИК, кандидат технических наук Дмитрий МАКАРОВ вместе с коллегами предлагает использовать при строительстве и ремонте дорог наномодифицированные битумные эмульсии. Битум в переводе с латинского языка означает «горная смола». Эту-то «смолу» очень широко используют сегодня при производстве асфальтобетонов для строительства автомагистралей и при ямочном ремонте. Например, чтобы при укладке асфальтобетона на уже существующее покрытие произошло прочное сцепление между собой, разливают битумную эмульсию, которая работает, как клей. На татарстанских дорогах ее используют, но мало, потому что для производства нужны дорогостоящие импортные составляющие. Однако, по словам Дмитрия, можно изготовить недорогую битумную эмульсию и с использованием местного сырья: это позволит сократить стоимость в два раза. И тогда на смену горячей укладке асфальтобетона придет более передовая – холодная, которая не наносит такого вреда окружающей среде. - Как котельные почти полностью перешли с угля на газ, так постепенно технология холодной укладки будет вытеснять горячую, – уверен Дмитрий. – Это решит многие проблемы, в том числе экологические, и избавит от испарений и запаха раскаленного асфальтобетона. Весной во время ямочного ремонта мы часто видим, как горячий асфальтобетон заливают чуть ли не в лужи, и толку от этого мало. А вот наше покрытие можно будет использовать и во влажной среде. Кроме того, это позволит сократить расход битума: сегодня в Татарстане его потребность ежегодно превышает 190000 тонн. При переходе на холодную технологию использования битумных эмульсий она сократится до 100-150 тысяч тонн в год. Стоимость воплощения проекта в жизнь – 9 700 000 рублей. Аспирант кафедры «Строительство и эксплуатация автомобильных дорог» Айрат ХАКИМОВ предлагает решение другой проблемы. Сейчас во время ремонта накапливается большое количество срезанного асфальтобетона. Его просто выбрасывают за ненадобностью. Но, оказывается, старое дорожное покрытие и основание после переработки (этот способ называется холодный ресайклинг) можно использовать вторично. Его измельчают, смешивают с вяжущим веществом и прочими добавками и снова укладывают. При этом после своего второго рождения оно становится прочнее прежнего. Секрет в использовании вяжущего вещества – активированного диатомита. Диатомит – это природный материал, горная порода, которая веками образовывалась из створок раковин диатомовых водорослей. Диатомит используется в текстильной, нефтехимической, пищевой промышленности, в производстве антибиотиков, бумаги, различных пластических материалов, красок… Его планируется привозить в республику из Ульяновской области. - ФГУ «Волго-Вятскуправдор» и фирма ООО «Ресурс +» провели лабораторные испытания, – рассказывает Айрат, – и в этом году мы планируем совместно использовать эту технологию на опытном участке дороги. Аспирант кафедры «Изыскания и проектирование автомобильных дорог» Ленар МАВЛИЕВ озабочен состоянием сельских дорог в республике, которые весной превращаются в непролазную грязь и отрезают сельское население от цивилизации. Ленар предлагает для соединения сел и деревень друг с другом и с основными автомагистралями строить дороги с использованием местных укрепленных грунтов и каменных малопрочных материалов, модифицировав их различными добавками. В качестве добавок использовать продукты и отходы промышленных производств Татарстана (таким образом, параллельно мы улучшаем экологию, снимая проблему утилизации промотходов), введение которых в укрепленный грунт позволяет повысить его прочность и морозостойкость. В результате мы получим дорожно-строительный материал из местного сырья, который может заменить привозной прочный щебень, например с Урала, и снизить стоимость строительства до 20-40%. Аспирант кафедры «Технологии строительных материалов, изделий и конструкций» Николай МОРОЗОВ предлагает вообще отказаться от асфальтобетона на дорогах и перейти на высокопрочный песчаный бетон. Его преимущество перед первым в большей прочности – дороги из песчаного бетона более морозостойкие и служат до 20 лет, не требуя ремонта. Такие дороги более бесшумные и, что немаловажно, помогают водителям экономить бензин, поскольку сцепление покрытия с колесами у песчаного бетона значительно лучше. Говорят, американцы давно это поняли и вовсю гоняют по песчаному бетону, экономя бензин. Но дороги существуют не только для машин. Пора подумать и о пешеходах. В КГАСУ разработали технологию получения долговечного дорожного клинкерного кирпича на основе местного глинистого сырья и отходов производства различных предприятий, в том числе Менделеевского химзавода имени. Л.Я. Карпова. Руководитель проекта – аспирант кафедры строительных материалов Алмаз МИНДУБАЕВ. - Этот кирпич можно применять для мощения дорожек, и за рубежом он активно используется,- рассказывает Алмаз. – В России используют привозной кирпич из Европы, поэтому стоит он недешево: 40-100 рублей за штуку. Мы разработали свой кирпич, себестоимость которого порядка 20 рублей. Он в 5 раз прочнее обычного кирпича и дольше служит. Проект победил на республиканском конкурсе «50 лучших инновационных идей для РТ» и получил поддержку Инвестиционно-венчурного фонда РТ и Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере для реализации проекта.
Евгения ЧЕРНОУСОВА |
Самые читаемые
Архив
|