24.03.2013 Общество
Опровержение, которого не будет
Эта история, возможно, уже стала бы историей, но ее главный герой потребовал продолжения. Сам. Поздно вечером 18 марта (у нашего героя вечернее время вообще знаковое в поведении) в стенах офиса агентства "Татар-информ" появился Водитель. Он так и представился, мол, я всего лишь водитель и завез вам строгое письмо от Центра перспективных экономических исследований Академии наук РТ. Взволнованный редактор, несмотря на поздний час, принял документ не без мысли: "А что у нас такого с этим центром, что так все срочно и внеурочно?"
Уже первые строки письма настораживали: в них речь шла о статье про то, как экс-министр экономики нарушал в ночь с 22 на 23 февраля ПДД и что это не соответствует действительности. Далее все стало яснее. Это директор сего центра, он же проректор КФУ, он же экс-министр экономики на бланке одного из своих ведомств требовал опровержения, дабы восстановить личную честь и достоинство. Не скроем, нам всегда казалось, что за рулем авто сидят граждане, а не директора и проректоры, которые должны нести самостоятельно ответственность за свои деяния. Но наш герой публикации решил разделить ответственность за требование опровержения с целым научным центром (включая тех же водителей и профессуру). Может, не совсем корректно, хотя и бог-то с этим. Удивило другое.
Во-первых, Марат Сафиуллин – тот самый участник инцидента в ночь на 23 февраля, директор ЦПЭИ и проректор КФУ, напирал в требовании на то, что все неправда, так как никто не может доказать, что это правда. Во-вторых, он требовал немедленного опровержения, то есть уже 19 марта, что свидетельствовало о глубоком незнании автором письма Закона РФ «О СМИ». Там все сроки более чем детально прописаны. С чего вдруг так спешил Сафиуллин, что подтолкнуло его к столь вызывающему по отношению к СМИ поступку, нам знать не дано. Но он сам подсказал нам, что тема не закрыта. Так и написал: «В случае, когда редакция не располагает доказательствами того, что распространенные ею сведения соответствуют действительности, она обязана опровергнуть их в том же средстве массовой информации». Но это ведь в случае, если не располагает. А если располагает?
Сам Сафиуллин назвал несоответствующим действительности по ходу своего письма все, включая сам инцидент на дороге, хотя об этом говорилось даже в сообщении пресс-службы МВД по РТ. Строго говоря, позиция эта сформировалась не 18 марта. Еще до того в ряде интервью проректор-директор отрицал все и угрожал судами тем, кто про сей факт писал. Возможно, вдохновило на решительные действия Сафиуллина отсутствие в официальных пресс-релизах его имени? Правоохранительные органы, надо сказать, делали это в соответствие с действующим законодательством, признавая, что есть порядок, по которому имя нарушителя все же получить можно. И к такому порядку относится, например, официальный запрос СМИ. Его мы и сделали. И именно в ответе на наш запрос от УГИБДД МВД по РТ однозначно назван по имени нарушитель ПДД, автомобиль, на котором он устроил гонки от полиции, и даны разъяснения того, чем руководствовались сотрудники полиции, оформляя материалы в отношении указанного в письме лица, то есть Сафиуллина.
В официальном ответе УГИБДД подробно перечислены нормативные акты, которыми должен руководствоваться сотрудник полиции при возникновении той ситуации, что возникла в тот поздний вечер 22-23 февраля. При детальном изучении документов становится ясно, что в принципе ничего не мешало сотрудникам ДПС проявить большую жесткость в отношении нарушителя, что, собственно, они делают практически всегда. И мало кто их может в этом упрекнуть, ибо речь идет о безопасности во всех смыслах.
Ну, представьте сами, в ночи неровно мчится крутая иномарка, не подчиняется требованиям сотрудников полиции остановиться и провоцирует погоню за собой. Что возникает в голове у доблестного сотрудника органов в этот момент? Во-первых, установить срочно личность того, кто за рулем, проверить, в каком он состоянии, а ведь поведение, не соответствующее обстановке, является поводом для срочного освидетельствования водителя. Может, он пьян, а может – и под воздействием наркотиков. Возникает и вопрос, что у него в автомобиле: оружие, наркотики, труп в багажнике, заложник? А тут еще водила через тонированное стекло заявляет полицейским, что у него нет при себе никаких документов, и отказывается выходить.
Тут еще и про угон подумать не грех. Словом, все основания для применения самых радикальных мер к такому нарушителю имеются. Но действующие правила не запрещают и быть более лояльными. Тут уж на усмотрение экипажа ДПС. И они выбирают второй путь, несколько унизительный для полицейского, от которого люди ждут решительности и бескомпромиссности в отношении автохулиганов: они ожидают, когда некто привезет документы нарушителю, который спокойненько при этом похрапывает в салоне престижного авто. И даже вторая попытка нарушителя уйти от наряда ДПС никого не смутила. В результате – два малозначительных протокола, сохранение прав у с трудом установленного лица и крики на весь мир того самого лица, что такового вообще не было.
Рискните кто-нибудь совершить нечто подобное – и испытаете на себе праведный гнев и законные действия полиции. Одно очевидно: за такие шуточки на дороге вас свезут на освидетельствование, полностью обследуют авто, отправят машину на штрафстоянку, а вы отправитесь спать в ближайшее отделение полиции до установления вашей личности и принятия решения, что с вами после подобного делать. И это, к слову, правильно, законно и никто никогда подобный разворот событий не осудит.
Впрочем, с данным нарушителем был избран весьма мягкий алгоритм поведения. Можно ли за это осуждать полицейских? Даже по официальным данным в тот день в Казани было пресечено 1060 нарушений ПДД. Возможно, глядя на неадекватного вип-нарушителя, измотанный за день наряд просто не стал усугублять ситуацию, понимая, что потом еще придется долго объясняться, за что его так строго.
Но усугубил сам нарушитель. Это его выбор и право. Как наше право – держать при себе еще факты и свидетелей той истории. Как были право и выбор у наших коллег – писать или не писать об этом инциденте. И позицию тех из наших коллег, что были на месте финиша погони и затем решили это не предавать огласке, мы можем понять. Здесь вопрос редакционной политики, и каждый сам вправе решать, насколько значимо то, чему он стал свидетелем, и стоит ли это внимания его аудитории. А вот тех коллег, что кинулись рассуждать о "комичном репортаже на страницах государственного информационного агентства" и даже выискивать с нарушителем ПДД заказчиков, посягнувших на его честное имя, - понять сложнее. Да и нужно ли?
Одно пока для нас очевидно: опровержения не будет, а с честью и достоинством гражданину нарушителю придется разбираться самому. Тут даже самый перспективный академический центр не в силах помочь...