поиск новостей
  • 28.03 "Жан Баевич" Театр Тинчурина, 18:30
  • 30.03 "Флешка, рэп и любовь" Театр Тинчурина, 13:00 и 17:00
  • 30.03 Болганчык еллар. Мөһаҗирләр / Муть. Мухаджиры. Театр им. Г.Камала 18:00
  • 31.03 "Три аршина земли" Театр Тинчурина, 17:00
  • 09.06 Баста. Первое стадионное шоу в Казани. Стадион "Ак Барс Арена" 20:00
Дни рождения
  • 29 Марта Рустем Абязов
  • 31 Марта Айрат Сибагатуллин
  • 01 Апреля Валентина Липужина
  • 05 Апреля Миляуша Айтуганова
  • 07 Апреля Ирина Лебедева
  • 07 Апреля Алексей Селивановский
  • 07 Апреля Максим Спиридонов
  • 08 Апреля Алан Касаев
  • 09 Апреля Рифкат Юсупов
  • 10 Апреля Зуфар Закиров
  • Сдам комнату в общежитии по улице Хлебозаводская д. 6 чистоплотной, порядочной девушке. 89033060513
  • Сдается 2- х комн. Квартира порядочной семье на длительный срок. ЖК Салават купере. В квартире есть мебель для проживания. 89509488227 собственник.
  • На долгий срок сдается комната в общежитии на улице Бр.Касимовых 22/7 (пересечение с ул.Мавлютова). Имеется вся необходимая мебель, холодильник, стир.машина. Рядом метро, рынок, магазины. Подробности по телефону: 89274406462
  • Продается 3-комнатная квартира на проспекте Мира в Набережных Челнах. В квартире есть все удобства. Рядом с домом расположены школы, детские сады, магазины, аптеки, сквер Г. Тукая. Цена невысокая. Контактный телефон: +79872651909.
  • Сдaётcя посуточно свeтлая, уютнaя двуxкомнатная кваpтирa на улице Чистопольская. Рядом Aквaпapк Ривьера и Тaтнeфть Аpeна. В шаговой доступности оcтaновкa oбществeннoгo трaнспортa и неoбходимые магaзины и кaфе. В пешей доcтупнoсти ЗАГС-Чаша, Ак Баpc Apeнa, двoрец вoдных видов спорта. Ближайший торговый центр ХL, Парк Хаус, Тандем. Ждем гостей нашего города. Подробности по телефону 89272437185. Собственник.
  • В Институте морского и речного флота имени Героя Советского Союза М.П. Девятаева открыты вакансии водителя и архивариуса. Подробности по тел. 8 (843) 528-50-19, доб. 201
  • Вяленый гусь.Казань. Ватсап:89503266050
  • Сдается на длительный срок 1 комн.квартира в ЖК салават купере. Ремонт и Мебель есть. Собственник. 89509488227.
  • Сдается квартира-студия по адресу: г.Казань, ул. Удивительная (ЖК Весна, рядом Зельгрос) на длительный срок. Только гражданам РФ. Имеется вся необходимая мебель, холодильник, стиральная машина. Собственник: 89872762724
  • Продаю племенного молодого барана, вес 110кг. Пестрецы. 89270336922 пишите на ватсап
Пресс-инфо
Татпресса.ру
Вести-Татарстан
Татар-информ
TatCenter.ru
Челнинские известия
Коммерсантъ
Казанские ведомости
Реальное время
Казанский репортер
 
28.03.2010 Общество

ВЫБОР СУПРУГА: СВОЕЙ ИЛИ ДРУГОЙ НАЦИОНАЛЬНОСТИ?

Тема смешанных браков, откровенно говоря, уже многим набила оскомину. Она вызывает эмоционально тяжелые споры у самой широкой аудитории. Автор этого материала пытается примирить противников и сторонников смешанных браков, предоставив ряд малоизвестных широкой аудитории фактов.

Современная этническая психология в качестве основного признака, определяющего национальную принадлежность, рассматривает национальный менталитет, который представляет собой набор сознательных и бессознательных стереотипов, установок и ценностей, наиболее характерных для представителей определенной национальности. Исследованиями по этой тематике занимаются как государственные, так и частные научные учреждения (например, National Character Laboratory Inc., Laboratory of Personality and Cognition и др.).

 

Ниже я предлагаю рассмотреть тему смешанных браков, имея в виду феномен национального менталитета.

 

Мы немного разные

 

Производной от национального менталитета можно считать эндогамию, которая, как находят этнологи, характеризует все народы, не находящиеся на стадии исчезновения. В этом случае эндогамия определяется как предпочтение большинства представителей национальности создавать семьи с представителями своего этноса. Как показывают объективные данные, и среди татар, и среди русских большинство является сторонниками эндогамных браков.

 

Объяснение такой ситуации проще построить на примере брака с представителями каких-либо экзотических для наших мест народов. Например, при серьезном рассмотрении возможного собственного брака с камбоджийцем/камбоджийкой или с уругвайцем/уругвайкой (варианты можно продолжить) у большинства россиян возникнет вопрос-сомнение относительно того, «а как принято в семьях у них?». Мне доводилось слышать от российских студентов Университета Дружбы Народов имени П.Лумумбы: «Поживите с ними в общежитии, у них же менталитет совсем другой!» На таком экзотичном примере допустить, что национальность супруга все-таки играет какую-то роль, гораздо проще.

 

У татар с русскими, конечно же, общего в менталитете больше, чем с камбоджийцами или уругвайцами. Но некоторая и иногда принципиальная разница в менталитетах все-таки есть, включая несколько различающиеся типичные модели поведения мужа и жены, родителей, родственников, различающиеся взгляды на воспитание детей, принципы социализации и т.д. и т.п. Без обсуждения того, что хуже и что лучше. Просто менталитеты у двух разных народов все-таки разные. Кто-то эту разницу чувствует острее, кто-то же вообще не поймет, о чем я веду речь.

 

Уникальность национального менталитета каждой национальности определяет межэтнические различия, прямо или косвенно связанные с институтом семьи и объективно выявляемые в результате исследований. Они подтверждают различия в современном укладе и менталитете между татарами и русскими, проявляемые как на бытовом, так и на социальном уровне.

 

Сказанное также не означает, что любой брак между представителями двух разных национальностей обречен на конфликты по причине различий в менталитетах и не позволяет судить о такой субъективной категории, как «счастье в браке». Тем не менее, исследования, направленные на определение коэффициента разводимости, показывают, что количество разводов в межэтнических браках, как правило, выше, чем в эндогамных. При этом, чем больше различий между национальностями, тем выше и разводимость в таких семейных союзах.

 

Возможные риски

 

Анализ в рассматриваемом контексте позволяет сделать вывод, что эндогамный брак является не искусственным решением, направленным на сохранение «породы», как иногда утверждают сторонники смешанных браков, а естественным выбором на основе схожести менталитетов.

 

Принимая во внимание вышесказанное, при дальнейшем рассмотрении ситуации вокруг русско-татарских браков, можно условно разделить всех татар, стоящих перед выбором своего спутника жизни, на три категории:

 

1) убежденные сторонники эндогамного брака, для которых брак с татарином/татаркой – это естественный и единственный выбор;

 

2) убежденные противники эндогамного брака, для которых отношения с татарином или татаркой – это набор проблем, в противовес которым отношения, в частности, с русскими строить проще и легче;

 

3) татары, для которых национальность супруга не играет важной роли.

 

Оставлю первым двум категориям право на их чувства и личную жизненную позицию, а вопрос «татарин или не татарин» рассмотрим только для последней категории, поскольку именно эта группа, вероятно, является наиболее уязвимой при принятии ошибочного решения в выборе супруга.

 

Существенным генератором возможных проблем для последней категории является их истинное личное восприятие татарского менталитета, которое во многом будет определять то, насколько позитивно они в будущем смогут оценивать свой брак.

 

Одна часть татар, отнесенных к последней условной категории, при внешнем скорее позитивном отношении к национальной идентичности, на самом деле относится к понятию «татарлык» эмоционально безразлично или даже с некоторым негативным контекстом. Для таких счастливый брак с не татарами вполне вероятен, а давление со стороны родителей и родственников о необходимости брака с татарином/татаркой ведет к конфликтам и разочарованию.

 

Другая часть татар, отнесенных к той же последней условной категории, воспринимает национальный менталитет или эмоционально нейтрально, или скорее позитивно. При этом в силу разных причин эти татары готовы рассматривать брак и с не татарами. От таких часто можно услышать: «сердцу не прикажешь», «браки заключаются на небесах», «главное, чтобы человек был хороший» и т.д. В этих семьях элементы национальной культуры, языка, традиций, положения ислама часто в том или ином виде соблюдаются, вопрос татарин или не татарин в том или ином виде возникает, часто делаются шаги для согласования с будущим супругом не татарином имен и вероисповедания детей и т.п. Можно сказать, что для таких татар и татарок национальный менталитет – это естественный и неосознанный взгляд на жизнь. Таким соплеменникам я могу пожелать разобраться в себе и взвесить, насколько комфортно им будет, если в результате смешанного брака:

 

– их дети будут считать себя русскими, татарское будет для них чужим или интересно не как свое, а с посторонней позиции;

 

– их дети будут православными или атеистами;

 

– они сами морально отдалятся от татарской родни и в первую очередь родителей с глубокой психологической травмой для всех;

 

– они сами и их дети будут жить в нетатарском укладе и будут принимать для себя нетатарский взгляд на мир во всем.

 

Если «допрос с пристрастием» самого себя приведет к выводу, что ничего страшного не случится, то можно со спокойной душой выбирать себе супруга, не учитывая его (ее) национальность. Если же сомнения есть и решение болезненно, то…

 

Специально для сомневающихся

 

Часто говорят – национальность ребенка определяется воспитанием матери. Другие говорят – национальность ребенка определяется по отцу. Если честно, и то, и другое – домыслы.

 

Научный факт – дети определяют свою национальную идентичность сами и обычно в пользу доминирующего этноса. Поэтому в подавляющем большинстве русско-нерусских браков потомки уже в первом поколении определяют себя как русские.

 

Оговаривать заранее имена детей, их вероисповедание, оговаривать, чтобы будущий супруг принял ислам и т.п. не имеет смысла. Подобные договоренности – не более чем самовнушение и самообман. Такие базовые вещи нет смысла оговаривать. Это договор не с реальным человеком, а с вымышленным образом. Вы не сможете изменить менталитет другого человека. Да и стоит ли?

 

Отдельно про любовь

 

Зрелая любовь – это спокойное принятие человека таким, какой он есть, осознание его недостатков, но ощущение родственности с этим человеком. Человек, как говорят, «свой в доску». Другая «любовь» – это отрицание недостатков у человека или их оправдание, это масса всепоглощающей страсти. Это «божья искра», «моя единственная идеальная половинка» и т.п. Это не любовь к человеку как таковому, а любовь к своим собственным положительным ощущениям от нахождения вместе с этим человеком. Год-два проходят, пелена с глаз спадает, и «откуда-то» появляются недостатки, которые на самом деле были всегда.

 

Браки не создаются на небесах. Идеальные половинки – сказка. Если бы идеальные половинки существовали, то нам всем имело бы смысл съездить на их поиски в Юго-Восточную Азию – как-никак именно там скоро будет проживать половина населения планеты. На самом деле люди выбирают себе спутника из своего окружения. Не видите избранника (избранницу) среди сегодняшнего окружения? Расширьте круг общения. Зачем отказывать себе в лучшем?

 

Часто слышал – искусственный поиск людей определенной национальности не естественен. Так настоящую любовь можно пропустить. В психологии есть термин «брачная ассортативность» – это совокупность индивидуальных критериев при выборе супруга, что присуще каждому человеку. Ведь чем «искусственный» критерий татарин/татарка отличается от таких же искусственных критериев как блондины/брюнеты, городские/деревенские, с высшим образованием/средним, высокий/низкий, тощий/толстый, одевается модно или нет? Продолжите сами и еще раз вернитесь к допросу себя с пристрастием.

Джаббар САЛАВАТУЛИН
Молодежь Татарстана
№ | 24.03.2010
Молодежь Татарстана печать

▲ Наверх
Бренд-инфо
Книжные новинки
Энциклопедии
Камаловский театр
Татарская госфилармония
Фестиваль им. Рашита Вагапова
Национальный музей РТ
Ханский дом
Шаян ТВ
Татаркино
Комиссия по вопросам сохранения, развития татарского языка и родных языков народов, проживающих в РТ
«Элита»
Театр Тинчурина
Архив