Новости Татарстана и новости Казани представляют Бизнес онлайн, Комсомольская правда, Реальное время, Татар информ, Коммерсант, Казанские ведомости, TatCenter.ru
|
|
|
Дни рождения
|
|
|
07.01.2015 Общество
Как вернуть казанские трамваи на «историческую родину»?На историческое место - в Адмиралтейскую слободу - мечтает перенести из центра Казани музей конки и трамвая генеральный директор Казанского подшипникового завода Даниал Бикмухаметов. Энтузиаст своего района, он два с половиной года назад приступил к реализации давней мечты - поставить памятник Петрушке, коню-трудяге, работавшему 150 лет назад на разворотном кольце конки. Сегодня бронзовая лошадка стоит на Петрушкином разъезде, но, увы, на рельсах рядом с ней так и не появился вагон. Историческое место не должно быть пусто Идеей поставить памятник лошади, прославившей окраину Адмиралтейской слободы, Даниал Бикмухаметов загорелся лет двадцать назад, когда узнал от краеведов историю казанского трамвая и его предшественницы - конки. Особенно поразило его, что конюшня конки располагалась в двух шагах от его предприятия - там, где потом «прописалось» трамвайное депо. И трогательная деталь потрясла: кличка первой лошади, приписанной к разворотному кольцу, передавалась всем остальным, а потом и вовсе стала именем нарицательным. - Лошадей, тащивших по Казани тяжелые двухэтажные вагоны конки, на разъезде распрягали и меняли на свежих, а Петрушку впрягали временно, чтобы развернуть на кольце вагон, - говорит Бикмухаметов. - Работа у него была тяжелая: в этом месте крутой подъем, но справляться приходилось в одиночку. Исчезли петрушки с появлением электрического трамвая, а название «Петрушкин разъезд» осталось. И я убежден, что именно Петрушкин разъезд следует считать «исторической родиной» казанского трамвая. Конечно, первый маршрут конки, а потом и трамвая проходил через центр. Но конюшня-то изначально была здесь, здесь все зарождалось. Даже первая линия конки, а затем трамвая называлась «Волго-Проломная». И, стало быть, самое место здесь не только памятнику, но и музею конки и трамвая! Убрать из центра вагоны - и трава... расти! Идея создания музея стала естественным продолжением инициативы с памятником. По настоянию Даниала Бикмухаметова, на чьи личные средства памятник Петрушке был отлит в цехе ВНИИ ВОЛТП и установлен на разъезде, оглобли упряжи бронзовой лошадки заняли «рабочее положение» - почти параллельно рельсам. А за лошадью на постаменте приготовили место для вагона конки. Изготавливать его из бронзы было бы слишком накладно, ведь куда меньший по размерам конь обошелся более чем в два миллиона рублей. Да и зачем вагон из бронзы, если в Казани есть вполне подходящий настоящий? - В центре города, в конце улицы Петербургской, у здания Метроэлектротранса, установлено несколько старинных трамвайных вагонов, которым совсем там не место, - рассуждает директор подшипникового завода. - Ну да, там главный офис Метроэлектро-транса. Но ведь и только! Не было там раньше ни конки, ни конюшен, ни даже трамвайного депо, которое располагалось гораздо дальше, на улице Газовой. Но почему-то сквер перед зданием Метроэлектро- Первоначально инициатор создания памятника казанской конке в лице ее главного героя Петрушки ходатайствовал о переносе в Адмиралтейскую слободу только одного вагона - конки. Попросил помочь договориться об этом главу администрации Кировского и Московского районов Дамира Фаттахова. Но Метроэлектротранс отказался разрушать «музейную экспозицию» - дескать, она согласована с мэрией и уже стала одной из достопримечательностей города. В райадминистрации же на вопросы о вагоне для Петрушки теперь отвечают, что подходящего у Метроэлектротранса... нет. - Обидно, что не получается восстановить историческую справедливость, - вздыхает Даниал Бикмухаметов, который во имя этой справедливости сумел даже старинные булыжники для постамента бронзовому Петрушке раздобыть. - К тому же в центре Казани уже каких только музеев и памятников нет, а у нас, в Адмиралтейской слободе, памятник Петрушке, пожалуй, единственный. Если, конечно, не считать бюста Героя Советского Союза Николая Столярова. Перенести конку и трамвайные вагоны на Петрушкин разъезд логично со всех точек зрения. Ведь музей под открытым небом мог бы сюда туристов привлечь. Район наш растет, строится, хорошеет - разве он не заслуживает того, чтобы о нем не только казанцы знали? В центре, на Петербургской, трамваям, убежден предприниматель, совсем не место. Дескать, стоят-ржавеют, красоты скверу не добавляют. - Там трава должна расти, скамейки стоять, фонтан должен быть обязательно, - рассуждает он. - Чтобы, гуляя по городу в жаркий день, и туристы, и казанцы могли присесть, насладиться прохладой... «Кипящая» инициатива Трансформации «трампарка» на Петербургской в зеленый городской сквер Бикмухаметов готов помочь лично. У него уже и идея есть - поставить в сквере фонтан в виде большого казана, а льющаяся через края чаши вода будет олицетворять кипящий бульон. И надо признать, на эскизах эта идея смотрится прекрасно. Да-да, эскизный проект в двух вариантах уже есть! Его разработали аспиранты кафедры проектирования зданий КГАСУ. - Я полностью поддерживаю инициативу Даниала Закировича насчет переноса экспозиции старых трамваев и устройства на ее месте сквера, - говорит заведующий кафедрой проектирования зданий КГАСУ Валерий Куприянов. - Идея эта правильная, и фонтан или другая архитектурная композиция будут на Петербургской гораздо более уместны. По словам Куприянова, группа молодых проектировщиков под его руководством разработала два варианта нового сооружения: казан-фонтан и казан-арена. Под казаном будет устроена подсветка, символизирующая костер, а вверху с помощью специальной ажурной решетки обеспечат оптический эффект, имитирующий пар. С размерами архитектурной композиции пока не определились - она, говорит Куприянов, должна вписаться в существующий ландшафт. - Казан стал бы достойным завершением прекрасной улицы Петербургской, - рассуждает Даниал Бикмухаметов. - И смысловую нагрузку такая архитектурная композиция будет нести: в Казани, как в кипящем котле, веками «варятся», дополняя и обогащая друг друга, разные культуры и традиции. Вот ведь какой емкий символ получается! А трамвайный вагончик... Это тоже символ, но нашего района - Адмиралтейской слободы. И каждый символ должен быть на своем месте.
--- |
Самые читаемые
Архив
|