Новости Татарстана и новости Казани представляют Бизнес онлайн, Комсомольская правда, Реальное время, Татар информ, Коммерсант, Казанские ведомости, TatCenter.ru
|
|
|
Дни рождения
|
|
|
31.03.2015 Авто
ОСАГО дорожает. Вернутся ли полисы?
С 12 апреля в Татарстане ОСАГО снова подорожает. О том, смогут ли автовладельцы покупать полисы без переплаты за навязанные допуслуги, порталу TatCenter.ru рассказал президент республиканского Союза страховщиков Рустэм Сабиров. Эксперт констатирует, что без апрельского повышения тарифов к концу 2015 года Татарстан мог бы остаться без страховщиков, работающих в сегменте. Он надеется, что новые тарифы побудят страховые компании продавать полисы ОСАГО автовладельцам без ограничений и очередей. Хотя бы до конца года.
- В апреле ОСАГО для автомобилистов Татарстана подорожает - Банк России повысил базовые тарифы и изменил размер "тарифного коридора". Рустэм Ильдусович, на сколько подорожает "автогражданка" и когда именно?
- По сообщению Банка России, которое было опубликовано 20 марта, предполагается повышение базовых тарифов ОСАГО с 12 апреля на 40% и установка "тарифного коридора" в пределах 20% дополнительно, по желанию самого страховщика, для того, чтобы была конкуренция. Кроме того, меняются некоторые территориальные коэффициенты на территории РФ. В Татарстане изменений территориального коэффициента не предполагается.
- В Татарстане на сколько подорожает ОСАГО в абсолютных значениях?
- Исходя из трехкратного повышения лимитов выплат по "железу" с октября прошлого года и лимитов выплат по причинению вреда жизни и здоровью, в зависимости от "тарифного коридора" базовый тариф составит примерно 3,5 - 4,2 тыс. рублей. Прибавьте сюда коэффициенты по возрасту, стажу, безаварийной езде и так далее...
- Основные предпосылки роста тарифов - в увеличении лимитов выплат?
- Кроме увеличения лимитов есть целый ряд других факторов. Во-первых, базовые тарифы не менялись на протяжении 11 лет - за это время выросла стоимость ремонта, принципиально поменялся парк автомобилей... Кроме того, поменялась стоимость запчастей, стоимость нормо-часа, затраты... Поменялся курс рубля. Только из-за обесценивания рубля за последние 4-5 месяцев стоимость ремонта подорожала более чем в полтора раза. Только из-за этого. Запчасти по старому курсу никто не продаст, никакой немец, никакой японец и даже китаец. Это объективный момент.
- Есть ли предпосылки к повышению в РТ территориального коэффициента?
- Во многих соседних субъектах коэффициенты были повышены, поскольку убыточность там зашкаливала. В некоторых субъектах - они были снижены. А по мнению авторов этого законопроекта, в Татарстане, видимо, территориальный коэффициент соответствует среднестатистическим по РФ, и менять его нет необходимости. Задача в том, чтобы средняя убыточность по РФ соответствовала средней убыточности по региону, чего мы не имели до последнего времени. Естественно, возникла проблема с покупкой полисов в тех субъектах, где убыточность оказалась чудовищной. Страховые компании стали закрывать свои офисы в таких регионах, и исполнение закона оказалось под угрозой - было негде купить полис. Мы эту картину наблюдали и в Татарстане.
- Страховщики, работающие в Татарстане, удовлетворены повышением базовых тарифов на 40% или этого мало?
- Вопрос таков, что если бы этого не сделали, я допускаю, что к концу 2015 года в Татарстане могло не остаться ни одной страховой компании... По разным причинам. Одни бы просто закрыли свои филиалы, другие - перерегистрировали и открыли бы компанию в другом субъекте, где другая убыточность. Рыба ищет, где глубже и лучше. Видимо, условия работы таковы, что регистрация в Москве дает преференции, это выгоднее, менее убыточно. Мы знаем массу примеров, когда предприниматели, в том числе, страховщики массово уходили из "невыгодных" субъектов и просто переставали работать. Никому не хочется работать себе в убыток. Это рыночная среда, а не благотворительность. Должны работать рыночные законы и в сегменте ОСАГО. Если бы это был социальный проект, тогда государству надо было бы договориться с сообществом, как это будет компенсироваться.
- Получается, вы поддерживаете уход от регулирования тарифов в сегменте ОСАГО и переход к полностью рыночным тарифам? Сейчас разные варианты обсуждаются, в Госдуме даже было предложение вновь заморозить тарифы на несколько лет в связи с кризисом...
- В Госдуме могут ввести монархию, крепостное право, все что угодно. Там очень много креативных людей, мы практически ежедневно видим массу "замечательных" инициатив и предложений, я бы не хотел обсуждать различные идеи и задумки этих людей. А то, что в области регулирования тарифов ОСАГО существует масса проблем, мы прекрасно знаем. Я думаю, что все идет к тому, что тарифы должны быть рыночными. Но в ситуации, когда страховой рынок не сформирован, когда он непрозрачен, когда его то и дело покидают различные игроки, существовал риск продажи полисов некоторыми игроками по минимальной цене, собирать деньги, чтобы потом с этими деньгами испариться. Это могло привести к социальным потрясениям. Соответственно пока законодатель принял решение эти тарифы фиксировать, чтобы не было моментов демпинга и желания у страховщиков просто собирать деньги с клиентов.
- Будут ли когда-нибудь тарифы рыночными?
- Со временем, да. Кстати, "тарифный коридор" 20%-ый, как раз и предполагает конкуренцию между страховыми компаниями. С октября 2014 года был введен коридор в размере 5%, с 12 апреля он расширен до 20%. Потребитель сможет выбирать, где застраховать свою машину. Клиент сможет выбирать, но в рамках этого коридора. Это уже кое-что.
- В этом году больше повышения ОСАГО не будет?
- По закону тарифы могут корректироваться раз в год. В прошлом году они корректировались в октябре, в этом году, вот - с 12 апреля. Поэтому я думаю, что по крайней мере до конца года повышения тарифов быть не должно.
- Может ли в этом году повториться прошлогодний кризис "физической доступности" ОСАГО или навязывании допуслуг при покупке "автогражданки"?
- Продажа допуслуг незаконна...
- Но, тем не менее, такие факты имели место быть...
- Да, эти случаи, к сожалению, у нас в истории повторялись. В прошлом году продавать полисы себе в убыток никто не хотел. Это все-таки рынок, предпринимательство, и заниматься благотворительностью не все были готовы. Надеюсь, в ближайшее время эта проблема будет снята, и потребители смогут покупать полисы ОСАГО без ограничений и очередей. Надеюсь, многие страховые компании вернутся в города и районы, из которых они ушли, а ситуация станет сбалансированной и новых тарифов будет достаточно, чтобы в целом, ситуацию поддерживать.
СПРАВКА:
В 2014 году сборы страховых компаний по ОСАГО в Татарстане выросли на 23,6% и составили 4,8 млрд рублей (против 3,8 млрд рублей годом ранее). Рост выплат страховщиков в Татарстане в сегменте ОСАГО составил 9% - если в 2013 году компании выплатили автовладельцам 2,7 млрд рублей, то в прошлом году - уже почти 3 млрд рублей (2,951 млрд рублей).
Кто в Татарстане продает полисы ОСАГО?
Беседовала Юлия АМОЧАЕВА Видео: Илья ИВАНОВ |
Самые читаемые
Архив
|