поиск новостей
  • 30.03 "Флешка, рэп и любовь" Театр Тинчурина, 13:00 и 17:00
  • 30.03 Болганчык еллар. Мөһаҗирләр / Муть. Мухаджиры. Театр им. Г.Камала 18:00
  • 31.03 "Три аршина земли" Театр Тинчурина, 17:00
  • 09.06 Баста. Первое стадионное шоу в Казани. Стадион "Ак Барс Арена" 20:00
Дни рождения
  • 29 Марта Рустем Абязов
  • 31 Марта Айрат Сибагатуллин
  • 01 Апреля Валентина Липужина
  • 05 Апреля Миляуша Айтуганова
  • 07 Апреля Ирина Лебедева
  • 07 Апреля Алексей Селивановский
  • 07 Апреля Максим Спиридонов
  • 08 Апреля Алан Касаев
  • 09 Апреля Рифкат Юсупов
  • 10 Апреля Зуфар Закиров
  • Сдам комнату в общежитии по улице Хлебозаводская д. 6 чистоплотной, порядочной девушке. 89033060513
  • Сдается 2- х комн. Квартира порядочной семье на длительный срок. ЖК Салават купере. В квартире есть мебель для проживания. 89509488227 собственник.
  • На долгий срок сдается комната в общежитии на улице Бр.Касимовых 22/7 (пересечение с ул.Мавлютова). Имеется вся необходимая мебель, холодильник, стир.машина. Рядом метро, рынок, магазины. Подробности по телефону: 89274406462
  • Продается 3-комнатная квартира на проспекте Мира в Набережных Челнах. В квартире есть все удобства. Рядом с домом расположены школы, детские сады, магазины, аптеки, сквер Г. Тукая. Цена невысокая. Контактный телефон: +79872651909.
  • Сдaётcя посуточно свeтлая, уютнaя двуxкомнатная кваpтирa на улице Чистопольская. Рядом Aквaпapк Ривьера и Тaтнeфть Аpeна. В шаговой доступности оcтaновкa oбществeннoгo трaнспортa и неoбходимые магaзины и кaфе. В пешей доcтупнoсти ЗАГС-Чаша, Ак Баpc Apeнa, двoрец вoдных видов спорта. Ближайший торговый центр ХL, Парк Хаус, Тандем. Ждем гостей нашего города. Подробности по телефону 89272437185. Собственник.
  • В Институте морского и речного флота имени Героя Советского Союза М.П. Девятаева открыты вакансии водителя и архивариуса. Подробности по тел. 8 (843) 528-50-19, доб. 201
  • Вяленый гусь.Казань. Ватсап:89503266050
  • Сдается на длительный срок 1 комн.квартира в ЖК салават купере. Ремонт и Мебель есть. Собственник. 89509488227.
  • Сдается квартира-студия по адресу: г.Казань, ул. Удивительная (ЖК Весна, рядом Зельгрос) на длительный срок. Только гражданам РФ. Имеется вся необходимая мебель, холодильник, стиральная машина. Собственник: 89872762724
  • Продаю племенного молодого барана, вес 110кг. Пестрецы. 89270336922 пишите на ватсап
Пресс-инфо
Татпресса.ру
Вести-Татарстан
Татар-информ
TatCenter.ru
Челнинские известия
Коммерсантъ
Казанские ведомости
Реальное время
Казанский репортер
 
22.10.2017 Культура

«Прошло 50 лет, и мы вернулись в Казань 1966 года»

Первый тираж книги «Казань 66. Место и время», выпущенный в октябре 2016 года, разошелся еще к февралю 2017, и сейчас распродается второй. Авторы книги Владимир Герасимов и Анна Миллер и сами не ожидали, что фотографии того времени будут так интересны казанцам. Они рассказывают о нашем городе, каким он был в 1966 году, чем жил, о его людях, о культуре и быте. Основа книги — снимки, которые попали к авторам случайно и словно ждали своего времени. Журналист «Реального времени» расспросила авторов о том, как создавалась книга.

 
Фотографии сделал конструктор
 
— 23 октября 2016 года мы забрали тираж из типографии. Нужно было успеть «кровь из носу» именно к этому дню, потому что вечером в концертном зале УНИКС проходил юбилейный концерт авторской песни — отмечали 50 лет первого бардовского концерта в Казани. Там собрались наши ровесники, которые в 1966 году были студентами. Им, прежде всего, была адресована наша книга, — начинают рассказ о судьбе своей книги авторы.
 
Книгу-альбом «Казань 66. Место и время» написали профессиональные журналисты: Анна Миллер и Владимир Герасимов (фото на постере). В ее основу легли фотографии казанских улиц, сделанные в 1966 году Львом Поповым. Он не был профессиональным фотографом, окончил Московский авиационный институт и приехал по распределению в Казань, на вертолетный завод. Работал завсектором в конструкторском бюро КВЗ, увлекался фотографией. Снимал на досуге город — улица за улицей, дом за домом с методичностью и дотошностью заводского инженера. Правда, сохранились его фотографии не в виде негативов или отпечатков нормального формата, а в виде «контролек» — контактных фотоотпечатков, которые обычно использовали профессиональные фотографы. Отдельные карточки аккуратно подписаны на обороте, сгруппированы по улицам и завернуты в тетрадные листы.
 
 
Три коробочки снимков пролежали в семейном архиве больше 10 лет
 
— Были бы негативы, был бы праздник! Мы смогли бы сделать иллюстрации в книге лучшего качества, — сетует Владимир Герасимов. — С «контрольками» же, казалось, сделать ничего нельзя.
 
Три коробочки снимков пролежали в семейном архиве больше 10 лет, пока однажды Владимир Герасимов не попробовал отсканировать с высоким разрешением «контрольку», на которой нашел свой дом. Получилось хорошо.
 
— Конечно, это не фотографический шедевр, но снимок передает атмосферу ушедшего времени, — говорит автор. 
 
Должны были пройти годы, чтобы этим случайным, казалось бы, любительским снимкам исполнилось полвека — срок, превращающий просто прошлое в факт истории. Тогда авторам пришла идея издать альбом фотографий Казани 1966 года. Сразу стало понятно, что к старым снимкам нужны комментарии, нужен рассказ. В основу хроники событий легли воспоминания самих авторов и их друзей, материалы газет «Советская Татария» и «Комсомолец Татарии».
 
 
Должны были пройти годы, чтобы этим случайным, казалось бы, любительским снимкам исполнилось полвека — срок, превращающий просто прошлое в факт истории
 
— В «Комсомольце Татарии» было меньше официоза, язык был более живой, и ориентировалась газета на молодых, но зато и меньше было бытовых подробностей. А «Советская Татария», которую мы игнорировали в свое время за ее официозность и пропагандистский характер, оказывается, много писала о проблемах обыденной жизни, — рассказывает Владимир Герасимов. — Под рубриками «Письма наших читателей», «Народный контроль» газета сообщала, например, о том, почему нет молочных продуктов в том или ином конкретном магазине. Дефицит в Советском Союзе был так привычен, что в 1966 году его даже не замечали. Казанцы довольствовались тем, что есть. Главное, чтобы не было неожиданностей на скромном потребительском пространстве и не было бы слишком больших очередей. На лицах людей, стоящих в этих очередях, бесконечное терпение. Дома и на работе обсуждаются новости: где и что «дают». А уж если что-то «выбросили», и это тебе досталось…
 
«Церкви и мечети для нас были просто старыми зданиями»
 
— Попов не был казанцем. На старый город он смотрел как бы со стороны, — говорит Анна Миллер. — И этот город ему явно нравился. Несмотря на свою обшарпанность и заброшенность, он был по-своему красив и самобытен, в нем чувствовалось обаяние старины.
И этот город помнят и любят, оказывается, множество казанцев, давно переселенных в новые спальные районы.
 
— Кто-то приходил к нам и говорил: «Я долго искал свой снесенный много лет назад дом, ни на каких снимках не мог его найти. И нашел только у вас!». А ведь эти фотографии ни на что не претендуют. Вот просто дом и просто женщина рядом. И дома такого уже нет, и женщин таких — тоже. Где-то уже и улицы той самой нет. Где та Свердлова или Федосеевская? От всей Федосеевской осталась только церковь Евдокии, она сиротливо стоит в окружении новостроек, — говорит Владимир Герасимов.
 
 
«Попов не был казанцем. На старый город он смотрел как бы со стороны, И этот город ему явно нравился», — говорит Анна Миллер
 
— Все фотографии датированы 1966 годом, но они показывают, как Казань выглядела и раньше, и позже. Ничего ведь не менялось в городе десятилетиями – до 90-х годов, — говорят авторы.
 
Тем не менее, конечно, значимые изменения происходили. В новых районах города появлялись улицы, строились целые кварталы «хрущевок», запускались новые производства. И вообще 1966 год был знаковым, говорят авторы книги. 13 февраля в Казани взлетел первый советский дальнемагистральный самолет Ил-62. Долгие годы лайнер, за рубежом прозванный «Классиком», будет флагманом советского «Аэрофлота»: на нем будут летать первые лица страны — от Брежнева до Путина. В 1966 году в Казани начали строить новый цирк — «летающую тарелку». Построили Дом политического просвещения на месте снесенной Николо-Нисской церкви (сейчас здесь Академия наук Татарстана). Торжественно открыли Дворец спорта, 15-ю горбольницу. В 1966 году газеты публиковали эскизы памятника неизвестному солдату и всем павшим за советскую власть у ЦПКО им. Горького. 4 ноября открыли памятник Мусе Джалилю напротив Спасской башни Кремля. В 1966 году главный режиссер ТЮЗа Марсель Салимжанов перешел главрежем в Камаловский театр, с чего начался новый расцвет татарского драматического театра. В конце года в Казань приехал знаменитый дирижер, народный артист СССР Натан Рахлин, чтобы создать симфонический оркестр ТАССР.
 
В альбоме благодаря сохранившимся фотографиям много бытовых зарисовок, целые развороты «Большая стирка», «Большая уборка», «Банный день». Из книги можно узнать, что читали люди 50 лет назад, что слушали по радио и смотрели по телевизору, на какие фильмы и спектакли ходили. Что ели, что пили.
 
 
Дом печати
 
— Да, пили. Вот картинка. На улице Баумана редакция «Комсомольца Татарии» проводит подписку на газету. Сотрудники выходили, продавали газету, в меру способностей выступали зазывалами, а потом поднимались в редакцию и, конечно, выпивали, отогревались, — смеется Владимир Герасимов, показывая фото, сделанное у Дома печати (там сейчас отель и ресторан «Ногай»). — Вообще тогда много пили, много курили.
 
— Каким было наше отношение к бывшим церквям и мечетям? Да обычное. Мы ведь были вполне советскими молодыми людьми. Для нас это были просто давно заброшенные старые здания. На месте Успенского собора, где сейчас «Пирамида», в 66-м был гараж. Собор стоял без куполов, закопченный автобусными выхлопами, и мы не могли сказать, что он был красивый, — говорят авторы. — Купола сохранились только на Никольской церкви на Баумана и на часовне Богоявленского собора, да на кладбищенской церкви.
 
Читали запоем, и читальные залы всегда были переполнены, причем не только студентами, говорят авторы.
 
— Я навсегда запомнил, что в «читалку» Ленинки (нынешняя Национальная библиотека на Кремлевской, — прим. ред.) приходил высокий исхудалый старик, он был одет в черную одежду, заношенную до блеска. У него была короткая стрижка и темное задубелое лицо. Это явно был бывший зэк, из политических, – вспоминает Владимир Герасимов.
 
 
На фото «туристическая» платформа на первомайской демонстрации
 
Один из снимков был сделан на площади Свободы во время первомайской демонстрации, он — отличная иллюстрация оттепели, которая в провинциальной Казани длилась дольше, чем в столице. Вместо обычного советского праздничного оформления грузовика на нем туристическая палатка, костер и парни в тельняшках, играющие на гитаре. В стране начался бум авторской песни.
 
Архитектура и люди
 
Центр Казани в 1966 году — все еще старый губернский город. Провинциальная архитектура была по-своему хороша, не говоря уже о таких выдающихся зданиях, как «Бегемот», Госбанк или кремлевский комплекс.
 
— Но город — это не только здания и улицы, — говорит Владимир Герасимов, — город – это люди. После ударного осуществления программы сноса ветхого жилья исторический центр Казани остался без жителей.
 
Авторы же вспоминают, как в 60-е весенними вечерами улицы Карла Маркса, Горького, Ленина, Баумана, Куйбышева заполняли толпы гуляющих казанцев. Шли «прошвырнуться по Броду», как тогда называли улицу Баумана.
 
— Совсем рядом с площадью Свободы, во дворе дома 35 на Карла Маркса, где сейчас представительство «КАМАЗа», жил парнишка с длинными волосами, по прозвищу «Леннон». К нему все ходили переписывать на бобины «битлов», о которых только-только узнали в Казани. Когда его не было дома, дворовые старушки говорили: «Ленина нет. Ленин ушел!» — смеются Владимир и Анна.
 
 
Церкви и мечети для казанцев были просто старыми зданиями, вспоминают авторы
 
Есть в книге и фотографии людей, без которых трудно представить себе Казань шестидесятых. Авторы называют их городскими фигурами. Например, семья Бренинга, знаменитого казанского аптекаря и фотографа, расстрелянного в 1937 году. В книге есть фото его вдовы и дочери Ольги.
 
— Они выделялись в городской толпе, никогда с ней не сливались. Высокие, стройные, красивые какой-то несовременной красотой, они и одеты были не так, как все: длинные, до пят, всегда черные юбки, черные кофты с длинным рукавом. Мать и дочь Бренинги, обе Ольги, кажется, носили вечный траур — по разрушенной семье, по ушедшей счастливой жизни, — рассказывают авторы. – На снимке Ольга Федоровна и Ольга Арнольдовна на ипподроме. Было время, когда они сами занимались верховой ездой, и с тех пор на всю жизнь сохранили любовь к лошадям.
Авторы книги говорят, что не ностальгируют, в книге нет ни тоски по утраченному раю, ни обличения «проклятого прошлого». Они просто рассказывают о своем городе, увиденном через 50 лет.
 
 
— Сначала мы открыли город своей юности заново сами, — говорят авторы. — У этой книги несколько авторов: Лев Попов, мы и каждый читатель, который заполняет старые улицы и дома своим содержанием, о котором мы и не знаем.
 
Фотографии предоставлены
Анной Миллер и Владимиром Герасимовым
 
Справка
 
Анна Миллер родилась в 1947 г., закончила филфак Казанского университета, работала в газете «Вечерняя Казань» со дня основания издания, писала о культуре. Вместе с Владимиром Герасимовым открыла небольшое семейное издательство «Анна».
 
Владимир Герасимов родился в 1947 г., закончил филфак Казанского университета 10 лет заведовал отделом культуры в газете «Комсомолец Татарии», был главным редактором газет «НАУКА» КНЦ Академии наук СССР, частной газеты «Копейка» и «Банковской газеты» Национального банка РТ. Написал сценарии для документального кино (фильмы «У нас во дворе», «Этот непонятный Галимзянов», «А человек играет на трубе» и другие).
 

Айгуль ЧУПРИНА
Реальное время
№ --- | 22.10.2017
Реальное время печать

▲ Наверх
Бренд-инфо
Книжные новинки
Энциклопедии
Камаловский театр
Татарская госфилармония
Фестиваль им. Рашита Вагапова
Национальный музей РТ
Ханский дом
Шаян ТВ
Татаркино
Комиссия по вопросам сохранения, развития татарского языка и родных языков народов, проживающих в РТ
«Элита»
Театр Тинчурина
Архив