|
Артисты театра им. Галиаскара Камала: Библиографический справочник. Ильтани Илялова - Казань: Татарское книжное издательство, 2005.
Материалы к книге нашлись в хорошо сохранившемся архиве самого театра, в рукописном отделе библиотеки Дома актеров, в Госархиве; поделилась материалами музея театра его заведующая Л.Шакирзянова. Помогли своими воспоминаниями артисты Ш.Биктимеров, Р.Тазетдинов, Н.Дунаев, профессор С.Айдаров. Для того чтобы читатель не путался в названиях, для всего послереволюционного периода в работе используется одно название — «Татарский академический театр имени Г.Камала».
Когда приводятся почетные звания актеров, то пишется лишь последнее. Например, если пишется «народный артист СССР», это означает, что актер ранее имел звания заслуженного артиста, народного артиста Татарстана, заслуженного артиста, народного артиста РСФСР и т.д.
БИКТЕМИРОВ ШАУКАТ ХАСАНОВИЧ
Родился 28 октября 1928 года в Казани. Вырос в деревне Мангар Сабинского района. В 1945 году поступает в Татарское театральное училище. В 1949 году после окончания учебы его принимают в Татарский академический театр им.Г.Камала, но вскоре мобилизуют в армию, откуда Биктемиров возвращается в 1953 году и возобновляет работу в театре. С годами он превращается в крупную многогранную творческую личность, мастера современной сцены, вобравшего в себя лучшие традиции татарской актерской школы, — достоверность, правдивость на сцене, глубокое проникновение в психологичекую суть характера. Уже в первое десятилетие проявилась творческая индивидуальность актера — мягкая, лирическая, задушевная, искренняя. Его улыбчивые, добрые глаза выдавали положительную и обаятельную личность, идущую от человеческой сущности самого Биктемирова. Его внешние данные не совсем образцовые. Он среднего роста, ходит немного вразвалку. И красавцем его не назовешь. А полтора десятилетия спустя после начала творческой деятельности его назвали «блистательным актером». Артист всегда жизненно узнаваем, органичен, предельно прост. За этой простотой, сдержанностью его героев всегда ощущается подлинный интеллект, большая глубина эмоциональной натуры, точная действенная мысль. Ему чужд псевдо-романтический пафос и выплескивание чувств. При работе над ролью он не пользуется яркими броскими красками. Актер лаконичен, строг в выборе средств выразительности. Его герои не броски, однако всецело овладевают вниманием зрителей по ходу спектакля.
Основные роли: Нургали — «Потоки» Т.Гиззата, Мелузов — «Таланты и поклонники», Дульчин — «Последняя жертва», Кнуров — «Бесприданница» А.Островского, Галин — «Габбас Галин» Ш.Камала, Загит — «Братья Тагировы» Ф.Хусни, Байтимер — «Тополек мой в красной косынке» Ч.Айтматова, Хамит — «Первые цветы» К. Тинчурина, Талгат — «Первая любовь» Х.Вахита, Ленин — «Третья патетическая» Н.Погодина, Ислам — «Приехала мама» Ш.Хусаинова, Кривохатский — «Одна ночь» Б.Горбатова, Фаюнин — «Нашествие» Л.Леонова, Канкаев — «Бахтияр Канкаев», Палач — «Усовести вариантов нет», Альмандар — «Старик из деревни Альдермеш», Хасан Акчурин — «Мы уходим, вы остаетесь», Сибгат — «Конокрад», Нурхамат — «Ильгизар + Вера», Нурислам — «Дружеский разговор», Шахит — «Прощайте!» Т.Миннуллина, Туктамыш хан — «Идегей» Ю.Сафиуллина, Семенов — «Как звезды в небе» по М.Горькому, Дорозуар — «Станция Шамбодэ» Э.Лабиша, Чмутин — «Ретро» А.Галина, Пастор Мандерс — «Привидения» Г.Ибсена и др.
Нар.арт. СССР — 1977 г.
Лауреат Гос. премии им.Г.Тукая — 1967 г.
Лауреат Гос. премии РСФСР — 1979 г.
|
|