22.06.2013 Общество
Кто оплатит строительство платной дороги в Казани?
Проект транспортной развязки на трассе М-7 в районе моста через Волгу разрабатывается в обстановке глубокой секретности в Татдорпроекте. Развязка обеспечит комфортный выезд на трассу М-7 с платной дороги-дублера Горьковского шоссе.
Об этом проекте полтора года назад «ВК» написала первой. Тогда министр строительства и ЖКХ Ирек Файзуллин рассказал репортеру «ВК» о плане соединить параллельной берегу насыпью речной порт с автомобильным мостом через Волгу и построить современную 17-километровую дорогу, выходящую прямо на трассу М-7. А на получившихся в результате островах, заметил он, можно будет развернуть строительство жилья.
На тот момент на строительство этой дороги у республики не было ни разрешений, ни денег (а цена одного километра уже тогда превышала 150 млн рублей). Заинтересованности в ней у федерального центра также не было: мост через Волгу и Северная объездная дорога обеспечивают транзитное движение транспортного потока по М-7.
Но уже спустя полгода на созванной городскими чиновниками пресс-конференции гендиректор института «Татдорпроект» Елена Пановская представила концепцию строительства на Волге четырехполосной дороги, которую в перспективе можно будет расширить до шести полос! О проекте говорилось опять же, исключительно, как о концепции, под которую денег пока нет. Но выяснилось, что разработку грунта в зоне будущей дороги ПСО «Казань» уже давно ведет. Гендиректор фирмы «успокоил» заинтересовавшихся этим обстоятельством граждан, заявив, что эти работы - исключительно дноуглубительные.
С тех пор тема «дноуглубительных работ» всплывала не раз. По данным татарстанского отделения Социально-экологического союза (СЭС), строители в ходе этого «дноуглубления» уничтожают сформировавшиеся на волжских островках и в протоках уникальные экосистемы. Горожане, которые из поколения в поколение отдыхали и рыбачили в этих местах, возмущаются тем, что в перспективе здесь должны появиться дорогие коттеджи - и доступ к Волге будет навсегда закрыт. А сейчас ряды недовольных пополнились еще и за счет жителей Займища, Юдина, Обсерватории, которые много лет не могут добиться прямого выезда на трассу М-7, а теперь, уже никогда его, похоже, и не будут иметь.
В обнародованной год назад концепции полноценная двухуровневая развязка с разворотными петлями предусмотрена в зоне будущей коттеджной застройки. А этой весной жительница Займища обратилась на портал госуслуг РТ с запросом о возможности вместо этого организовать нормальные съезды на М-7: «Выезжая из Юдино, Аракчино за Волгу, приходится делать крюк через Залесный...». Но на эту заявку, переадресованную чиновниками минтрансу, пришел так называемый «мотивированный отказ», в котором говорится: «По информации ФГУ «Волго-Вятскуправтодор» на км 785+800 автодороги М-7 «Волга» находится транспортная развязка в разных уровнях. Также, в настоящее время в Росавтодоре проходит процедуру согласования размещение транспортной развязки в разных уровнях на км 780+800. В соответствии с п.6.3. СП 34.13330.2012 «Автомобильные дороги» в целях уменьшения помех от местного движения, повышения скоростей, удобства и безопасности движения основных потоков на автомобильных дорогах 1 технической категории предусматривается не чаще чем через 5 км и устраиваются они через примыкания в разных уровнях. На основании вышеизложенного размещение дополнительных съездов на данном участке дороги не представляется возможным».
В переводе на общепонятный язык это означает, что интересы тех, кто вскорости поедет из Казани с ветерком по платной дороге, поставлены выше, чем потребности налогоплательщиков. Хотя, судя по всему, строить приоритетную коммерческую трассу собираются именно на их средства.
Такой вывод напрашивается из ответов, полученных представителем татарстанского СЭС Наилей Биктимировой и другими гражданами из Росавтодора. Замначальника Управления проектирования и строительства автодорог Росавтодора г-н Лубаков сообщил Биктимировой, что проектная документация по строительству новой транспортной развязки выполняется ОАО «Татдорпроект» по заказу Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан. Подтвердил эту информацию и начальник управления Сергей Чурилов, уточнив: «Вопросы технической и социально-экономической обоснованности строительства развязки... относятся к компетенции указанного министерства».
Биктимирова и другие активисты ждут ответа на направленный ими в минтранс запрос об обосновании целесообразности строительства развязки в данном месте. А репортер «ВК» уже получила на аналогичный запрос отписку из пресс-службы минтранса.
Чиновникам были заданы вопросы: в какую сумму обойдется проектирование и реализация коммерческого проекта, из каких средств проект будет оплачен, сколько придется платить за пользование новой дорогой и в чей карман пойдут доходы от ее эксплуатации. «Проект предполагается осуществить в рамках государственно-частного партнерства. На данный момент стороны его реализации не определены», - ответила пресс-секретарь Министерства транспорта и дорожного хозяйства РТ Наиля Клевлеева...
Бессмысленным оказалось интересоваться проектом новой развязки и в Татдорпроекте. «Все вопросы к заказчику. У нас комментарии об этом заказе никто не дает, таково указание руководства», - заявила репортеру «ВК» сотрудница в приемной гендиректора.
Трудно поверить, что серьезный институт, каковым является Татдорпроект, возьмется за разработку сложнейшего проекта развязки на условиях благотворительности. И невозможно поверить, что минтранс мог разместить заказ на этот проект, не имея средств и не определившись с партнером для его реализации. А молчание обеих сторон легко объяснить нежеланием обнародовать источники и объемы финансирования этого проекта, который, как верно подметила Наиля Биктимирова, не вписывается ни в Генеральный план МО г. Казани, ни в Схему территориального планирования Республики Татарстан, зато идеально обеспечивает потребности сразу двух крупнейших коммерческих проектов - платной дороги по волжским островам и фешенебельного коттеджного поселка.