29.09.2013 Авто
Страховщики "отменили" бонус за аккуратную езду
Принимая в апреле 2002 года закон об обязательном страховании автогражданской ответственности, российские законодатели предусмотрели в нем греющее души аккуратных водителей право на скидку за безаварийную езду. До 50 процентов через десять лет безупречного вождения.
Но выяснилось, что многие казанские автовладельцы даже 25-процентной скидки за минувшие с принятия закона 11 лет не заработали. Напротив, их безответственность страховщиками была оплачена не единожды. Так что торговать полисами ОСАГО по утвержденным законом правилам страховым компаниям стало совсем не интересно.
В выходные я регистрировала автомобиль. Мой страховой агент приболела, офис компании, которой я много лет не приносила убытков, был закрыт, но я заранее взяла там справку, гарантировавшую более тысячи рублей экономии на полисе ОСАГО. Однако ни один из "дежуривших" на площадке перед ГАИ на Оренбургском тракте страховых агентов не согласился продать полис с учетом коэффициента "бонус-малус", как предписывают федеральные законы № 40-ФЗ, 267-ФЗ и Правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Мне предлагали на выбор полисы известных и малоизвестных компаний и твердили, что руководство запретило учитывать понижающий размер страховой премии коэффициент. А купить ОСАГО на их условиях значило потерять не только тысячу рублей сейчас, но и скидку на все последующие годы, ведь мой класс водителя в системе "бонус-малус" дальше определялся бы этим полисом.
Припомнив, что президент Союза страховщиков Татарстана Рустэм Сабиров предупреждал, что эти "дежурные" агенты могут продать и поддельный полис, я поехала в брокерскую контору. Но и там мне с трудом подобрали принимающую справки о безубыточности фирму - не такую известную, как, скажем, Росгосстрах.
Почему я вспомнила о Росгосстрахе? Да потому, что там в последнее время практикуют продажу полисов ОСАГО особо аккуратным водителям не просто так, а с нагрузкой. По телефону мне разъяснили, что "бонус-малус" учтут, только если я заодно и жизнь застрахую - на сумму, чуть большую, чем составит моя экономия на ОСАГО.
Оценив изящество коммерческого хода, позволяющего дважды заработать на безубыточном клиенте (если ездит неаварийно, то и вероятность будущей выплаты по второму, "смертельному" полису невелика), я обратилась к Рустэму Сабирову за комментариями. Он заявил, что прибыль от ОСАГО страховщики получают в других регионах, а у нас в Казани это направление крайне убыточно из-за лихачества, которое в крови у местных водителей. И еще, сказал Сабиров уже как директор филиала "ПСК Казань" страховой группы "МСК", можно было купить полис у агента за полную стоимость, а потом в течение 15 дней представить справку о безубыточности в офис страховой компании, и там учли бы "бонус-малус" и вернули деньги - и подсказать этот порядок действий клиенту должен был любой добросовестный страховой агент: "Наши агенты всегда объясняют...".
Но даже специалисты, сидящие в офисах солидных страховых компаний, нередко дают неправильные объяснения. Например, говорят, что надо заплатить за ОСАГО по полной, без учета "бонуса-малус", и обещают вернуть излишне уплаченное через 15 дней - после проверки вашей "безаварийной" справки.
Хотя на самом деле страховщик обязан принять справку, дать скидку, а потом уже в течение 15 дней имеет право проверять сведения по базе данных Российского союза автостраховщиков (РСА) и в случае несовпадения внести коррективы в стоимость полиса! Кстати, база РСА, по словам Рустэма Сабирова, пока небезупречна: из-за несогласованности баз разных страховых компаний, которые в нее сливаются, там может значиться другой, более низкий класс водителя...
В общем, если, как поется в гимне одной из страховых компаний, "Дом или машину... Вы застраховать решили, здесь вам каждый будет рад, разъяснит с улыбкой доброй, что и как и почему", - то не верьте на слово ему. Ну, а если вы и без разъяснений точно знаете, как должно быть по закону, а страховщик отказывается заключать договор страхования на иных, чем его собственные, незаконные условия, то... что делать?
Рустэм Сабиров говорит: можно пожаловаться в РСА, в Москву. Или (это уже я предлагаю) написать жалобу в Роспотребнадзор, где обязаны защищать права потребителей, и в прокуратуру. И я, и г-н Сабиров понимаем, что формально вышеназванные органы в течение установленного по закону срока отреагируют. Но когда ты стоишь на площадке перед ГАИ или в салоне у дилера рядом с купленной за кругленькую сумму машиной, на которой без полиса ОСАГО никуда не можешь уехать, и купить его на законных основаниях тоже не можешь, что делать-то?