Новости Татарстана и новости Казани представляют Бизнес онлайн, Комсомольская правда, Реальное время, Татар информ, Коммерсант, Казанские ведомости, TatCenter.ru
|
|
|
Дни рождения
|
|
|
14.11.2013 Культура
![]() Для казанцев мусор - галстуки от Hugo BossВ центре "Эрмитаж-Казань" начала работать инсталляция "Метрополис" екатеринбургского художника Владимира Селезнева. При дневном освещении она выглядит грудой чистого мусора: много пластиковых бутылок, есть картонная коробка из-под импортного корма для декоративного кролика, корпус кнопочного стационарного телефона... А когда свет в зале гаснет, свалка превращается в макет узнаваемой вечерней Казани.
Можно разглядеть светящиеся в темноте мост "Миллениум", мечеть Кул Шариф, цирк, улицу Баумана, Камаловский театр, озеро Кабан... Это не просто красиво - волшебно. Еще и звуки загадочные раздаются: специально для представлений "Метрополиса" Владимир Селезнев записал "шум тишины" ночного города.
Эффект подсветки дает светонакапливающая краска, которой Владимир Селезнев обработал инсталляцию. На создание "Вечерней Казани" потребовалась килограммовая банка такой краски стоимостью 4000 рублей. Инсталляцию он соорудил за четыре дня. Об этом он рассказал вчера корреспондентам "ВК".
- Моя инсталляция "Метрополис" уже достаточно известна: я строил ее в Петербурге, Перми, немецком городе Киле... Каждый раз создаю из мусора узнаваемый фрагмент того города, в котором нахожусь, - говорит Селезнев.
- Из местного мусора создаете?
- Да, это принципиально. В этот раз в Казань я приехал по приглашению искусствоведа, руководителя лаборатории актуального искусства "Клуб 20/21" Гузели Файзрахмановой. Она же организовала через социальные сети сбор материала для инсталляции. Заранее причем. Я когда приехал, мне осталось лишь художественно его обработать и расставить по плану города.
- Во всех городах мусор одинаков?
- Бывают отличия. Отличие казанского мусора - наличие в нем галстуков от Hugo Boss. Я соорудил из них мосты через Казанку.
- У вас есть в Казани любимые достопримечательности?
- Мне вообще нравится Казань, она своеобразная. Не все новостройки мне нравятся. Я считаю, что некоторые из них уж слишком помпезные. Но вообще города для меня - это люди. В Казани хорошие люди, поэтому мне нравится этот город.
- Владимир, как обычно люди реагируют на "Метрополис"?
- Если я создаю инсталляцию в музее, то поначалу скептически реагируют: какая-то фигня, какой-то современный художник... Но когда инсталляция начинает работать, то сбываются известные слова Марата Гельмана: "Скептики будут посрамлены". Да, людям, как правило, нравится "Метрополис". Это многоуровневая инсталляция, она понятна людям с разным бэкграундом. Для ребенка это чудо превращения кучи мусора в красивый ночной город, такой вау-эффект. Кто-то начинает думать об экологии родного города, кто-то - о расслоении общества. О расслоении, да: для кого-то мусор - это ставший немодным галстук за пять тысяч, для кого-то - баночка из-под йогурта...
- В Казани ваша инсталляция экспонируется в зале, соседствующем с масштабной выставкой "Французские импрессионисты и их эпоха".
- Это удача. Потому что мой город из мусора - это в какой-то степени тоже импрессионизм.
- Сегодня многие обсуждают акцию художника Петра Павленского: в честь профессионального праздника работников МВД он прибил свою мошонку к брусчатке Красной площади. Замысел перформанса - показать пассивность общества перед лицом "полицейского государства"... Что вы думаете об акции Павленского?
- Такая акция может быть проведена в демократическом обществе. Почему нет? Вот что я думаю.
- По-вашему, эта акция имеет отношение к современному искусству?
- Современное искусство, я считаю, многообразно. И политический жест, который совершил Павленский, тоже может являться современным искусством. Да, несомненно: это современное искусство... Мне кажется, современное искусство нужно не для восхищения, не для одних только положительных эмоций. Современное искусство цепляет, шокирует, заставляет думать. Заставляет размышлять о том, что нас окружает... Для того чтобы принимать современное искусство, нужно много знать, видеть и понимать контекст. Акция Павленского очень хорошо работает в контексте Дня милиции и Красной площади. Эти составляющие "делают" эту акцию. Никто бы о ней не говорил, если бы художник выбрал для ее проведения другой день и другое место.
- Над чем вы собираетесь работать в ближайшее время?
- Я занимаюсь абсолютно разными вещами. В конце ноября в Екатеринбурге состоится премьера документального спектакля "Я/Мы", над которым я работал как художник. Это спектакль про реальных наркоманов, играть его будут люди из реабилитационного центра. Режиссер - Александр Вахов, ученик Николая Коляды.
- Мэр Екатеринбурга, основатель фонда "Город без наркотиков" Евгений Ройзман причастен к спектаклю?
- Нет. Но для сбора материала к спектаклю мы ездили в центр реабилитации наркоманов его фонда... Это очень страшная проблема - наркоторговля, наркотики. Очень важно об этом говорить. Современное искусство, современный театр - тот инструмент, который помогает обнажать насущные проблемы. Кстати сказать, гуляя вчера по Казани, я обратил внимание, что у вас достаточно много надписей на стенах домов и асфальте о продаже "соли". Это страшно. В екатеринбургских реабилитационных клиниках я видел людей, которые, употребляя "соли", сходили с ума буквально за полгода. Это очень страшно, это отдельный разговор...
Айсылу КАДЫРОВА |
Самые читаемые
Архив
|