09.11.2010 Культура
Подпитка энергии Добра
Концерт оркестра под управлением маэстро Владимира Спивакова – это большое событие в жизни любого города, как российского, так и зарубежного.
Национальный симфонический оркестр России востребован как ни один другой. График концертов и гастролей расписан на много месяцев вперед. Например, далеко не каждый оркестр, не важно российский или европейский, приглашают регулярно выступать в Германии, на родине самых уважаемых симфонических оркестров. Музыканты под управлением Спивакова выступают там два-три раза в год в лучших концертных залах. В настоящее время индустрия грамзаписи переживает кризис. Разоряются многие лейблы. Заказов на запись симфонической музыки – нет. И в этой ситуации мы получаем заказ на запись от компании Sony. Таким образом, если говорить о каком-либо кризисе, зависит о того, кто занимается этой музыкой, кто ее представляет. Итак, Владимир Спиваков представляет…
- Владимир Теодорович, вы очень много гастролируете по России. По вашему мнению, симфоническая музыка сейчас интересна широкой аудитории или на концерты приходит узкий круг ценителей?
- Об узком круге ценителей речи быть не может. У меня рождается мысль о том, что, помимо генетического кода, который мы получаем при рождении, у каждого из нас есть и духовное наследие. Вопрос лишь в том, как мы его используем…
- Насколько важна сейчас поддержка культурных проектов различными крупными предприятиями, банковскими структурами?
- Без того, что поднимать народ, публику, до определенного культурного уровня ничего хорошего не произойдет. Не случайно же дети сразу после школы поступают в академии и университеты. Сейчас мы все так или иначе зависим от экономики. Так, чтобы оркестр приехал с концертом, музыкантов нужно вывезти, разместить в гостинице, организовать им прием пищи в спокойной обстановке. Все это нужно для того, чтобы после репетиции, они могли полностью отдаться своему любимому делу, публике. Музыканты получают возможность не зарывать свой талант в землю. Поэтому материальная поддержка для нас очень важна. Хотя, мне кажется, что мы как-то облагораживаем деятельность банков. Мы представляем высокую культуру, они осознают, что поднимают тот пласт, который нужно поддерживать. Наше телевидение сейчас работает только на рекламу и очень часто принижает наш народ. И ему нужно создавать какой-то противовес, также как существует энергия Добра и энергия Зла. В нашем случае происходит поддержка энергии Добра.

- Когда вы последний раз приезжали в Казань?
- Симфонический оркестр приезжал года два назад. А я был здесь в прошлом году с «Виртуозами Москвы». Мы выступали в оперном театре, был полный зал. Я не помню, какую программу мы привозили тогда. Я никогда не оглядываюсь, фактически, когда мы смотрим назад, получается, что мы смотрим вперед.
- Вы недавно приняли участие в озвучивании мультфильма «Гадкий утенок» Гарри Бардина, роль Петуха. Что подвигло вас к такому опыту?
- Прежде всего, личность Гарри Бардина. Он очень честный и принципиальный художник. У него были большие затруднения финансового характера, он делал этот фильм 6 лет. Это большой срок. И мы ему по-дружески помогли: написали саундтрек. После чего он сказал мне: «У меня там есть одна роль. Хочешь ее озвучить?» Я спросил, какая роль, а когда узнал спросил, что за Петух. Гарри ответил: «Такой, злобный Петух!» И я согласился. И мы попробовали. Надо сказать, что Гарри Бардин, как всякий художник, видел этот фильм в целом еще до того, как мы он стал цельным произведением в реальности. Я «дирижировал оркестром», когда мы писали музыку к этому фильму, а когда я озвучивал Петуха, Гарри был моим «дирижером». Гарри постоянно делал мне ремарки: «тут он нашел яйцо», «тут ему червяк на клюв сел», «он клюнул Гадкого утенка».
- Интересно было? Долго вникали в роль?
- Было очень интересно! Правда, я сам себя не узнал, когда услышал. Гарри показал мне Петуха и описал действие – парад птиц, который будет принимать генерал Индюк, чем-то напоминающий Леонида Ильича Брежнева. Брежнев, вообще, памятник эпохи. Слава Богу, что эта эпоха становится историей.

- В оркестр Владимира Спивакова проще попасть молодым исполнителям. Чем вы мотивируете такой подход?
- Я предпочитаю взращивать дарования. С более зрелыми людьми тяжелее работать, потому что многие вещи у них уже устоялись. Например, каждый знает, как сложно достичь взаимопонимания с родителями. Старшему поколения кажется, что тогда, в их время, было лучше. А молодежь – это теплая глина, из которой можно что-то создать. Они податливее, веселее, энергичнее. Их нужно только заинтересовать. А это проблема нашего общества, из-за которой общество не так быстро движемся вперед, молодым не показывают путь к созиданию. Пример, когда люди заняты созиданием, Молодежный симфонический оркестр СНГ, организованный по инициативе Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств-участников СНГ. В нем участвуют молодые люди самых разных возрастов, в том числе из Казани. Все они просто горят идеей музицирования. По началу им было очень трудно, потому у всех разный уровень, инструменты плохие. Но когда человек чего-то хочет, все получается.
- Скажите, существует ли в России проблема концертных залов? В каждом ли регионе есть условия для выступления Национального филармонического оркестра России?
- Проблема существует. Нужна федеральная программа по поддержке регионов в этом вопросе. Например, в Японии приезжаешь в какую-нибудь деревню, где домики не выше одного этажа. И вдруг видишь там колоссальный комплекс – Дом музыки. Спрашиваешь, как это возможно? Ведь деревня же! А японцы отвечают, что лет через 50 здесь будет большой город, и этот комплекс обязательно понадобится. У нас часто бывает такая философия – «горит»! Нужно здесь и сейчас! А о будущем мало, кто думает. Нужно смотреть вперед и думать о пользе, которую каждый человек все-таки должен принести. Тогда что-то измениться. Главное, чтобы мы в это поверили. Каждый должен думать о своем будущем, не оглядываясь на правительство.

- Бывают, что люди в зале не выключают мобильные телефоны, и однажды вы сыграли мелодию, прозвучавшего звонка. Часты ли такие случаи?
- Нет, не очень часто. Тоже можно понять, когда люди забывают отключить звук на телефоне. Человек целый день крутился, прибежал на концерт и забыл про телефон. Конечно, делается объявление, но все слушают.
- А какая мелодия у вас на мобильном?
- У меня Андрюша Миронов покойный поет: «Молчите, молчите, молчите! Не надо слов!»
Лилия САБИРОВА, Татьяна РЕНКОВА
kazan24.ru
№ --- | 09.11.2010