поиск новостей
  • 17.04-28.04 Мечтатель. Театр Тинчурина, 17:00
  • 26.04 И в cтарости, и в радости! Театр Тинчурина, 18:30
  • 09.06 Баста. Первое стадионное шоу в Казани. Стадион "Ак Барс Арена" 20:00
Дни рождения
  • 25 Апреля Борис Петров
  • 25 Апреля Лия Загидуллина
  • 25 Апреля Растям Бакиров
  • 25 Апреля Тимур Акулов
  • 26 Апреля Николай Путилин
  • 29 Апреля Нико Капанен
  • 01 Мая Владимир Батраков
  • 01 Мая Римма Ратникова
  • 01 Мая Хамза Багманов
  • 01 Мая Фатих Сибагатуллин
  • Сдается 1 ком.квартира мусульманской семье на длительный срок в ЖК Салават купере. Только граждане России. 89509488227 собственник ( не риелтор!!!!!)
  • Сдается 2-х комнатная квартира по ул. Ф.Амирхана порядочной семье на длительный срок. В квартире есть мебель, рядом остановка, магазины, рынок. Только граждане РФ без животных!!! 8-965-584-66-30 собственник.
  • Сдaётcя посуточно уютнaя однокомнатная кваpтирa в новом доме на улице Павлюхина, 110. Рядом торговый центр Kazan Mall. 89172977220
  • Здравствуйте! В преддверии весеннего праздника принимаю заказы на бенто торты и капкейки по приятным ценам. Буду рада стать частью вашего торжества! Город Казань. 89377708700 Динара. (Ватсап)
  • Продается двухкомнатная квартира в Челнах. Новый город, 30 комплекс. Хорошая планировка (распашонка), 52 кв.м. Теплая. В хорошем состоянии. Продает хозяин. Тел. 8-9631571216
  • Сдам комнату в общежитии по улице Хлебозаводская д. 6 чистоплотной, порядочной девушке. 89033060513
  • Сдается 2- х комн. Квартира порядочной семье на длительный срок. ЖК Салават купере. В квартире есть мебель для проживания. 89509488227 собственник.
  • На долгий срок сдается комната в общежитии на улице Бр.Касимовых 22/7 (пересечение с ул.Мавлютова). Имеется вся необходимая мебель, холодильник, стир.машина. Рядом метро, рынок, магазины. Подробности по телефону: 89274406462
  • Продается 3-комнатная квартира на проспекте Мира в Набережных Челнах. В квартире есть все удобства. Рядом с домом расположены школы, детские сады, магазины, аптеки, сквер Г. Тукая. Цена невысокая. Контактный телефон: +79872651909.
  • Сдaётcя посуточно свeтлая, уютнaя двуxкомнатная кваpтирa на улице Чистопольская. Рядом Aквaпapк Ривьера и Тaтнeфть Аpeна. В шаговой доступности оcтaновкa oбществeннoгo трaнспортa и неoбходимые магaзины и кaфе. В пешей доcтупнoсти ЗАГС-Чаша, Ак Баpc Apeнa, двoрец вoдных видов спорта. Ближайший торговый центр ХL, Парк Хаус, Тандем. Ждем гостей нашего города. Подробности по телефону 89272437185. Собственник.
Пресс-инфо
Татпресса.ру
Вести-Татарстан
Татар-информ
TatCenter.ru
Челнинские известия
Коммерсантъ
Казанские ведомости
Реальное время
Казанский репортер
 
22.06.2014 Общество

Бывший челнинский летчик: «Я даже пассажиром на этих «Боингах» летать не хочу»

Почему так часто сегодня падают самолеты, чем отличается подготовка пилотов в советское время и сейчас, почему возникает турбулентность и опасно ли летать в грозу, рассказал летчик с 33-летним стажем Александр Старостин.

В летчики из строителей

Александр Старостин родился в послевоенный 1946 год в Ульяновской области, но еще в раннем детстве вместе с семьей он переехал на небольшой островок около Самары размером 7 на 2 километра посреди Волги. На этом относительно небольшом кусочке земли располагалось три деревни. Здесь была школа, несколько магазинов и жилые дома.

После школы А. Старостин окончил ремесленное училище по специальности электрик. Затем работал на стройках, а по вечерам занимался домашним хозяйством – помогал родителям. Однажды на поле во время сенокоса Александр поднял в небо глаза и увидел кружащий над его головой самолет. Неподалеку был аэроклуб – оттуда и залетали в их края эти «птицы». Тогда у юного Саши и появилась мечта – стать летчиком. В аэроклубе парнишку ждало разочарование – его туда не взяли. Он продолжал работать на стройке, но мысли о небе не покидали.

Однажды холодным зимним днем, работая на стройке и пытаясь согреть окоченевшие от мороза руки, будущий летчик обратил внимание на молодых людей. Они направлялись в институт.

– Видно было, с какой неохотой они шли туда, как будто бы их заставляли. А я в тот момент подумал: «Вот бы мне поступить в институт. Я бы учился с удовольствием», – рассказывает Александр Иванович.

Совсем скоро по телевизору он увидел объявление о наборе в летное училище. На следующий же день Саша был в приемной комиссии, а еще через некоторое время – за партой Кременчугского летного училища.

Впервые под чутким руководством инструктора Александр Старостин поднялся в небо за штурвалом самолета ЯК-18.

– До этого момента  ездил лишь на лошади и на велосипеде, – признается Александр Иванович. – Ощущения, конечно, были непередаваемые: громко шумит двигатель, внутри все сжимается, ты не понимаешь, что произойдет через мгновение. Но зато потом, поднявшись в небо, испытываешь невероятный восторг.

На полеты с инструктором курсантам отводилось 12 часов. Потом нужно было лететь одному, а еще через некоторое время  доверяли пассажира.

Тренажеров в училище тогда практически не было. Когда появился первый из них – тренажер АН-2, многие с интересом к нему отнеслись, но позднее поняли, что в нем много недоработок и летать на настоящем самолете даже проще.
Управление самолетом сродни вождению автомобиля

Окончив летное училище, Александр Старостин устроился работать в Пензу. Первый полет с пассажирами прошел без малейшего страха – уверенность в своих силах была стопроцентная.

– Все движения автоматизировались, это так же как управлять автомобилем. Водитель ведь не задумывается, когда переключить скорость или включить поворотник – все отработано. Примерно так же и на самолете. Даже если бы вдруг случилась нештатная ситуация, мы знали четко, как действовать.

В Пензе Александр Старостин проработал 10 лет, потом переехал в Лениногорск, а еще через три года, в 1982 году, в Набережные Челны. В Бегишево летчик трудился до 2000 года, до выхода на заслуженный отдых. Трудно сосчитать, сколько рейсов совершил он за 33 года профессиональной деятельности. Направления, по которым летал Александр Старостин, ограничивались Россией и странами СНГ, за границу ему отправляться не приходилось. Но и этого хватило, чтобы увидеть множество городов: от Иркутска и Мирного до Сочи и Баку. Нередко график складывался так, что оставалось время на прогулки.

– Летчик – это вообще удивительная профессия. Утром ты в Набережных Челнах, где прохладно и идет дождь, днем уже в жарком Сочи и купаешься в море, а вечером снова в родном городе, – рассказывает Александр Иванович.
«Мы чуть не погибли из-за нераскрывшихся закрылков»

Александр Старостин признается, что настолько любил свою профессию, что готов был проводить за штурвалом 24 часа.

– Физическая усталость после работы практически не ощущается, очень помогает автопилот. Да и второй пилот может подстраховать в случае чего. Основная работа выполняется при взлете и посадке – здесь все исключительно вручную, никакого автопилота. Причем поднимать самолет сложнее, чем сажать. Отрываясь от земли, летчик управляет многотонной машиной, и нужно учитывать малейшее отклонение от курса. Концентрация внимания в этот момент на пределе, – рассказывает Александр Иванович. – Чем быстрее и выше пилот поднимет самолет от земли, тем больше у него будет времени справиться с нештатной ситуацией в случае ее возникновения.

За 33 года трудового стажа челнинский летчик смог вспомнить лишь один инцидент. Правда произошел он не во время взлета, а на посадке.

– Маршрут тогда лежал из Самары в Бугульму. Заходя на посадку, мы выпустили закрылки, но один из них не открылся, так как оказался заледенелым. Видимо, перед взлетом обработку осуществили некачественно. При посадке самолет стал заваливаться влево. Я изо всех сил схватил штурвал, упираясь ногами в пол, чтобы удержать судно. Сразу же понял, что причина в закрылках, и крикнул бортмеханику срочно исправить неполадку. Нам удалось выровнять судно. Ситуация была очень опасная. К счастью, мы тогда летели без пассажиров, – вспоминает летчик.
«Самолеты в России очень изношены, поэтому и падают»

По мнению Александра Старостина, причина многочисленных поломок во время полета и падений самолетов в наши дни заключается в некачественной технике и плохой подготовке кадров:

– «Боинги» сейчас у нас в основном закупают по дешевке у китайцев. А те в свою очередь заказывали их в США. Американцы эксплуатируют «Боинги» не более 30 лет. Когда самолету 25, они его отправляют в Китай. Там их еще эксплуатируют, а уже в плачевном, изношенном состоянии машины попадают к нам. Я даже и пассажиром на этих «Боингах» летать не хочу. Подготовка кадров сейчас тоже оставляет желать лучшего: практики дают мало, топливо экономят. Да и если сравнить мои конспекты и записи нынешних курсантов, то разница будет ощутимая – у меня до сих пор сохранились огромные стопки тетрадей.

Кстати, большой тяги к полетам Александр Иванович сегодня не испытывает. Признается, что полетал бы на небольшом самолете, но в полном одиночестве.

– Чтобы не нести ответственность за пассажиров. Я ведь уже 14 лет не летал – практики нет, да и реакция уже не та, глаза не те, – объясняет летчик.

Пьяных дебоширов, столь популярных в наше время, по словам Александра Старостина, в его времена на самолетах не было.

– Раньше ведь полеты были очень доступными по цене, пользовались ими обычные люди. Самый дорогой билет стоил 40 рублей – в Ташкент. Сейчас же позволить себе перелет может далеко не каждый, гораздо дешевле съездить куда-либо на поезде. Вот и хулиганят эти обеспеченные люди, много о себя мнят, – говорит он.

Рассказывая про свою трудовую деятельность, Александр Иванович отмечает, что его очень удивляли постоянные досмотры экипажа сотрудниками службы безопасности аэропортов. По его словам, летчиков и стюардесс досматривают ничуть не меньше пассажиров.

– Зачем они меня-то проверяют? Неужели я свой же самолет взорву. За 30 лет наизусть выучил, что можно проносить на судно и как себя вести. Бывало, что и в кабину пилотов заходили проверяющие, хотя туда посторонним вход строго запрещен.
«После удара молнии не упал еще ни один самолет»

Челнинский летчик рассказал корреспонденту нашей газеты и об особенностях полета. Например, он пояснил, при каких обстоятельствах возникает турбулентность.

– В основном эта зона образуется над горами и на стыке двух атмосферных фронтов, где сталкиваются холодный и теплый воздух. Готовясь к полету, летчик изучает маршрут и наличие на нем циклонов, чтобы знать, где может возникнуть зона турбулентности. Это как с плохими дорогами. Бывает, едешь по гладкой дороге, а потом начинается неровный участок, как стиральная доска, и машину начинает трясти. Зона турбулентности – то же самое, – рассказывает Александр Старостин.

По словам пилота с многолетним стажем, опасно летать и в грозу. Но существуют специальные локаторы, которые показывают ее наличие на пути, чтобы летчик мог ее облететь.

– Если молния все же ударит в судно, поломки могут случиться самые разные, но ни один самолет из-за этого пока еще не упал. Был случай, когда молния ударила в нос судна, а вышла в хвосте – образовалось две дырки. Пилоты тогда даже не ощутили проблем из-за этого, увидели дыры, только когда приземлились.

Кстати, челнинский летчик считает, что наш аэропорт входит в число лучших наравне с аэропортами Адлера и Омска. Технические специалисты, по его словам, лучше всего работают в Бегишево, а самая высокая организация в аэропорту Адлера.
«Не стоит идти в летчики ради денег»

Александр Иванович говорит, что ничуть не жалеет о выборе профессии, и советует молодым парням идти в летчики. Но не ради высокой зарплаты, а исключительно из-за любви к этому делу. Кстати, заработок у пилотов во времена, когда трудился Старостин, был весьма средним – примерно 150-180 рублей. В наши дни эта профессия считается высокооплачиваемой.

Роман ЕФРЕМОВ
Челнинские известия
№ --- | 22.06.2014
Челнинские известия печать

Показано 1-2 из 2 комментариев
23.06.2014 06:19:46

Что суждено так и будет.

22.06.2014 22:12:18

Я вот боюсь наших ТУ-154, Ту-134...

▲ Наверх
Бренд-инфо
Книжные новинки
Энциклопедии
Камаловский театр
Татарская госфилармония
Фестиваль им. Рашита Вагапова
Национальный музей РТ
Ханский дом
Шаян ТВ
Татаркино
Комиссия по вопросам сохранения, развития татарского языка и родных языков народов, проживающих в РТ
«Элита»
Театр Тинчурина
Архив