Новости Татарстана и новости Казани представляют Бизнес онлайн, Комсомольская правда, Реальное время, Татар информ, Коммерсант, Казанские ведомости, TatCenter.ru
|
|
|
Дни рождения
|
|
|
05.09.2014 Образование
Как помочь первокласснику адаптироваться в школеПодходит к концу первая учебная неделя. «События» решили собрать полезные советы, которые помогут родителям и ребенку скорее привыкнуть к школьному ритму жизни. - Адаптация - это нормально, - считает педагог-психолог казанской школы № 146 Марина Садыкова. - Этот процесс у первоклассника длится от трех недель до трех месяцев. Конечно, тем детям, которые ходили в детский сад, проще привыкнуть к новой ситуации: они уже умеют взаимодействовать с чужими взрослыми, с другими детьми. Сложнее тем деткам, которые пришли в первый класс практически сразу из дома. Но в любом случае не стоит отягощать переход к школьной жизни еще и секцией или кружком. Лучше отложить получение дополнительных навыков на второй год обучения или хотя бы на второе полугодие первого.
Признаки успешной адаптации:
Ребенок с удовольствием ходит в школу.
Интересно рассказывает об уроках, об одноклассниках, об учителях.
Охотно делает домашнее задание, задает вопросы, если что непонятно.
Признаки того, что у ребенка проблемы:
Не хочет идти в школу. Причем иногда не может объяснить, почему.
В поведении появляются регрессивные признаки. Например, ребенок начинает сосать палец, или появляется энурез. То есть подсознательно он возвращается в возраст 3 - 4 лет, потому что не хочет взрослеть, не хочет быть школьником.
Появляются трудности в обучении.
Решение:
Пытаемся «разгадать» причину, задавая вопросы о школе. Или сами идем в школу и выясняем, как ребенок ведет себя там.
5 основных моделей поведения, которые должны насторожить родителей:
№1 «Непоседа»:
Во время урока ребенок постоянно просится выйти или вскакивает с места, роняет вещи с парты, возится. Причина проста: раньше ребенок много гулял, много двигался, а урок - 40 минут, в течение которых он должен сидеть за партой практически неподвижно. Конечно, учителя делают физкульт-минутки, но всё равно статическая нагрузка для многих первоклашек бывает непосильной. Энергия требует выхода.
Что делать?
Увеличить количество прогулок на свежем воздухе после школы. Больше играть с детьми в подвижные игры. Почаще устраивать культпоходы - в зоопарк, в цирк, в парк аттракционов.
Поиграть с ребенком в игру, где он бы взял на себя роль учителя, и обыграть ситуацию, когда куклы и мишки, которые будут учениками, прыгают, скачут и болтают.
Сочинить вместе с ребенком сказку про непоседу, который крутился-вертелся на уроках и всем мешал, а потом встретил добрую фею, и она помогла ему стать хорошим.
№ 2 «Звезда»
Чаше всего возникает у так называемых домашних детей, которые привыкли быть в центре событий. Чтобы привлечь внимание учителя, у которого 25 таких же «звезд», такой ребенок начинает шалить, смешить, выкрикивать с места, затевать ссоры и потасовки с одноклассниками.
Что делать?
Увеличить дозу родительского внимания: поменьше сидеть перед телевизором или компьютером, а чаще разговаривать с ребенком, проявлять интерес к его затеям, что-то затевать вместе с ним: готовить еду, чинить какую-то вещь. И главное - не забывать про тактильный контакт - чаще гладить ребенка, обнимать, целовать.
Учителям в таких случаях следует тоже не бояться чуточку выделять ребенка. Например, давать ему «важные» и «ответственные» поручения - открыть ключом дверь класса, раздать тетрадки и так далее. Необходимо дать ребенку возможность почувствовать свою «нужность».
№ 3 «Молчун»
Чаще всего это тоже «Звезда», но с обратной реакцией на ситуацию. Вместо того чтобы всеми правдами и неправдами привлекать к себе внимание, такой ребенок замыкается: стесняется поднимать руку, даже если выучил все уроки, стесняется играть с другими детьми. Вдруг его не оценят? Вдруг он проиграет?
Что делать?
Всё то же самое, что и со «Звездой». Но иногда родители придумывают и свои решения проблемы. Папа одного первоклассника придумал игру в продавца: дескать, твои знания - это продукт, который ты должен продать. Чем чаще выходишь к доске, тем больше продаешь. Чем больше продашь, тем больше заработаешь. И хотя оценок в первом классе не ставят, учителя всё равно стараются придумать поощрения: звездочки, наклейки или даже просто похвала.
- А вот давать детям реальные деньги за хорошие оценки я бы не советовала, - говорит психолог. - Во-первых, таким рыночным отношениям тоже грозит инфляция: сегодня ребенку достаточно десять рублей, завтра он попросит сто, а послезавтра - тысячу. А во-вторых, сегодня родители имеют возможность платить, а завтра потеряют работу, и ребенок потеряет интерес к учебе.
№ 4 «Одиночка»
Первый признак такого поведения: ребенок дома рассказывает об учителях, о школе, о столовой - в общем, о чем угодно, только не об одноклассниках. Или критикует всех.
Что делать?
Позадавать ребенку вопросы о его одноклассниках. С кем сидишь за партой? Кто из ребят чем увлекается? Как правило, первоклассники еще приносят в школу какие-то игрушки, фишки и наклейки. Можно тоже что-то дать ребенку, чтобы он смог поделиться с одноклассниками на переменке. Или пригласить несколько одноклассников сына или дочки в гости - чтобы они поиграли вместе, посмотрели мультики.
В конце концов, папа может взять мяч и прийти на ту же школьную спортплощадку или во двор, чтобы сыграть против «команды», которую соберет сын или дочь. Известно, что ничто так не сплачивает коллектив, как совместная борьба «против» кого-то.
№ 5 «Маша-растеряша»
Ребенок всё теряет - ручки, книжки, тетрадки, шапки, варежки. Забывает вторую обувь, спортивную форму и так далее. Как правило, такая проблема возникает у детей, которых родители слишком опекали, контролировали и не давали им шанса проявить самостоятельность.
Что делать?
Лучше поздно, чем никогда! Нужно набраться терпения и начинать прививать ребенку навыки самоорганизации. Иначе он никогда не станет успешным. Сегодня дать ребенку время самому одеться, а завтра - самому собрать ранец. Пусть он будет слишком долго возиться и застегнется не на ту пуговку - не важно. Похвалите его в любом случае.
Можно опять-таки придумать игру. Дескать, эта неделя у нас будет - неделя второй обуви: будем учиться следить, чтобы она «не убегала» от нас. Расклеить стикеры-напоминалки в самых неожиданных местах. Открыл ребенок пенал, а там - картинка: вторая обувь. Следующую неделю объявляем неделей ручек и карандашей: к стикерам с обувью добавляем соответствующие напоминалки. И так далее. Весело и полезно.
- Конечно, это далеко не все проблемы адаптации, с которыми сталкиваются первоклассники и их родители в школе, - подчеркивает Марина Садыкова. - Да и советы, которые я перечислила - не панацея. Все дети разные. Но что категорически нельзя делать ни при каких проблемах, так это наказывать первоклассника, ругать и говорить ему «ты должен». Во-первых, ребенок никому ничего не должен, а во-вторых, это бесполезно. У детей свои потребности и особенности в этом возрасте. Нужно просто с ними взаимодействовать. Если же не получается - идти к учителям, к психологу и вместе искать выход из ситуации. Но и перегибать палку - искать проблемы там, где их нет, не стоит. Ведь чувства и переживания родителей «заразны» для ребенка - ему может передаться их тревожное состояние. Поэтому важно транслировать позитив и веру в будущее. Мол, конечно, будут некоторые сложности, но мы обязательно справимся. Используйте позитивное подкрепление на реальных успехах вашего чада. Например, «в прошлом году ты не умел читать, это казалось так сложно. А теперь ты сам читаешь мне книжку перед сном! Какой ты молодец!»
Елена МЕЛЬНИК |
Самые читаемые
Архив
|