Новости Татарстана и новости Казани представляют Бизнес онлайн, Комсомольская правда, Реальное время, Татар информ, Коммерсант, Казанские ведомости, TatCenter.ru
|
|
|
Дни рождения
|
|
|
23.12.2014 Бизнес
Не страшно ли татарстанским предпринимателям вступать в Новый год
Год 1991. За полгода курс рубля по отношению к доллару упал более чем втрое — с 6 рублей до 21 к 1 января 1999 года. Свистопляска с валютой привела к формированию на различных рынках совершенно нетипичной для этого времени года картины. К примеру, автодилеры вынуждены приостанавливать продажу автомобилей, а туристические фирмы имеют огромное количество нераспроданных новогодних туров. «ЭкспертТатарстан» решил поинтересоваться у представителей предпринимательского сообщества, с какими итогами они провожают 2014 год, и каковы их ожидания на 2015й.
Михаил Котляров, Заместитель генерального директора ГК «АКОС»:«Даже повышение цен, объявленное некоторыми производителями, не повлияло на интенсивность продаж»
— Уходящий год для татарстанского рынка был крайне неоднозначным: первый квартал и четвертый показали хорошие результаты в продажах, а второй и третий, напротив, продемонстрировали падение. Причем не в физическом выражении — автомобилей в этот период продавалось примерно столько же, сколько в прошлом году. Однако в эти месяцы дилеры столкнулись с серьезным падением прибыли. Производители, повидимому, неверно оценив емкость и возможности татарстанского рынка, ставили дилерам такие планы по продажам, выполнить которые можно было только в ущерб прибыли: нам приходилось выкупать непроданные автомобили, машины застаивались. Чтобы оживить продажи, приходилось запускать различные акции и давать очень большие скидки, что совершенно не типично для веснылета. Несколько лучше себя чувствовали те компании, у кого больше денег в обороте. Но рентабельность бизнеса снизилась и у них.
Рост продаж в четвертом квартале — картина, в общемто, обычная для конца года. Однако если раньше самые большие продажи были в декабре, то в этом году рост, причем весьма бурный, начался уже в ноябре. На потребительском спросе практически не отразилось даже повышение цен на автомобили, заявленное некоторыми популярными производителями. Впрочем, оно коснулось далеко не всех марок и моделей: в какойто момент дистрибуторы сами вынуждены были пойти на скидки, чтобы распродать заполненные склады.
К настоящему времени ситуация изменилась кардинально: дилеры думают о том, как оставить автомобили для продажи в январе. А это влечет за собой отказ от традиционных для декабря скидок и повышение цен.
Как будет развиваться региональный автомобильный рынок в следующем году, сейчас спрогнозировать достаточно сложно: две недели назад производители предвидели всего 15процентное сокращение продаж, сегодня же они, наверное, готовятся к большему. Однозначно выиграют те производители, которые имеют в России собственное производство, причем уровень локализации находится в обратной пропорции с будущими ценами: чем больше локализация, тем менее заметным будет повышение стоимости автомобиля. Такие машины, как Volkswagen Polo, Kia Rio, Hyundai Solaris, Renault Sandero, Nissan Almera, Datsun Ondo и другие «бюджетники», думаю, подорожают не более чем на 10–15%, то есть примерно на 50–60 тысяч рублей. Что же касается автомобилей Скласса, тут все намного серьезнее: цена может вырасти и на 30, и на 50 процентов. Цена же автомобилей, что импортируются в Россию, однозначно будет привязана к валютному курсу, так что подорожать они могут и вдвое.
Если сравнивать нынешнюю ситуацию с кризисными 2008–2009 годами, мы смотрим в будущее, скорее, с оптимизмом: в 2015 году вряд ли повторится такое падение, как шесть лет назад. Тогда, напомню, оно составило по рынку порядка 80 процентов.
Михаил Волков, генеральный директор ОСАО «Ингосстрах»: «Страховщики ждут от Центробанка поддержки»
— Несмотря на то, что 2014 год был для «Ингосстраха» неплохим, и в ряде секторов показатели компании лучше рыночных, наши основные опасения связаны с общим положением дел в страховой отрасли. И на этот счет у нас больше скепсиса, чем оптимизма.
Мы видим, что ряд страховых компаний оценивают свои перспективы и возможности более позитивно, чем общерыночные тенденции. Это может быть опасным заблуждением, поскольку страхование является производной от макроэкономики страны, в которой сейчас действуют кризисные факторы.
Если посмотреть прогнозы по объемам автопродаж, по туристическому рынку, производственному сектору, то можно увидеть, что картина неутешительная. И на страховую отрасль это будет оказывать существенное влияние. Без учета страхования жизни мы считаем, что рынок страхования будет падать в 2015 году даже на фоне развития инфляционных процессов, которые влияют на цифры прироста.
Более того, нужно учитывать, что страховой рынок неоднороден, и в определенных сегментах падение будет серьезным. Так, мы прогнозируем спад в КАСКО на уровне 14% по итогам следующего года. Комбинированные коэффициенты убыточности, которые у многих игроков превышают 100%, будут продолжать расти. 2015 год может стать одним из самых сложных для страхового рынка.
Да, у «Ингосстраха» нет проблемы неликвидных активов, однако данная проблема есть у других компаний, особенно региональных, и это действительно актуально для рынка. Если игроки отрасли совместно с ЦБ РФ не сделают страховой бизнес прибыльным, то неликвидные активы никуда не денутся, проблемы будут нарастать, вынуждая компании уходить с рынка. Нужно понимать, что акционеры внимательно думают, прежде чем докапитализировать ту или иную компанию. Никто не станет вкладываться в неликвидные активы. Если тарифы не будут соответствовать рыночным условиям, если КАСКО не будет прибыльным, то проблемы рынка и, в частности неликвидные активы, начнут нарастать.
Страховщики ждут от Центробанка поддержки. Сейчас доля страхования в общем объеме экономики невелика, и очень важно задать правильный вектор развития. Безусловно, необходимо упорядочить функции контроля за игроками отрасли, стимулировать развитие добровольных видов страхования. У страховщиков и регулятора уже начался хороший конструктивный диалог, ЦБ РФ делает правильные шаги, и нам хотелось бы, чтобы на фоне других проблем финансового рынка, над которыми работает регулятор, нужды страховщиков не забывались и были на повестке дня.
Основные опасения страховщиков связаны с положением компаний среднего уровня. ЦБ РФ ужесточает регулирование, усиливает контроль качества активов, противодействует демпингу. Такие меры по оздоровлению рынка могут привести к тому, что у ряда страховых компаний количество проблем перешагнет критический уровень. В 2015 году страховщикам придется решать сложные ресурсоемкие задачи, такие, как переход на новый план счетов и тому подобные. И если у «Ингосстраха» для этого есть инструменты и потенциал, то у других игроков их может не оказаться. Компании будут покидать рынок, и важно постоянно отслеживать показатели финансовой устойчивости, чтобы не давать игрокам уходить «поанглийски», перекладывая ответственность по выплатам на тех, кто остается.
Искандер Юсупов, коммерческий директор «УК «Унистрой»: «Сейчас активно раскупается даже элитное жилье»
— Если судить по нашим проектам, спрос на недвижимость в 2014 году был выше, чем в 2013 году. В последние же месяцы он был сильно скорректирован, естественно, в сторону увеличения. Что неудивительно: недвижимость — наиболее ликвидный и наиболее понятный даже для непрофессиональных инвесторов актив. Наибольшим спросом как у физических лиц, так и у инвесторов, традиционно пользуется жилье экономкласса (здесь важно уточнить, что такое вложение перспективно только в том случае, если жилье приобретается у надежного застройщика). Первые покупают его жилье в силу того, что у них не так много денег. Вторые же понимают — недорогое жилье растет в цене заметнее недвижимости бизнескласса.
События последних месяцев привели к тому, что и дорогая жилая недвижимость стала раскупаться очень активно. Хотя, конечно, говорить о дефиците на рынке жилья не приходится. В очень скором времени цены — а они, безусловно, вырастут, скорректируют возросший спрос.
Нынешняя ситуация опасна тем, что с рынка могут уйти небольшие девелоперы, которые привлекают значительные кредитные ресурсы для ведения своей деятельности. Мало того что сами кредиты станут для них дороже, возможен и такой вариант: банк может потребовать погасить кредит досрочно или перекредитовать заемщика под более высокую ставку. Жилищные кредиты станут дороже и для населения, а в числе покупателей у таких компаний доля ипотечников очень большая. Крупным застройщикам в части доступности ресурсов тоже придется нелегко, и они непременно почувствуют определенный отток. Однако люди будут стараться брать ипотеку на любых условиях, лишь бы успеть вложиться в ликвидный актив.
Валерий Абсалямов, генеральный директор АН «Валери»: «Казанский рынок недвижимости просядет. Хотя и не столь заметно, как в Москве»
По итогам этого года в сфере недвижимости больших сложностей нет. Да, в целом рынок находился в стагнации, но было три всплеска. Первый — в начале года, когда началась ситуация с Украиной и начали рушиться банки. В результате немного увеличился спрос: из банков стали забирать деньги. Также небольшой всплеск был летом в связи с ухудшением политической обстановки. В ноябре спрос локально увеличился — в связи с политической и, главное, валютной ситуацией. В итоге результат оказался средним: в основном месяцы были слабые, но их компенсировали эти три всплеска.
До 15–20 февраля трудно сказать, что будет в следующем году. Есть большие подозрения, что начавшаяся стагнация усилится. Кроме того, в текущем году очень выросла ипотека, а в связи с решением ЦБ о повышении ключевой процентной ставки она может встать. По ипотеке есть такая граничная цифра — порядка 14–15%, дальше ипотека становится неподъемной для населения. Сейчас, после введения 17% ставки (ключевой ставки Центробанка — прим. «ЭкспертТатарстан»), банки взяли таймаут на пересчет. Какую они сделают ставку — пока сказать нельзя, но с большой вероятностью она вырастет. Если мы подойдем к 16–17%, мы точно потеряем рынок ипотеки и половину спроса. Также пострадает и предпринимательство. Мелкий и средний бизнес будут разоряться или снижать обороты, и это тоже скажется на покупательской способности.
Что касается нашего рынка, то квартиры покупают в «хорошую погоду» — когда на политическом и экономическом поприще все ровно, когда ситуация благоприятная, ставки по ипотеке хорошие. Квартира — это «последняя» покупка, самая дорогая, на которую откладывают и копят. И если сейчас цифры обязательных расходов вырастут, то объемы продаж недвижимости снизятся. Это, я боюсь, приведет к долгосрочному падению рынка — сначала спроса, а затем и самих цен на недвижимость.
Москва недавно «вывесила» свою аналитику — на 2015 год они прогнозируют 35–40% падения цен на недвижимость. Я не уверен в корректности этих цифр — они слишком локальны, хотя для Москвы, наверное, возможны. Цены там высокие, некоторым образом «надутые». Казань, скорее всего, таких катаклизмов не испытает, но в последнее время экономики Казани и Москвы становятся очень схожими. Так что рынок Казани, вероятно, тоже будет проседать, но не так заметно.
Несомненно, присутствует и риск для строительства. По непроверенной информации, некоторые застройщики перестали продавать однокомнатные квартиры. Если они действительно это сделали, я думаю, они совершают большую ошибку — сейчас нужно продавать все, что продается. Потому что, может быть, уже к лету они будут бегать за покупателями. Думаю, может так случиться, что у них год или два не будет объемного прихода, который поддержит темпы строительства.
Эдуард Замалеев, директор ООО «Якши Тревел»: «Отрасль переживает сильнейший с 1998 года спад»
— Для турбизнеса республики уже летний сезон этого года оказался кризисным: продажи по некоторым европейским направлениям просели от 30 до 70 процентов. «Выиграли» только пляжномассовые направления, и то не все. Конец летнего сезона ознаменовался крахом сразу нескольких федеральных туроператоров, среди которых больше всех выделялся «Лабиринт» (с ним работали практически все агентства республики), в результате чего было подорвано доверие к отрасли в целом — люди просто начали бояться выезжать на отдых за границу. К этому добавились отголоски западных санкций. Уменьшилась платежеспособность россиян, а значит, и спрос на туристические услуги по выездному туризму.
В настоящее время выездной туризм переживает сильнейший спад с 1998 года, падение продаж по большинству направлений превышает 50%, до сих пор не распроданы новогодние программы. Оптимизации программ, которые туроператоры провели осенью, явно не хватает, и большинство игроков отрасли объявили о дополнительном сокращении рейсов из Казани сразу же после выполнения новогодних выездов, которое станет более существенным, чем планировалось, изза падения рубля.
Туристическая сфера республики переживает сложный период. Ожидается, что в течение зимнего сезона рынок покинет не менее 10–25% турагентств, работающих на выезд. Это связано с сокращением программ с прямым вылетом, падением курса рубля и высоким уровнем недоверия к некоторым туроператорам, находящимся в «предынфарктном» состоянии. Въездной туризм, наоборот, демонстрирует увеличение турпотока, а его участники чувствуют себя наиболее уверенно изза меньшей конкурентной среды, меньшей зависимости от федеральных туроператоров и возможности собственного дополнительного контроля на всем пути бронирования.
Зуфар Гаязов, председатель правления Ассоциации рестораторов и отельеров Казани и РТ, генеральный директор компании ООО «Татинтер Ресторантс»: «Национальная кухня будет развиваться даже в кризис»
— Безусловно, уходящий год был для нас куда более сложным, чем 2013. Вопервых, посещаемость заведений заметно упала после вступления в силу положений антитабачного закона, запрещающих курение в кафе и ресторанах. Вовторых, жизнь рестораторам усложнил и запрет ввоза на территорию РФ продуктов из Европы и США. Причем на казанском ресторанном рынке, где развиты все направления — и европейское, и азиатское, и американское (даже техасская кухня, основным блюдом в которой являются стейки). Особенно тяжело приходится ресторанам, специализирующимся на азиатской кухне: норвежский лосось, ныне запрещенный к ввозу, был едва ли не основным ингредиентом блюд. Теперь им приходится выкручиваться, они ищут другие каналы поставки, и это неизбежно ведет к удорожанию конечного продукта. Хотя, казалось бы, у России большая береговая линия, и с морепродуктами не должно быть больших проблем. Однако все биоресурсы, добываемые на севере страны, идут не на внутренний, а на внешний рынок.
Несколько легче приходится ресторанам, специализирующимся на национальной и русской кухне, в том числе, нашему предприятию. Вопервых, проще найти российских и местных поставщиков, поэтому доля импорта в сырье здесь минимальна. Вовторых, чем сильнее развивается туристический бренд Казани, тем большей популярностью, прежде всего у туристов, пользуются заведения с национальной кухней: если люди приехали в Казань, они пойдут не в сушибар, а в кафе или ресторан, предлагающие татарские блюда.
Что касается года будущего, то делать прогнозы сложно. Однако можно с уверенностью говорить о том, что самый сильный отток клиентов испытают рестораны высокой кухни, заведения премиумсегмента. Именно у них высока составляющая импортного продукта, а цена его, понятно, напрямую зависит от курса валют. Самыми устойчивыми же окажутся предприятия общепита формата фастфуд и фрифлоу (букв. — свободное движение). В Москве очень популярна сеть такого формата под названием «Грабли». Думаю, в Казани этот формат не только не просядет, но и будет развиваться даже в условиях кризиса.
Татьяна КОЛЧИНА. ФОТО: KLOPPEX.RU |
Самые читаемые
Архив
|