поиск новостей
  • 17.04-28.04 Мечтатель. Театр Тинчурина, 17:00
  • 26.04 И в cтарости, и в радости! Театр Тинчурина, 18:30
  • 09.06 Баста. Первое стадионное шоу в Казани. Стадион "Ак Барс Арена" 20:00
Дни рождения
  • 25 Апреля Борис Петров
  • 25 Апреля Лия Загидуллина
  • 25 Апреля Растям Бакиров
  • 25 Апреля Тимур Акулов
  • 26 Апреля Николай Путилин
  • 29 Апреля Нико Капанен
  • 01 Мая Владимир Батраков
  • 01 Мая Римма Ратникова
  • 01 Мая Хамза Багманов
  • 01 Мая Фатих Сибагатуллин
  • Сдается 1 ком.квартира мусульманской семье на длительный срок в ЖК Салават купере. Только граждане России. 89509488227 собственник ( не риелтор!!!!!)
  • Сдается 2-х комнатная квартира по ул. Ф.Амирхана порядочной семье на длительный срок. В квартире есть мебель, рядом остановка, магазины, рынок. Только граждане РФ без животных!!! 8-965-584-66-30 собственник.
  • Сдaётcя посуточно уютнaя однокомнатная кваpтирa в новом доме на улице Павлюхина, 110. Рядом торговый центр Kazan Mall. 89172977220
  • Здравствуйте! В преддверии весеннего праздника принимаю заказы на бенто торты и капкейки по приятным ценам. Буду рада стать частью вашего торжества! Город Казань. 89377708700 Динара. (Ватсап)
  • Продается двухкомнатная квартира в Челнах. Новый город, 30 комплекс. Хорошая планировка (распашонка), 52 кв.м. Теплая. В хорошем состоянии. Продает хозяин. Тел. 8-9631571216
  • Сдам комнату в общежитии по улице Хлебозаводская д. 6 чистоплотной, порядочной девушке. 89033060513
  • Сдается 2- х комн. Квартира порядочной семье на длительный срок. ЖК Салават купере. В квартире есть мебель для проживания. 89509488227 собственник.
  • На долгий срок сдается комната в общежитии на улице Бр.Касимовых 22/7 (пересечение с ул.Мавлютова). Имеется вся необходимая мебель, холодильник, стир.машина. Рядом метро, рынок, магазины. Подробности по телефону: 89274406462
  • Продается 3-комнатная квартира на проспекте Мира в Набережных Челнах. В квартире есть все удобства. Рядом с домом расположены школы, детские сады, магазины, аптеки, сквер Г. Тукая. Цена невысокая. Контактный телефон: +79872651909.
  • Сдaётcя посуточно свeтлая, уютнaя двуxкомнатная кваpтирa на улице Чистопольская. Рядом Aквaпapк Ривьера и Тaтнeфть Аpeна. В шаговой доступности оcтaновкa oбществeннoгo трaнспортa и неoбходимые магaзины и кaфе. В пешей доcтупнoсти ЗАГС-Чаша, Ак Баpc Apeнa, двoрец вoдных видов спорта. Ближайший торговый центр ХL, Парк Хаус, Тандем. Ждем гостей нашего города. Подробности по телефону 89272437185. Собственник.
Пресс-инфо
Татпресса.ру
Вести-Татарстан
Татар-информ
TatCenter.ru
Челнинские известия
Коммерсантъ
Казанские ведомости
Реальное время
Казанский репортер
 
02.02.2015 Авто

Возможно ли реанимировать рынок автострахования в Татарстане?

До определенного времени ситуация на относительно молодом страховом рынке оставалась практически неизменной — государство позволяло ему развиваться самостоятельно, лишь обозначив основные аспекты рыночных отношений и возложив при этом контролирующую функцию на министерство финансов (в настоящее время регулятором страхового рынка является Центробанк). Однако подобная схема оказалась не очень эффективной, и рядом с добропорядочными страховщиками на рынке появлялись и исчезали компании-однодневки, основной целью которых был сбор средств, а не выполнение взятых на себя обязательств.

К тому же, сохраняющиеся более десяти лет тарифы в моторном страховании при растущих ценах на ремонт и запчасти заставляли даже страховщиков «с именем» искать возможности для усложнения получения страхователем выплат. В том числе занижая величину выплат или отправляя, к примеру, потребителей добиваться справедливости через суд и попутно выписывая направление на ремонт в «серый» сервис.

 
Все эти факторы способствовали росту напряжения между страховщиками и потребителями услуг страхового рынка, что привело в итоге к изменениям в законодательстве, затронувшим обе стороны баррикад. За последние несколько лет на рынке появились новые, в том числе обязательные страховые продукты (например, обязательное страхование автоперевозчиков и обязательное страхование гражданской ответственности владельца опасного объекта), вместе с изменением тарифной сетки по автострахованию были расширены лимиты выплат по ОСАГО. Органы надзора, регулировавшие отдельные сегменты рынка, были заменены мегарегулятором, а закон о защите прав потребителей распространился в том числе и на страховые взаимоотношения. Для потребителя страховых услуг все эти перемены несомненно к лучшему. Однако, оглядываясь на прошедший 2014 год, в котором эти и ранее принятые законопроекты активно внедрялись и применялись, можно сделать уверенный вывод: ситуация на страховом рынке остается по-прежнему напряженной и неоднозначной.
 
ОСАГО: запрограммированная убыточность
 
Во времена стремительного роста автомобилизации (2006–2007 гг.) моторное страхование, будучи мощнейшим драйвером страхового рынка, представляло собой весьма ценный актив в портфеле практически любой страховой компании. Сейчас же ситуация прямо противоположная. Страховщики ищут способы избежать страховать ОСАГО, и даже крупные штрафы, накладываемые за это антимонопольным комитетом, не помогают. Согласно данным рейтингового агентства «Эксперт РА», среднерыночный коэффициент убыточности по ОСАГО достиг 100% еще в 2013 году, а в 23 регионах России и вовсе превысил величину в 120%. Первые семь месяцев 2014 года показали, что сумма средней выплаты по ОСАГО в РФ выросла на 23% и достигла 33 тыс. рублей. Официальные итоги 2014-го еще не подведены, но, согласно прогнозам аналитиков «Эксперт РА», убыточность по моторному страхованию (КАСКО +ОСАГО) за 2014 год может составить от 108 до 138%.
 
Генеральный директор «Эксперт РА» Павел Самиев уверен, что в 2015 году ситуация не изменится: «Лидеры страхового рынка, фиксируя постоянные убытки, будут сворачивать свою деятельность в наиболее убыточных регионах, «уступая» рынок компаниям-однодневкам». Напомним, тарифы и коэффициенты ОСАГО выросли в среднем всего на 30%, а вот лимиты выплат изменились куда более существенно — со 120 до 400 тыс. руб-лей. К тому же, с 80 до 50% была сокращена предельная величина износа автомобиля, и это даже учитывая тот факт, что средний возраст автомобилей в РФ немал и составляет 12 лет (в Татарстане — чуть более восьми лет). Недовольства и паники в ряды страховщиков добавило и ослабление нацио-нальной валюты, поэтому дефицит бюджета компаний, работающих в секторе моторного страхования, только усилился. «При такой высокой убыточности невозможно работать даже на имидж», — продолжает Самиев.
 
 
Представители рынка уверены — для стабилизации ситуации в секторе моторного страхования необходимо дополнительно увеличить тарифы по ОСАГО. По мнению экс-главы Российского союза автостраховащиков Павла Бунина, «актуальная потребность в увеличении действующих тарифов в ОСАГО составляет от 56,7 до 65%, а ближайшую тарификацию с увеличением на 21–28% в связи, в том числе, с повышением лимита выплат по «жизни» до 500 тысяч руб-лей необходимо делать уже в апреле этого года. По мнению Бунина, принятие поправочных коэффициентов с ежегодным узаконенным их пересмотром как раз и позволит сектору моторного страхования вернуть если не лидирующие, то хотя бы безубыточные позиции.
 
По расчетным данным «Эксперт РА», для стабилизации ситуации на рынке необходимо пересмотреть регио-нальные коэффициенты по ОСАГО в 63 регионах России. Исследования показали, что самая высокая убыточность по ОСАГО наблюдается в Камчатском крае, Амурской, Ульяновской и Мурманской областях. Cущественный рост регио-нальных коэффициентов, по мнению аналитиков агентства, необходим еще в шести регионах — в Ивановской, Челябинской и Волгоградской областях, а также в республике Чувашия, Мордовии и Адыгее. Незначительное повышение коэффициентов потребуется в Москве, а также в Тюменской и Новосибирской областях.
 
Клиент всегда прав?
 
Впрочем, у «ЭТ» есть основания полагать, что и этого будет недостаточно: согласно результатам опроса страховых компаний, проведенного «Эксперт РА», наиболее существенной угрозой для развития российского страхового рынка большая часть опрошенных (32%) считает «работу автоюристов».
 
Условия для развития «быстрого» страхового рынка, желание ряда компаний сэкономить на выплатах клиентам, распространение новелл закона о защите прав потребителей на услуги страхования — все это создало предпосылки для формирования нового, стремительного развивающегося рынка юристов-посредников, работающих за определенный процент и предоставляющих интересы страхователей в суде.
 
Билборды, баннеры в интернете, раздача листовок в пробках и на оживленных перекрестках — вся это реклама формировала и продолжает формировать основной посыл для автовладельцев: если случилось ДТП, сразу обратитесь к нам, к юристам, и мы «заставим страховую компанию платить». Неудивительно, что поток пострадавших в ДТП водителей, выбравших «юридическую поддержку» за комиссионные, только рос. При этом суммы комиссионных за посреднические услуги в ряде случаев были несоизмеримы с объемами самих услуг, и потребителю после получения «выбитых» с помощью посредника денег на качественный ремонт выплат хватало далеко не всегда. При этом практика переуступки прав требования по ДТП от пострадавшей стороны к юридическим компаниям позволяла последним с помощью инструмента штрафных санкций, а порой и мошеннических схем, получать со страховых компаний суммы, в разы превышающие величину полученного ущерба. А доля вознаграждений юристам в общем объеме выплат по страховым случаям, по данным президента Союза страховщиков РТ Рустэма Сабирова, может достигать 40%. Само собой, деньги эти до потребителя страховых услуг не доходили, а оседали в кошельках посредников в виде платы за юридическую помощь.
 
Не последнюю роль в формировании этой тенденции, которую некоторые представители страховых компаний открыто называют мошеннической, сыграл в принципе низкий уровень доверия населения к страховым компаниям. И в этом есть «заслуга» самих страховщиков: их тотальное стремление экономить на выплатах привело к формированию у потребителей устойчивого понимания того, что «мало лучше, чем ничего». К тому же продолжает сказываться и влияние наследия стихийного рынка «нулевых», когда приобретенный у фирмы-однодневки полис при наступлении страхового случая оказывался просто бумажкой, и искать справедливость (не всегда находя) приходилось в суде.
 
«Явление под названием «автоюристы» — это следствие накопившегося комплекса проблем страхового рынка. Страховые компании сами спровоцировали такую ситуацию, и обвинять в этом только клиентов, юристов и судебные органы некорректно, — продолжает Самиев. — Более того, старт волне юридической помощи клиентам инициировали сами же страховые компании, необоснованно отказывая клиентам в выплатах и тем самым создавая основу для работы юристов по разным страховым событиям. На первом этапе этой «волны» юристы действительно реально помогали получить компенсацию от страховой компании. И это было никакое не мошенничество, а реальная помощь без подлогов и нарушений. Однако в дальнейшем ситуация стала развиваться по сценарию, в соответствии с которым большая часть судебных разбирательств по страхованию проводилась по мошеннической схеме, с присутствием элементов сговора с судьями и иными причастными лицами. Что касается «вклада» в убыточность самих страховых компаний, то, думаю, он составляет примерно 5–10 процентов от суммы всех выплат, осуществленных ими, и связан именно с мошенниками и «автоюристами». Это видно как раз по тем случаям, где такие выплаты абсолютно необоснованны», — заключает глава «Эксперт РА». Решение же этой проблемы, по мнению Самиева, должно лежать в области судебного права: именно в судах должно сформироваться оппозиционное движение к тренду.
 
Что будет двигать страховой рынок в 2015 году?
 
Ни у кого из экспертов нет сомнений в том, что 2015 год окажется одним из самых сложных за всю историю российского страхового рынка. Впрочем, кризис — неплохая возможность для пересмотра основных параметров развития бизнеса. Многие страховщики возьмут паузу, кто-то уйдет совсем, но те, что останутся, будут определять развитие уже посткризисного рынка, фундамент для которого закладывается уже сегодня.
 
Павел Самиев, генеральный директор рейтингового агентства «Эксперт РА»:
 
— На этот год положительных факторов для страхового рынка я особо не вижу. В прошлом году был всплеск активности в страховании жизни, причем всплеск «честный», не связанный с кредитами. Были движения в плане снижения расходов и у самих страховых компаний, которые стали уменьшать комиссии агентам, посредникам. Были определенные действия по совершенствованию КАСКО, например, расчет тарифа с учетом стиля вождения клиента, отслеживаемого с помощью специального устройства. Это, безусловно, правильный и оправданный тренд, который в наступившем кризисном году, несомненно, окажет положительное влияние на рынок. Однако по-настоящему глобально положительного фактора, способного двигать рынок заметными темпами, нет: больше чем на 10% он не вырастет. Да и это — весьма оптимистичный прогноз, который может оправдаться только в случае формирования позитивных трендов в экономике в целом. Страхование жизни и добровольное медицинское страхование (ДМС) вырастут больше, чем ОСАГО и КАСКО, которые тормозятся падением спроса на автомобили. Из-за развития негативных макроэкономических трендов заметно упадет корпоративный сектор.
 
 
Игорь Юргенс, президент Всероссийского союза страховщиков:
 
— В условиях стагнации экономики рынок вырастет не более чем на 5–10 процентов. Основные драйверы роста: корректировка тарифов по ОСАГО, рост КАСКО и страхование жизни. Что касается ДМС, то в кризис крупные и средние компании действуют чаще всего по единой схеме — сокращают расходы. И к концу 2014 года кризисные тенденции затронули в том числе и сектор ДМС. Уже сейчас, по итогам первых кризисных месяцев, можно ожидать сокращения бюджетов организаций на ДМС, а также формирование волны спроса на более доступные «пакеты медпомощи». Учитывая, что курс американской валюты уже заложен в комплектующие к медицинским приборам и медикаменты, страхователь, вероятно, получит либо сильно урезанный пакет услуг, либо станет заложником демпинговой войны между страховыми компаниями. Учитывая статистические данные кризисных 2008–2009 гг., можно ожидать, что на динамику ДМС окажут давление как оптимизация расходов крупных компаний, так и рост цен на услуги в лечебно-профилактических учреждениях. При этом поддержку сектору рынка будут оказывать те клиенты, которые даже в условиях кризиса требовательно относятся к качеству предоставляемой медицинской помощи.
 
 
Михаил Волков, генеральный директор ОСАО «Ингосстрах»:
 
— Если оценить прогнозы по объемам автопродаж, по туристическому рынку, по производственному сектору, то картина будет, увы, неутешительная. Без учета страхования жизни мы считаем, что рынок страхования будет падать в 2015 году с учетом инфляции, которая влияет на цифры прироста. Более того, нужно учитывать, что страховой рынок неоднороден, и в определенных сегментах падение будет более чем серьезным. Так, к концу года мы прогнозируем спад в КАСКО не менее чем на 14 процентов. Комбинированные коэффициенты, которые у многих игроков превышают 100% от базового тарифа, будут продолжать расти. 2015 год может стать одним из самых сложных для страхового рынка.

Евгения БОГОВА
Эксперт Татарстан
№ --- | 02.02.2015
Эксперт Татарстан печать

▲ Наверх
Бренд-инфо
Книжные новинки
Энциклопедии
Камаловский театр
Татарская госфилармония
Фестиваль им. Рашита Вагапова
Национальный музей РТ
Ханский дом
Шаян ТВ
Татаркино
Комиссия по вопросам сохранения, развития татарского языка и родных языков народов, проживающих в РТ
«Элита»
Театр Тинчурина
Архив