Новости Татарстана и новости Казани представляют Бизнес онлайн, Комсомольская правда, Реальное время, Татар информ, Коммерсант, Казанские ведомости, TatCenter.ru
|
|
|
Дни рождения
|
|
|
28.04.2015 Авто
Куда катится автомобильный рынок в Татарстане?По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), продажи новых легковых автомобилей в России в первом квартале 2015 года упали на 36,3%, составив 383,7 тысячи экземпляров. Этот процесс выбивает из колеи не только дилеров, но и производителей. С рынка уходят достаточно популярные у татарстанцев марки Opel и Chevrolet. Кто следующий, и сможет ли автомобильный рынок вернуть потерянные позиции? Нарастающий кризис в сфере продаж автомобилей сейчас не обсуждает только ленивый – и это при том, что 2014 год многие татарстанские дилеры признавали успешным. По словам председателя совета директоров ГК «ТрансТехСервис» Вячеслава Зубарева, его компании, несмотря на снижение продаж во втором и третьем кварталах, удалось завершить год с небольшим, но все же ростом - 3 процента (было продано 59 546 новых автомобилей и 9 254 авто с пробегом). Направление «трейд-ин» показало рост более чем в два раза - 111%. Безусловно, в ажиотажном спросе на автомобили в четвертом квартале прошлого года свою роль сыграли падение курса рубля и инфляционные ожидания. Затем цены «догнали» взлетевший курс доллара, и за первый квартал 2015-го рынок просел почти на 40%.
Потеряли даже лидеры
Выживать в сложившихся условиях получается далеко не у всех; даже признанные лидеры российского авторынка заметно упали по продажам. По данным АЕБ, спросом продолжают пользоваться отечественные автомобили. На первом месте остается Lada, продажи которой сократились в марте на 26% по сравнению с мартом прошлого года (до 27,4 тыс. машин). Парадоксально, но падение продаж более чем на четверть не помешало компании увеличить свою долю на рынке до 20%. Продажи Hyundai почти вдвое меньше автовазовских - 13,9 тыс. за март (минус 15%, доля рынка выросла на 3,2 процентных пункта). Третью строчку занимает Kia с результатом 12,1 тыс. машин в марте. Рыночная доля компании также увеличилась - на 1,4 процентного пункта. На четвертом месте Toyota - 9,7 тыс. машин, минус 34%, рост доли рынка 0,9%. Замыкает пятерку лидеров продаж Renault. За март в России было продано 9,5 тыс. машин этой французской марки, падение составило 43% - что соответствует рыночному тренду.
Кризис начался еще в 2014 году, из-за него продажи легковых автомобилей и LCV в России сократились на 10,3% - до 2,49 млн единиц. По словам вице-президента Российской ассоциации автомобильных дилеров Олега Моисеева, при такой тяжелой ситуации на автомобильном рынке могут закрыться более 1000 дилеров, около 100 тысяч человек останутся без работы. «Рынок уверенно идет к падению до -50%, - заключает он. - Апрель и май будут самыми тяжелыми. Дальше все будет зависеть от макроэкономики».
В Татарстане в текущем году обстановка на автомобильном рынке будет еще хуже, чем в 2014-м - такого мнения придерживаются специалисты аналитического агентства «Автостат». По их данным, спрос на новые машины в республике снизился более чем на 14%. При этом регион смог войти в топ-10 по числу покупок новых авто. Это еще один парадокс: в целом российский автомобильный рынок упал на 11,9% к прошлому году, снижение спроса по РТ составило 14,3%, но это не помешало республике занять четвертое место по продажам новых авто. Всего с начала года было продано 76,9 тысяч автомобилей.
Эксперты в ближайшее время не ожидают перелома в ситуации. При благоприятном развитии событий татарстанский рынок продолжит снижение, которое не превысит 5%. Пессимистичный же сценарий предполагает снижение до 15%. Все будет зависеть от внешнеполитической ситуации, цен на нефть и колебаний бивалютной корзины. При этом российские эксперты прогнозируют 30-50 процентное падение рынка.
На местном уровне участники авторынка от прогнозов по развитию отрасли в 2015 году предпочли воздержаться. Тем не менее, часть из них настроена весьма оптимистично и рассчитывает на снижение рынка в размере 5-7%, считая, что доступность кредитов не позволит ему обвалиться окончательно.
Производители пострадали больше всех
Наиболее болезненный удар кризис нанес по производителям авто: после резкого падения рубля им пришлось ощутимо поднять цены, что не замедлило сказаться на сбыте. Как следствие, еще в середине марта стало известно, что руководство General Motors в середине текущего года законсервирует завод GM Auto в Санкт-Петербурге. Также американский автопроизводитель объявил об уходе с российского рынка бренда Opel и большей части моделей Chevrolet. Кроме того, в компании заявили о прекращении в 2015 году контрактной сборки автомобилей на ГАЗе в Нижнем Новгороде. Позже концерн анонсировал распродажу автомобилей Opel с беспрецедентными скидками (до 30-40%). Многих татарстанцев волнует вопрос сервисного обслуживания этих автомобилей - на дорогах республики их немало. «У дилеров GM полный набор инструментов, в том числе и программных, для обслуживания машин, - говорит коммерческий директор татарстанского журнала «Автоклуб» Вадим Садыков. - В это вложены деньги, которые американцы на ветер не бросают. Текущие дилеры этих марок автомобилей еще долго будут обслуживать продукцию GM. Просто процент таких машин от общего числа сервисных работ будет с каждым годом уменьшаться у всех игроков рынка».
Вполне вероятно, что вслед за GM деятельность на российском рынке приостановят и другие компании - уже ходят слухи о прекращении поставок машин в Россию такими концернами, как Ssang Yong и FIAT, поговаривают о возможном уходе и некоторых японских компаний, чьи продажи за март рухнули на 80-90%.
Большие убытки по всей России, включая Татарстан, также несет Ford. Ford Sollers локализовал в России производства в Волжске, Елабуге, а в 2014 году и в Набережных Челнах стоимостью 900 млн долларов – именно судьба последнего решалась во время девальвации. «Их штаб-квартира дольше других думала, поскольку ситуация особенная: или закрывать новый завод, как это сделал Opel, или еще побороться за долю рынка по примеру конкурентов, которые давят скидками, - рассказывает Вадим Садыков. - А выжить будет трудно: май по спросу ожидается еще хуже. Получается, что рынок сейчас отдает часть того, что заработал на ажиотажном спросе». Впрочем, Ford еще в прошлом году снизил продажи в России на 38% - до 65,9 тыс. машин. В январе продажи упали еще более чем наполовину.
Московский автозавод Renault в феврале также приостановил выпуск машин. Основная причина - неполная загрузка из-за продолжающегося падения рынка и перенос в 2014 году производства части моделей на АвтоВАЗ.
Специалисты не исключают, что в этом году автопроизводителям придется и дальше сокращать производства. На заводах вновь предстоят простои, сокращение смен и рабочей недели. Хотя массовых увольнений удастся избежать, поскольку оптимизацию персонала провели практически везде еще в прошлом году.
Согласно данным Автостата, лишь сегмент автомобилей премиум-класса не понес потерь в ходе текущего кризиса. Lexus, Mercedes и BMW показали прирост продаж, а Porsche и вовсе сделал скачок на 120% по сравнению с 2014 годом. По словам специалистов, это закономерное явление. «Как всегда в кризис, хорошо раскупаются дорогие модели люксовых брендов, - говорит Вадим Садыков. - Более дешевые модели в основном покупают в кредит, а так как процентную ставку подняли до небес, сделав ее буквально запретительной, их продажи упали. В свою очередь, состоятельные клиенты решили инвестировать свои деньги в дорогие автомобили».
Кредит рынок не вывезет
Понятно, что без нормализации сферы автокредитования рынок своих потерь не отыграет. При этом предсказать здесь что-либо трудно даже экспертам.
«Делать долгосрочные прогнозы в нынешних условиях сложно, - констатирует Вячеслав Зубарев. - В 2014 году доля проданных в кредит автомобилей составила почти 40 процентов. Количество одобренных кредитов начало снижаться с осени. Сначала банки стали более придирчиво относиться к заемщикам, а в декабре многие из них подняли процентные ставки. У некоторых ставки по автокредитам выросли почти в два раза. Падение количества проданных в кредит автомобилей к концу года составило 40 процентов по сравнению с декабрем 2013 года. Сейчас продолжается дальнейшее снижение кредитования. В январе 2015-го доля проданных в кредит автомобилей составила только 19 процентов».
При сохранении нынешнего положения дел будущее автокредитования представляется экспертам довольно мрачным. Банкиры Татарстана также настроены скептически. «Мы ожидаем дальнейшего снижения спроса на автокредиты, - говорит исполняющий обязанности управляющего банка ВТБ24 в Татарстане Александр Михалицын. - Это вызвано в первую очередь ростом ставок, а также реальным снижением доходов населения». «Массированного возобновления рынка в 2015 году ждать не стоит, - считает управляющая операционного офиса «ИнвестКапиталБанка» в Казани Элла Богданова. - В краткосрочной перспективе рынок автокредитования не восстановится. Вследствие этого мы прогнозируем увеличение интереса клиентов к кредитам на поддержанные автомобили, а также на недорогие отечественные авто».
Итак, с российского рынка ушли Chevrolet и Opel, серьезные проблемы у Ford и еще у ряда брендов... кто будет следующим? По словам Вадима Садыкова, нелегкие времена на российском рынке предстоит испытать японским автомобилям, цены на которые также ощутимо выросли. Если в течение ближайшего полугодия уровень продаж сильно упадет, то некоторые из брендов или уйдут полностью, или сократят число дилеров.
Китайцы переходят в наступление
Однако свято место пусто не бывает и на авторынке. Освобождающиеся ниши, очевидно, займут более живучие его игроки – в первую очередь китайский автопром, продукция которого в последние годы уже не вызывает былых насмешек и нареканий по качеству. А главное преимущество всевозможных «китайцев» никуда не делось - цена продукта по-прежнему более чем приемлемая. «После кризиса 2008 года китайские авто практически исчезли из продажи, теперь же объемы их продаж будут расти, - отмечает Вадим Садыков. - Дело в том, что до 2008 года к нам шла «первая волна»: с вонючим пластиком, тонким «железом», малой надежностью и проблемами с обслуживанием и запчастями. Наверное, единственным исключением был GreatWall Hover. Сейчас ситуация иная. Китайские авто в целом не хуже любой другой бюджетной машины, а цены на них существенно ниже, чем на прочие иномарки. Правда, двигатели тут в основном морально устаревшие, но и в этом есть плюс – они надежнее современных. Так что продажи «китайцев» будут только расти».
Кто сможет составить конкуренцию китайскому автопрому в новых условиях? «Наверное, лучше всего будут продаваться недорогие Kia и Hyundai, - отмечает Садыков. - Также стоит ожидать дальнейшего роста продаж Datsun on-Do и Datsun mi-Do, выпускаемых Автовазом (в «девичестве» «Гранта» и «Калина»). Волжский автозавод действительно серьезно доработал исходные машины, ходовые качества и надежность здесь гораздо выше, чем у Lada. Если их поддержать рекламой, то продажи могут расти быстро. Постепенно некоторые наработки Datsun применяются и в производстве Lada, а значит, качество и привлекательность последней увеличатся». Большие надежды ведущий российский автопроизводитель возлагает также на старт продаж нового седана Vesta и кроссовера Xray, который запланирован на начало 2016 года.
Государство нам поможет
В общем, авторынок в России переживает непростые и противоречивые времена. Дилеры, в том числе татарстанские, в этой ситуации традиционно уповают на государство. Так, вице-президент по развитию ГК «КАН АВТО» Сергей Чернов уверен, восстановление автомобильного рынка напрямую зависит «не только от политики и решений банков, но и от желания (или нежелания) государства поддержать автомобильный рынок».
И государство, в общем-то, не подвело. Минпромторг РФ в 2015 году запустил сразу две программы поддержки отечественного авторынка (в первую очередь – автопрома), которые, по замыслу, должны помочь вернуть его на докризисный уровень. Они касаются двух направлений: льготного автокредитования и льготного лизинга, и являются дополнением к хорошо зарекомендовавшей себя в прошлом году программе обновления парка автомобилей, которая будет действовать и в 2015 году. В прошлом году она позволила дополнительно продать более 188 тысяч машин.
Эти программы распространяются на транспортные средства, произведенные в 2015 году. Согласно условиям первой, при внесении заемщиком предоплаты за приобретаемый в кредит автомобиль в размере не менее 20% его стоимости, ставка по кредиту будет снижена на субсидируемую государством сумму в размере 2/3 ключевой ставки ЦБ, действующей на дату заключения кредитного договора. Тогда для покупателя обслуживание взятых сегодня в кредит денежных средств не превысит 15% годовых. И это не все меры поддержки сектора, на которые пошли власти. В этом году только программа утилизации позволила дополнительно реализовать в первом квартале порядка 40 тысяч автомобилей.
Артур ХАЛИУЛЛОВ |
Самые читаемые
Архив
|