29.09.2015 Бизнес
В России могут заменить проверки бизнеса наблюдением за ним
В России могут заменить проверки бизнеса наблюдением за ним. В правительство внесен проект закона "Об основах государственного и муниципального контроля в РФ". О том, кто и как будет контролировать бизнес, а также самих контролеров - материал портала TatCenter.ru.
Что случилось?
Минэкономразвития внесло в правительство законопроект "Об основах государственного и муниципального контроля в РФ", направленный на снижение числа проверок бизнеса. По сравнению с действующим законодательством, этот законопроект объединяет все виды контроля бизнеса, в том числе он захватывает и органы власти, и граждан.
Что изменится?
Ключевая новизна - в рискоориентированном подходе. То есть те объекты, которые обладают "малым риском", будут проверяться реже или вовсе обойдутся без контроля. Все мощности контролирующих органов направляются на те предприятия, в которых найти нарушения более вероятно.

Кто будет это определять?
Малый риск может высчитываться по различным критериям. Например, опасные вещества на объекте или история нарушений. Как раз вокруг этих критериев, по которым будут высчитываться риски, а, вернее, уровня принятия акта с ними, и идет дискуссия.
"Мы предлагаем конструкцию, когда эти критерии будут закреплены в акте правительства, посвященном каждому виду контроля. Главная развилка, главный спор - вокруг лица, которое будет решать, относится ли предприятия к рисковому. Здесь важно баланс найти между предпринимателями и контролерами.
Принимать решение на уровне правительства мы будем в рамках существующих процедур. Это и оценка регулирующего воздействия, и уполномоченного по правам предпринимателей, и общественное обсуждение. Потом, когда критерии будут выработаны, приказом ведомств будут определяться категории рисков к каждому поднадзорному объекту", - рассказал в эфире РБК директор Департамента государственного регулирования в экономике минэкономразвития Алексей Херсонцев.
То есть конкретных ведомств, уполномоченных лиц, которые будут определять риски, на данный момент нет. Самих контролеров будет контролировать обладающая широкими полномочиями прокуратура.
"Проблема с несанкционированными проверками исчезнет с началом функционирования единого реестра проверок, - заявлял ранее прокурор РТ Илдус Нафиков. - Поможет это в том, что в проекте предусмотрено отражение результатов проверки. Надзорные органы, таким образом, окажутся в положении полного контроля, как со стороны властей, так и общественности".
И что?
Законопроект также предполагает исчерпывающий перечень всех (267) видов контроля. Без изменений в законопроекте новых проверок не появится, но коррупционная составляющая для существующих проверок все равно остается.
Перечень правовых актов с обязательными требованиями должен быть в административном регламенте, сами обязательные требования должны быть опубликованы на официальных сайтах органов контроля и надзора.
"Можно говорить о методологии, мы работаем над выявлением дублирований. Мы рассчитываем, что видов контроля будет меньше. Но дело не в их количестве, а в числе обязательных требований к бизнесу. Здесь у нас, к сожалению, непаханое поле", - отметил представитель минэкономразвития.
Новых проверок не будет?
Нет. Но законопроектом предлагается ввести новые виды контроля, помимо существующих "затратных" проверок - дистанционный контроль, мониторинг, наблюдение. Такой "умный контроль" как раз будет ориентирован на риски и будет позволять не делать бесполезную работу для контролеров, тем самым снижая нагрузку и на бизнес.

А что, бизнес очень часто проверяют?
По словам Херсонцева, количество проверок ежегодно сокращается (в 2012 году в России их было 2,9 млн, в 2013 - 2,6 млн, в 2014 - 2,4 млн), но есть и "серая" зона взаимодействия контролеров и бизнесменов.
Искоренить "серую" зону может расширение единого реестра проверок за счет контрольных мероприятий со стороны антимонопольной, налоговой и таможенной служб. Его ценность, по словам министра по делам открытого правительства Михаила Абызова, в прозрачности. По сути, с единым реестром проверок бизнесмены смогут апеллировать к тем ведомствам, которые "кошмарят" его.
Нет проверки в реестре, будьте добры, заходите попозже.
"Если факт проверки не подтвержден информацией в реестре, предприниматель имеет полное право не пустить надзорные органы и пожаловаться на их действия в прокуратуру", - рассказал TatCenter.ru омбудсмен по защите прав предпринимателей в РТ Тимур Нагуманов.