05.03.2011 Культура
Фильм про Елабугу снимает иранец
Елабуга снова оказалась под прицелами кинокамер. В эти дни здесь находится съемочная группа студии Аллы Суриковой, которая сейчас работает над документальным проектом "Провинциальные музеи России". Этот проект родился еще в 1999 году как некий творческий трамплин для учеников Аллы Ильиничны, так как в застойные для отечественного кинематографа девяностые многие молодые режиссеры выпускались "в никуда". Всего было снято около 60 серий, но для "дуэта" Эмина Джавади и Ивана Финогеева фильм о Елабуге стал первым в этом проекте.
Режиссер Эмин Джавади - интересная фигура в российской документалистике, его фильмы не раз представлялись на кинофестивалях. Одна из самых известных работ - "Телки, метелки и медные трубы", рассказывающая о жизни белгородской глубинки, стала номинантом и лауреатом международного фестиваля "Соль земли" и кинофестиваля "Святая Анна". Для рядового зрителя кино Эмина Джавади - это некая экзотика, хотя бы уже потому, что его автор - сын иранского коммуниста, гражданин Швеции, выпускник ВГИКа, увлеченный и вдохновенный создатель киноповестей о жизни российской провинции. До проекта "Провинциальные музеи" он продолжительное время работал в телепрограмме "Дневник путешественника", выходившей на ТВЦ.
Работы оператора Ивана Финогеева также хорошо известны кинокритикам и не раз были замечены на киноконкурсах.
В перерыве между съемками Эмин ДЖАВАДИ и Иван ФИНОГЕЕВ ответили на наши вопросы о своей работе.
- Эмин, сейчас вы работаете над фильмом о музеях Елабуги. Каким вам представился город? Каким вы представите его зрителям?
- Я видел много российских городов за время работы в "Дневнике путешественника". Могу сказать, что Елабуга нас удивила - очень хорошо сохранившийся исторический центр, настоящий "музей под открытым небом", поэтому мы решили снимать не только сами музеи, но и улицы тоже, чтобы передать этот удивительный дух провинции, провинции в хорошем смысле этого слова. На мой взгляд, именно в таких городках сохраняется некое "духовное ДНК" народа, культура, которой, скажем, в Москве практически не осталось.
Наша задумка - яркими мазками постараться передать дух и атмосферу города. Эти "мазки", канва - кадры из музея Цветаевой, Дуровой, Шишкина, церкви и панорамы Елабуги.
- А каким образом вы выбирали место для съемок?
- Елабугу нам рекомендовала сама Алла Ильинична, она наслышана о городе и знакома с директором музея-заповедника Гульзадой Руденко. Следующий фильм я хочу сделать о "Музее каналов" в Вышнем Волочке - это сравнительно новый, но совершенно замечательный музей, так же, как и человек, который его создавал.
- Что вас больше всего привлекает как режиссера? Есть что-то, что заставляет удивляться?
- Наверное, природа. Здесь, в Елабуге, восхитил вид с Городища. То же самое в Саратовской области - прекрасные панорамы. И еще люди. Люди всегда интересны. Это и наши современники, и исторические личности, например, те же Цветаева и Дурова.
- Практически вся ваша режиссерская работа связана с русской глубинкой. Почему? Это ваш выбор или воля случая?
- Я уже говорил, что провинция - это наша культура. Я долгое время жил в Европе, если точнее, то в Швеции. Там люди очень бережно относятся к своей культуре, своей истории. Там национальные праздники - это неотъемлемая часть жизни народа, люди на них с гордостью надевают национальные костюмы и поют национальные песни. А у нас это как-то все растерялось. Мы слишком пытались подражать Западу последние десятилетия, но это все равно не культура, а суррогат. Скажу, что европейцы не очень-то уважают российскую молодежь за такое подражательство.
Но я, находясь не в России, понял, что не могу отказаться от той культуры, которую впитал здесь. Несмотря на то, что мой отец иранец. Город моего детства неподалеку от Елабуги - это Воткинск, откуда родом моя мама. Деревянная изба и запах свежераспиленных дров навсегда врезались в мою память. Если вы помните фильм "Гражданин Кейн", ставший уже классикой мирового кинематографа, то там журналисты пытались разгадать смысл последней фразы умирающего миллионера - "розовый бутон". Бутон, который был нарисован на его детских санках. У каждого из нас есть свой "розовый бутон". У меня это городок Воткинск.
- У вас есть какие-то задумки, которые бы хотелось реализовать в дальнейшем?
- Да, конечно. И опять-таки они связаны с русской глубинкой. Мне бы хотелось проехать по всей России, от края до края, и заснять все это путешествие. Причем это должен быть не только мой взгляд, но еще и взгляд другого человека, европейца. Поэтому я бы хотел пригласить соавтором своего друга-шведа. Мне кажется, такой фильм будет полезно посмотреть как россиянам, так и людям на Западе.
- А документальное кино о России интересно Западу?
- Россия представляется европейцу чем-то необъятным и необъяснимым с точки зрения логики. Они нас боятся. Для россиян Полтавская битва - просто исторический факт, о котором не все помнят, а вот шведы опасаются "соседа" до сих пор. Чем бояться и не понимать друг друга, лучше поискать пути диалога…