10.03.2011 Культура
"В субботу" ушел поезд, и Светлана проснулась знаменитой
Светлана - наша землячка.
Приз "За лучшую женскую роль", предоставленный испанским ювелирным домом "Carrera y Carrera", вручили на IX Международном фестивале кинематографических дебютов "Дух огня" в Ханты-Мансийске актрисе Светлане Смирновой-Марцинкевич. Наградили ее за роль в картине Александра Миндадзе "В субботу" - самом громком, по мнению ряда ведущих кинокритиков, отечественном фильме последнего десятилетия.
Светлана - наша землячка. Выпускница 11-й казанской школы, она поступила в Санкт-Петербургскую государственную академию театрального искусства - в мастерскую Семена Спивака. Окончив академию в 2009 году, осталась жить в Петербурге. В родную Казань приезжает теперь только в гости к родителям. Ее мама - Ирина Марцинкевич, преподаватель актерского мастерства в Казанском театральном училище и художественный руководитель театра "Автограф", папа - Сергей Смирнов, главный администратор Казанского тюза.
На днях Света побывала в Казани, и мы, конечно же, не могли не встретиться с актрисой, которую высоко ценят писатель Дмитрий Быков, кинообозреватель Ольга Галицкая, критик Юрий Гладильщиков...
- Съемки фильма "В субботу" - мой первый опыт работы с выдающимся сценаристом и режиссером Александром Миндадзе, но не первый опыт работы в кино, - говорит Светлана. - Я снималась у Алексея Козлова в "Лейтенанте Суворове", у Николая Борца в сериале "Еще не вечер", у Виталия Мельникова в драме "Люди, львы, орлы и куропатки"...
- В основе сюжета фильма "В субботу" - чернобыльская трагедия. Она случилась, когда вас еще не было на свете?
- Да, я родилась на год позже - в 1987-м. Но на съемках фильма, а они проходили на Украине - в Энергодаре и Светлодарске, все мои коллеги говорили, что мы оказались в прошлом. Каким-то непонятным образом время в этих городках словно остановилось: все там точно такое же, как в далеком уже 1986 году. Мода, ассортимент в магазинах, запахи...
- Кого вы играете в этом фильме?
- Девушку Веру, она поет в ансамбле при ресторане. Вера старше меня, ей 27 лет, так что мне делали грим, который меня немного старил... Про аварию на Чернобыльской АЭС ей сообщает друг Валера - молодой партийный функционер, его сыграл Антон Шагин, известный по роли Мэла в "Стилягах" Тодоровского. Валера вместе с Верой пытается убежать из Припяти, но единственный поезд, на котором они могут уехать из города, уходит на их глазах. Все, казалось бы, рухнуло. Но перед смертью герои не думают о смерти: обретают свободу, любовь, смысл жизни. Из них "выныривает" наружу все самое настоящее.
- Как вы думаете, почему фильм не завоевал ни одной награды на фестивале в Берлине?
- Знаете, его очень необычно принимали: кому-то фильм очень понравился, а кому-то - совершенно не понравился. Среднего восприятия не было ни у кого. Мне кажется, "В субботу" было очень трудно переводить на иностранные языки. У Миндадзе - изумительный русский язык, рождающий множество подтекстов, которые понять могут только русские. Или, что правильнее, люди с русской душой.
- Света, случались ли на съемках экстремальные ситуации?
- В эпизоде, когда Вера и Валера бурно выясняют отношения, а потом это выяснение отношений перетекает в занятие любовью, они падают на деревянные ящики с бутылками. Так вот ударяться об эти ящики несколько дублей подряд было очень больно. Это единственный, наверное, экстрим.
- Вы с детства мечтали стать актрисой?
- Одно время всерьез планировала поступать в КИСИ на архитектурный факультет. Но у меня хромала математика, и я решила поступать в театральный вуз. Помню, после десятого класса поехали с мамой в Петербург, который люблю с детства, и я попробовала поступить в театральную академию на курс к Григорию Дитятковскому. Поступила, но у меня не было аттестата. Вернулась в Казань, закончила 11-й класс и потом уже с аттестатом поехала поступать в Петербургскую академию. Снова поступила.
- По окончании академии вас приглашали работать в театр?
- Да, мой мастер Семен Яковлевич Спивак - художественный руководитель Молодежного театра на Фонтанке. Он сразу предложил мне роль Снегурочки в одноименной сказке Островского. Я начала репетировать, а потом во мне неожиданно что-то перевернулось. Я поняла, что мне неинтересно работать в театре, что я хочу сниматься в кино. И я ушла из театра. В никуда. Потом стали приглашать сниматься в кино.
- А на что вы жили, пока не было предложений от кинорежиссеров?
- Я давно занимаюсь фотографией. И периодически зарабатываю на жизнь как фотограф. Снимаю по заказу свадьбы, портреты... А еще, как многие актеры, работаю на праздниках: пою, играю на гитаре, фортепиано... Это нормально, ведь съемки кино случаются не постоянно.
- Сейчас у вас есть интересные предложения в кино?
- Прошла три пробы, все очень интересные. Но так как пока неизвестно, удачно ли я прошла эти кастинги, не стану говорить, что это за роли, в каких фильмах и у каких режиссеров.
- Света, а вам как зрителю какое кино нравится?
- Очень люблю фильмы Кустурицы и Джармуша. И советские фильмы, которые показывают по телевидению под Новый год. Зарубежное кино я смотрю чаще, чем отечественное. Причем предпочитаю старые фильмы. Из последнего и не старого, что видела, мне понравился фильм Тома Хупера "Король говорит!". И совершенно не понравился "Черный лебедь" Даррена Аронофски.
- А молодое авторское российское кино вам интересно?
- Я не очень хорошо его знаю. С интересом посмотрела "Все умрут, а я останусь" Валерии Гай Германики. Вот этот фильм мне понравился.
- У кого из режиссеров мечтаете сняться?
- У Александра Миндадзе с удовольствием бы еще не раз снялась. Он потрясающий режиссер, мне с ним очень интересно и легко работается...
- Не могу не спросить еще вот о чем: вы всегда носили двойную фамилию?
- Нет. Только на первом курсе академии я интуитивно поняла, что быть Светланой Смирновой - это для меня и для моей профессии чересчур спокойно. И решила взять себе еще и мамину фамилию. Я верю, что перемены к лучшему начинаются с таких вот мелочей. И правда: стала Смирновой-Марцинкевич - начался ощутимый подъем..