02.02.2016 Образование
Минобрнауки Татарстана в 2016 году поэкспериментирует и на учителях, и на учениках
На коллегии министерства образования и науки РТ корреспондент «Реального времени» выяснил, какие задачи стоят перед чиновниками в преддверии WorldSkills, насколько успешно прошел «учительский ЕГЭ», вызвавший возмущение у многих преподавателей, чем поборы отличаются от благотворительности и какие планы строит минобрнауки на 2016 год.
«В целом решенная» проблема очередей в детсады и образовательные эксперименты
На традиционной коллегии министерства образования и науки РТ ведомство подвело итоги работы за 2015 год. Само мероприятие проводилось в казанской школе №179, которая, по словам премьер-министра РТ Ильдара Халикова, была выбрана неслучайно.
— Эта школа — один из примеров улучшения материального состояния и базовых условий для образовательных систем республики. Наверное, никто из присутствующих не может не согласиться, что за последние пять лет очень много в РТ было сделано: улучшены материальные условия, введено много новых программ, позволяющих стимулировать лучших педагогов, лучших специалистов, — сообщил Халиков.
Работа министерства в 2015 году максимально охватила всю образовательную сферу республики. В первую очередь внимание было уделено дошкольному образованию. По словам министра образования Энгеля Фаттахова, наболевшая проблема очередей в детские сады была «в целом решена». Также одним из направлений работы минобрнауки РТ стало развитие полилингвальной языковой среды: в четырех детских садах Казани в пилотном режиме уже стартовало обучение ребят иностранному языку.
Если говорить о системе среднего образования, то в минувшем году продолжилась работа по внедрению в нее федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС).
— Сейчас по ФГОС обучается вся начальная школа, а также пятые классы и пилотно шестые, седьмые и восьмые классы. Отмечу, что применение стандартов предъявляет серьезные требования к квалификации педагогов, — доложил Фаттахов.
Также были изменены требования к эксплуатации школьных автобусов, общее число которых по всей республике составляет 699. Дело в том, что долгое время транспорт находился на обслуживании в школах, и многим директорам приходилось самостоятельно проводить их техническое обслуживание и предрейсовый осмотр. В целях безопасности автобусы были переданы в автотранспортные предприятия.
«Мухлюющие» учителя и загадочный документ о школьных поборах
В минувшем году министерство образования и науки РТ сформировало рейтинговую систему оценки муниципалитетов. Контролирует ситуацию специальный департамент, а для организации обратной связи был создан координационный совет. Проще говоря, ведется активная работа по «подтягиванию» отстающих районов.
В рамках этой же работы отслеживаются возможные коррупционные нарушения и поборы в образовательных учреждениях. К слову, минувшей осенью в СМИ уже поднимался вопрос о якобы существующем «письме для служебного пользования» за подписью главы минобрнауки РТ в адрес руководителей образовательных учреждений и начальников РОНО «О рекомендациях по привлечению внебюджетных средств...».
Документ «О комплексе мер, направленных на недопущение незаконных сборов с родителей обучающихся в общеобразовательных организациях» сам же и разъясняет, что должен делать учитель, чтобы сбор не посчитали незаконным. Суть рекомендаций проста: все нужно оформлять как добровольные пожертвования, «благополучатель» должен подписывать договор с «благотворителем», все пожертвования нужно регистрировать в специальном журнале и т.д.
Учительский ЕГЭ
Также в минувшем году министерство образования и науки РТ преподнесло татарстанским преподавателям «подарок» в виде учительского ЕГЭ. Напомним, тестирование прошло 5 ноября, в самый разгар школьных каникул. Позиция ведомства по отношению к данной мере заключается в следующем: учитель, который плохо знает содержание своего предмета, не сможет качественно обучить ребенка. По словам Фаттахова, пока его настораживает ситуация с объективностью проведения тестирования учителей-предметников в нескольких районах республики.
— Учителя Кукморского, Мамадышского, Арского, Балтасинского и Лениногорского районов продемонстрировали высочайшие результаты. При этом проводимые нами срезы не подтверждают сравнимый уровень знаний их учащихся, — пояснил министр образования РТ.
Наставники из «Нижнекамскнефтехима» и ТАИФа
Еще одним приоритетным направлением работы минобрнауки РТ стало профобразование. В 2015 году проводилась профдиагностика детей, после чего формировались карты профориентации по каждому ученику, а результаты направлялись в муниципальные отделы образования. Также продолжилось развитие сети ресурсных центров подготовки рабочих кадров. По данным министерства, было создано девять центров в сферах сельского хозяйства, нефтепереработки, энергетики и строительства.
О работе в данном направлении на коллегии рассказала Татьяна Куприянова, директор нижнекамского Техникума нефтехимии и нефтепереработки. Это образовательное учреждение активно взаимодействует с основными заказчиками кадров, а именно: ПАО «Нижнекамскнефтехим», ТАНЕКО и ТАИФ-НК. К примеру, помощь в создании центра профориентационной работы оказало ПАО «Нижнекамскнефтехим», передав техникуму музейный комплекс.
— ТАНЕКО и «Нижнекамскнефтехим» субсидировали по 6 млн рублей на ремонт и оснащение материально-технической базы. Также работодатель участвует в образовательном процессе: специалисты предприятий ведут некоторые дисциплины, проходит согласование образовательных программ, еще работодатель участвует в проведении промежуточной аттестации. Более того, было специально обучено 43 наставника из «Нижнекамскнефтехима», — сообщила Куприянова.
Подготовка к WorldSkills-2019 уже началась
Если говорить о планах на 2016 год, то их у министерства более чем достаточно. К примеру, в рамках программы капремонта планируется отремонтировать еще 147 школ и детских садов.
Также в наступившем году стартует федеральный проект по созданию новых мест в школах для того, чтобы уйти от системы обучения в две смены. К 2020 году планируется перевести всех учеников начальной и старшей школ, а к 2023 году и учащихся основной школы на обучение в одну смену.
В 2016-м учителей ждет еще один «подарок» от министерства образования и науки РТ – это добровольная сертификация молодых учителей на предмет их соответствия профессиональному стандарту учителя. Также будут введены дополнительные профессиональные уровни карьерной траектории для учителей высшей категории: учитель-наставник и учитель-эксперт.
Также одним из важных направлений работы в наступившем году Энгель Фаттахов назвал подготовку к WorldSkills-2019.
— Для того чтобы наши образовательные программы соответствовали международным стандартам, создаются специальные методические объединения по группам специальностей, каждое объединение возглавляет эксперт, ответственный за подготовку кандидатов в сборную, — пояснил министр.
К 2017 году планируется сконцентрировать подготовку по всем специальностям WorldSkills в ресурсных центрах РТ. А в 2016 году будет активно развиваться движение JuniorSkills в рамках подготовки к основному чемпионату.