поиск новостей
  • 17.04-28.04 Мечтатель. Театр Тинчурина, 17:00
  • 26.04 И в cтарости, и в радости! Театр Тинчурина, 18:30
  • 09.06 Баста. Первое стадионное шоу в Казани. Стадион "Ак Барс Арена" 20:00
Дни рождения
  • 25 Апреля Борис Петров
  • 25 Апреля Лия Загидуллина
  • 25 Апреля Растям Бакиров
  • 25 Апреля Тимур Акулов
  • 26 Апреля Николай Путилин
  • 29 Апреля Нико Капанен
  • 01 Мая Владимир Батраков
  • 01 Мая Римма Ратникова
  • 01 Мая Хамза Багманов
  • 01 Мая Фатих Сибагатуллин
  • Сдается 1 ком.квартира мусульманской семье на длительный срок в ЖК Салават купере. Только граждане России. 89509488227 собственник ( не риелтор!!!!!)
  • Сдается 2-х комнатная квартира по ул. Ф.Амирхана порядочной семье на длительный срок. В квартире есть мебель, рядом остановка, магазины, рынок. Только граждане РФ без животных!!! 8-965-584-66-30 собственник.
  • Сдaётcя посуточно уютнaя однокомнатная кваpтирa в новом доме на улице Павлюхина, 110. Рядом торговый центр Kazan Mall. 89172977220
  • Здравствуйте! В преддверии весеннего праздника принимаю заказы на бенто торты и капкейки по приятным ценам. Буду рада стать частью вашего торжества! Город Казань. 89377708700 Динара. (Ватсап)
  • Продается двухкомнатная квартира в Челнах. Новый город, 30 комплекс. Хорошая планировка (распашонка), 52 кв.м. Теплая. В хорошем состоянии. Продает хозяин. Тел. 8-9631571216
  • Сдам комнату в общежитии по улице Хлебозаводская д. 6 чистоплотной, порядочной девушке. 89033060513
  • Сдается 2- х комн. Квартира порядочной семье на длительный срок. ЖК Салават купере. В квартире есть мебель для проживания. 89509488227 собственник.
  • На долгий срок сдается комната в общежитии на улице Бр.Касимовых 22/7 (пересечение с ул.Мавлютова). Имеется вся необходимая мебель, холодильник, стир.машина. Рядом метро, рынок, магазины. Подробности по телефону: 89274406462
  • Продается 3-комнатная квартира на проспекте Мира в Набережных Челнах. В квартире есть все удобства. Рядом с домом расположены школы, детские сады, магазины, аптеки, сквер Г. Тукая. Цена невысокая. Контактный телефон: +79872651909.
  • Сдaётcя посуточно свeтлая, уютнaя двуxкомнатная кваpтирa на улице Чистопольская. Рядом Aквaпapк Ривьера и Тaтнeфть Аpeна. В шаговой доступности оcтaновкa oбществeннoгo трaнспортa и неoбходимые магaзины и кaфе. В пешей доcтупнoсти ЗАГС-Чаша, Ак Баpc Apeнa, двoрец вoдных видов спорта. Ближайший торговый центр ХL, Парк Хаус, Тандем. Ждем гостей нашего города. Подробности по телефону 89272437185. Собственник.
Пресс-инфо
Татпресса.ру
Вести-Татарстан
Татар-информ
TatCenter.ru
Челнинские известия
Коммерсантъ
Казанские ведомости
Реальное время
Казанский репортер
 
12.04.2016 Наука

День космонавтики: каков вклад Казани в познание Вселенной

С освоением космоса Татарстан и Казань имеют непосредственную связь. Именно в Казани трудились над чертежами ракетных двигателей великие конструкторы Глушко и Королев. Кроме того, здесь расположены заводы, выпускающие самые важные детали для космических кораблей. Подробнее об этом в колонке, написанной специально для «Реального времени», рассказал казанский краевед Равиль Вениаминов.

«Конструкторская тюрьма»
 
Наш город настолько тесно связан с освоением космоса, что поначалу трудно определиться, с чего начинать эту большую тему. Пожалуй, точкой отсчета можно назвать дату организации в Казани в 1940 году специализированного Опытно-конструкторского бюро для разработки жидкостных реактивных двигателей. Это ОКБ, созданное при НКВД, переехало к нам из подмосковного авиазавода в Тушино. Работали в нем заключенные-конструкторы, а возглавлял их тоже «зек», будущий академик, именем которого назовут улицу в Казани, Валентин Петрович Глушко.
 
В 1942 году к ним присоединится еще один будущий академик Сергей Павлович Королев, которому, как ни странно, повезло, так как в 1940 году он отбывал свой срок уже не на Колыме, а в ОКБ А.Н. Туполева, занимаясь конструированием будущего бомбардировщика Ту-2.
 
 
В 1940 году Сергей Королев отбывал свой срок уже не на Колыме, а в ОКБ А.Н. Туполева. Фото kazved.ru
 
В Казани Глушко вместе с сокамерниками разместили в заводоуправлении, которое объединяло сразу два завода-соседа:
самолетостроительный №124 и моторостроительный №27. Работы над реактивными двигателями РД шли ни шатко ни валко, пока в Казань не приехал вызванный из своей московской «конструкторской тюрьмы» Королев и со свойственной ему энергией занялся установкой РД-1 на бомбардировщик Пе-2, который изготовлялся здесь же неподалеку. В 1943 году реактивный бомбардировщик успешно полетел, а в 1944 году конструкторов освободили.
 
Подглядели у немцев
 
В заводском музее Глушко показали очень ценный экспонат – чудом сохранившийся экземпляр двигателя РД-1
 
 
Таким образом, можно считать, что Казань стала одной из главных ступенек на пути великих конструкторов – Королева и Глушко. Они получили здесь бесценный опыт, тот самый «сын ошибок трудных», о котором писал еще А.С. Пушкин. Работа над жидкостными реактивными двигателями для авиации тягой в 300 кг была тупиковым путем развития, и только информация о немецких ракетных двигателях тягой в 27 тонн перевернула все представления о будущем освоения воздушного пространства. Теперь можно было думать о космосе.
 
В 1945 году Глушко и Королев уехали в Германию знакомиться с достижениями немецких ракетостроителей и создали на базе конструкции ФАУ-2 советскую ракету Р-1. Королев в Казань уже больше не возвращался, а вот Глушко приезжал, бывал в КАИ и на КМПО (бывший завод № 27/16). В заводском музее ему показали очень ценный экспонат – чудом сохранившийся экземпляр двигателя РД-1. Возможно, именно этот движок, один из 184 серийных экземпляров, проходил через руки будущего генерального конструктора и стал как бы эстафетной палочкой в длинной череде космических «пламенных моторов».
 
Казанская авиация в помощь
 
Казанские авиационные заводы КАПО и КМПО больше ракетно-космической темы вроде бы не касались, но опосредованно это случилось в конце 1980-х годов. В те перестроечные времена у советских конструкторов родилась идея использовать гигантскую грузоподъемность самого большого военного самолета в мире не только в военных, но и мирных целях. Ту-160 был рассчитан на боевую нагрузку до 40 тонн.
 
В 1991 году началась разработка авиационно-космического комплекса «Бурлак». Эта двухступенчатая ракета, подвешенная под Ту-160, поднималась самолетом на большую высоту и, стартовав оттуда, достигала космических высот. Расчеты показывали, что такой воздушный старт давал большую экономию по сравнению с обычным наземным, тем более что самолет мог взлетать не с космодромов, а с обычных аэродромов. Вариантов использования «Бурлака» было придумано множество – от вывода наших спутников на околоземную орбиту до уничтожения вражеских сателлитов. Макет «Бурлака» вместе с Ту-160 в 1990-х годах был неоднократно показан на различных авиашоу, но до реальных испытательных полетов не дошло по банальной причине – не нашлось денег. Вот так и не стал «Белый лебедь» грузовой «лошадкой».
 
 
Аэропорт Заинска. Встреча космического корабля
 
Еще один наш авиационный завод – вертолетный – тоже имел, вернее, до сих пор имеет отношение к освоению космического пространства. И именно по причине своей конечной продукции. 9 марта 1960 года татарстанцы воочию могли увидеть работу казанской продукции в районе Заинска. Когда там приземлился космический корабль «Восток» с пассажиром на борту, на его поиски были брошены вертолеты Ми-4 – те самые, которые выпускались на нашем вертолетном заводе. И саму возвратившуюся из космоса капсулу перевозил по воздуху для загрузки в самолет Ан-12 тоже Ми-4. Фотография тому свидетельство. Прошло уже 56 лет с тех пор, но все эти годы поиск возвращаемых космических аппаратов у нас осуществляют казанские машины, сейчас это делают уже вертолеты Ми-8 и их модификации.
 
«Космические» заводы
 
Если авиационные заводы Казани имеют опосредованное отношение к космосу, то у нас есть предприятия, продукция которых непосредственно отправляется в безвоздушное пространство. Это заводы «Элекон», «Электроприбор» и КОМЗ. Уже сами названия красноречиво говорят о том, что делают там их специалисты.
 
 
«Элекон» – это электроконтакты. Какой современный агрегат, механизм или аппарат, тем более космический, может обойтись без этих маленьких, но бесконечно важных деталей? Раньше это предприятие называлось «7-й завод», затем «Завод радиокомпонентов», а сейчас Производственное объединение «Элекон». Без казанских электрических соединителей не смогут полететь мирные ракеты «Союз», «Протон», «Зенит», а также боевые «Тополя» и прочие средства ядерного сдерживания. Казанские разъемы работали и работают на наших спутниках, орбитальных и межпланетных станциях, то есть везде, где необходимы электрические сигналы.
 
На «Электроприборе» в свое время была создана гиростабилизированная антенна для стыковки космических кораблей. Фото из архива завода
Уже в 1958 году завод получил задание заниматься выпуском аппаратуры телеметрии и контроля траекторий космических аппаратов. Затем пошла работа над аппаратурой для пилотируемых полетов, а далее номенклатура изделий непрерывно расширялась, что требовало от специалистов предприятия напряженного и ответственного труда. Завод нередко работал в три смены. Ныне «Элекон» обеспечен заказами и уверенно смотрит в будущее.
 
Не менее сложная и энергоемкая продукция идет из ворот завода «Электроприбор». Здесь производят большое количество различных датчиков, используемых в авиации и космосе, различные типы электродвигателей, стабилизаторов, регуляторов температуры и прочих приборов, без которых невозможна безопасная эксплуатация сложнейшей техники. Кроме всего прочего, на «Электроприборе» в свое время была создана гиростабилизированная антенна для стыковки космических кораблей.
 
Казанский оптико-механический завод (КОМЗ) в советское время был широко известен как производитель биноклей. Мало кто знал, что деятельность завода в основном связана с авиацией, а конкретнее, с авиационными фотоаппаратами. Правда, в связи с освоением космоса номенклатура завода пополнилась новыми изделиями. В частности, для космической станции «Салют» был изготовлен оптический визир, для космического корабля «Союз-13» – ультрафиолетовый телескоп, еще один телескоп был установлен на станции «Салют». Затем для наших космонавтов был создан серийный оптический приборный комплекс «Пион».
 
Если про КОМЗ казанцы еще что-то знали, то про ГИПО при советской власти информации не было вообще. Только в наши дни стало известно, что Государственный институт прикладной оптики занимается и авиацией, и космосом. Специализацией института стала инфракрасная техника.
 
 
КОМЗ в советское время был широко известен как производитель биноклей. Мало кто знал, что деятельность завода в основном связана с авиацией
 
В 1970-х годах казанская ИК-аппаратура была выведена в космос. Не ограничиваясь инфракрасной техникой, в институте были созданы фотометрические и другие приборы для многих видов космической техники – от спутников до космических станций. Но тепловизоры остаются основным направлением деятельности ГИПО и по сей день.
 
Конечно, хотелось бы поведать о космической деятельности казанских предприятий более подробно и красочно, но понятно, что в силу закрытости и режимности мы не можем показать и рассказать обо всем детально и подробно. Верится, что такое время настанет и мы узнаем достоверно о том, как Казань покоряла космос.
 
Фото предоставлены автором

Равиль ВЕНИАМИНОВ
Реальное время
№ --- | 12.04.2016
Реальное время печать

▲ Наверх
Бренд-инфо
Книжные новинки
Энциклопедии
Камаловский театр
Татарская госфилармония
Фестиваль им. Рашита Вагапова
Национальный музей РТ
Ханский дом
Шаян ТВ
Татаркино
Комиссия по вопросам сохранения, развития татарского языка и родных языков народов, проживающих в РТ
«Элита»
Театр Тинчурина
Архив