09.05.2011 Интернет
Браузерные войны в борьбе за интернет-пользователей
Вы уверены, что тот браузер, который используете, самый лучший? Даже если у вас стоит самая последняя версия, то это не говорит об идеальности данной программы для интернет-серфинга. Но все же среди многообразия софта можно найти нечто оптимальное конкретно под ваши запросы. В редакции «МТ» решили подобрать браузер и для себя.
Если посмотреть на статистку посещаемости нашего интернет-портала moltat.ru, то можно на цифрах узреть популярность того или иного браузера. Так, на данный момент почти четверть читателей сайта газеты используют последнюю версию «Оперы». В затылок ему дышит «Огненная лиса» (Firefox). Далее следуют «Хром» (16 процентов) и 8-й «Эксплорер» (13,7). А ведь еще буквально недавно у всех поголовно был установлен поисковик от «Майкрософт», и никто даже не задумывался о его замене, потому как альтернатив и не было.
Реклама решает все
Теперь же нас, можно сказать, почти насильно заставляют поменять браузер, установив самую последнюю версию. Для примера возьмем наиболее посещаемый сайт в Рунете «ВКонтакте».
Ссылаясь на плохую совместимость с устаревшими версиями браузеров, всем пользователям в вежливо-принудительном порядке рекомендуют установить одну из 4 предлагаемых программ. Для этого наверху страницы появилась панелька с подобным уведомлением. Не установив «свежий» браузер, панельку эту убрать было невозможно.
При этом люди, которые мало смыслят в компьютерах и в обычной ситуации могли бы годами «сидеть» на прежнем вэб-обозревателе, зайдя в социальную сеть, начинают его обновлять.
Также стоит отметить мощную рекламу популярных порталов. Они готовы на все, лишь бы вы установили какой-нибудь браузер именно по их ссылке. Тогда у вас будут стоять многочисленные плагины этого портала. «Яндекс», заключив договора с «Firefox» и «Эксплорером», активно их продвигает, но уже вместе со своими фирменными тулбарами (панель инструментов – прим. автора). Даже в заголовке браузера может теперь красоваться надпись «Предоставлено Яндекс». Так же поступает портал mail.ru.
Нам же остается только констатировать, что сегодня развернулась настоящая маркетинговая война за каждого интернет-пользователя, «жертвами» которой падут и последующие поколения.
Корень в деньгах
Тема выбора браузера накалилась с началом 2011 года, когда все крупнейшие разработчики друг за другом с интервалом в несколько недель выпустили обновленные версии своих программ. В сети сразу же начались бурные обсуждения. Фанаты «Оперы» говорят, что она в разы быстрее всех остальных, а приверженцы «Лисы» возражают им: «Где функциональность?» Не остаются в стороне и пользователи «Хрома», апеллируя к собственным аргументам. На нарастающей волне яблокомании появились сторонники и «Сафари». Так на чем же остановить свой выбор «чайнику»?
На данную тему в Сети очень много обзоров и статей, где опытные специалисты сравнивают самые последние версии программ, проводят тесты скорости. Но только вот что странно: тесты в обзорах разных изданий демонстрируют отличные друг от друга результаты. В лидеры выходит то один браузер, то другой.
Возможно, причина этой разноголосицы кроется в… деньгах. Потому доверять рекламе, в том числе контекстной, не стоит, а сам браузер подбирать для себя на основе собственного пользовательского опыта.
Встречаем по одежке
Главный тренд (это мы заглядываем в будущее) внешнего вида всех браузеров – минимализм и аскетичность. Долой все лишнее и громоздкое. Все панели инструментов по умолчанию скрыты, тем самым рабочее пространство увеличено до максимума. Первопроходцем же в этом плане стал «Гугл». «Хром» является самым молодым браузером, но уже серьезно заявил о собственных амбициях. По данным статистики, он находится на третьем месте в мире по популярности, и им пользуется каждый шестой пользователь Интернета. Концепция простоты с доступностью пришлась по вкусу и его конкурентам.
Таким образом, дизайнерский минимализм, упрощенный интерфейс при сохранении функциональности – это тот путь, по которому будут следовать разработчики софта.
Без плагиата никак
С каждой новой версией все браузеры стараются добавить очередной функционал, который бы выгодно отличал его от конкурентов. Так в свое время поступил «Эксплорер», когда внедрил возможность использования вкладок. Сегодня эта система лежит уже в основе всех браузеров. В плагиате конкурентов обвинить нельзя, так как технически эта функция реализована иначе, хотя суть та же. Все разработчики промышляют шпионажем, реализуя в своих программах лучшие идеи конкурентов.
Теперь во всех браузерах сложно отыскать такой функционал, который бы не встречался у его аналогов. Эксклюзива в этом плане ждать не приходится. Правда, вот «Хром» может полностью сайты переводить – пусть криво, но все же для поверхностного прочтения вполне сносно. Ждем ответа?
Экспресс-вывод
На вкус и цвет товарищей нет, а потому можно остановиться на любом браузере, ибо в техническом аспекте никто ничего не проиграет. Спор же до хрипоты по поводу того, что «Опера» лучше «Хрома», а «Эксплорер» уступает «Лисе», выгоден лишь тем, кто кормится из карманов разработчиков этих поисковиков.
Экскурс в историю
Самый первый браузер появился около 20 лет назад. Он имел название «WorldWideWeb» и практически не имел ничего общего с тем, что мы привыкли называть браузером. Прорыв случился с выходом «NCSA Mosaic» («Мозайка») – впервые был введен графический интерфейс. Развитие поисковых программ на некоторое время заглохло, но затем разработчики компаний «Netscape» и «Microsoft», слизав у конкурента исходные коды, приступили к придумыванию своих собственных вэб-обозревателей.
Сначала популярность получил «Netscape Navigator». В нем были устранены все недостатки «мозайки». Разработчики свою программу называли «Mozilla» («Мозила»), что значило «мosaic killer», или убийца «мозайки». Компания стала получать большую прибыль и постепенно росла, вкладывая все больше средств в доработку своего детища. Успех «Навигатора» подтолкнул компанию Билла Гейтса выпустить «Эксплорер». Какое-то время браузеры конкурировали честно, пока падающая доля «Эксплорера» не заставила «Майкрософт» прибегнуть к иным методам завоевания рынка.
Речь идет о включении этой программы в операционную систему «Windows 95». Появление браузера, встроенного в операционную систему, значительно изменило расклад сил. Конкурент стал стремительно терять популярность, поскольку пользователи «Windows» довольствовались встроенным софтом.
Умирающую компанию «Netscape» перекупили и на базе старого браузера создали обновленную «Мозилу». Неофициальное название стало новым брендом. Компания выпустила сначала «Phoenix», в честь птицы феникс, сгорающей и возрождающейся из пепла. Вскоре название было изменено на «Firebird» («Жар-птица»), а затем – на «Firefox».
Однако первым достойным конкурентом для «Эксплорера» стала «Opera», вышедшая в 1996 году. Многие пользователи в России начали использовать этот браузер, потому что он оказался быстрее и легче. Была лишь одна недоработка маркетологов, которая не давала завоевать рынок. Дело в том, что с самого своего появления «Опера» предлагалась по условно-бесплатной модели: в правом верхнем углу браузера находился рекламный блок, а если пользователь хотел его удалить, требовалось заплатить за это. Естественно, что при наличии бесплатных альтернатив мало кто желал использовать обозреватель с рекламой. Лишь в 2005 году норвежские разработчики браузера осознали свой просчет и сделали его полностью бесплатным.
Через год появился еще один крупный игрок: компания «Apple» выпустила «Сафари» под операционную систему «Windows». Необычность внешнего вида, находки в интерфейсе, «яблочный» бренд – все это позволило браузеру обрести значитель-ное количество поклонников.
С тех пор разработчики осознали: чтобы пользователь выбрал их софт, недостаточно выложить его в Интернете, нужно еще учесть его вкусы и пожелания, а это уже новая история в браузерной битве за каждого из нас с вами.