13.05.2011 Культура
Рустем Абязов: "Не хочу присутствовать при гибели своего детища"
Заявление об увольнении подал художественный руководитель и главный дирижер Казанского государственного камерного оркестра "La Primavera" Рустем Абязов. Эту - скандальную в принципе - новость я узнала от своих консерваторских друзей. Позвонила Абязову - маэстро подтвердил, что заявление подал, и пусть не сразу, но согласился на интервью. Представить оркестр "La Primavera" без его создателя невозможно. Особенно сейчас, когда и дирижер, и коллектив, который уже давно и не только в Казани называют "Абязовским оркестром", в отличной творческой форме...
- Рустем Юнусович, что случилось?
- Почему я подал заявление об уходе? Не потому, что хочу уволиться по собственному желанию. У меня нет желания покидать оркестр, который создал двадцать один год назад. Я просто не хочу присутствовать при гибели своего детища.
- Почему вы думаете, что "La Primavera" - один из лучших в России камерных оркестров - может погибнуть?
- На музыкальном рынке Казани сложилась такая неоднозначная ситуация, что выжить трудно. Я имею в виду историю с Государственным симфоническим оркестром Татарстана, о которой писала "Вечерняя Казань": коллектив получил грант президента Татарстана, сумма которого сопоставима с грантами президента России. Этот грант позволил им в разы поднять зарплаты. Неудивительно, что теперь музыканты всех других оркестров Казани стремятся работать в ГСО. У меня уже два человека ушли в этот оркестр. Человек, который в "La Primavera" сидел за третьим пультом вторых скрипок, в ГСО стал концертмейстером... Это приятно как подтверждение класса нашего оркестра. Но в целом ситуация скорее тревожная.
- Получается, наши власти поддерживают Симфонический оркестр, потому что верят новому главному дирижеру Александру Сладковскому, который обещает вывести ГСО в число первых оркестров в России... Но забывают о коллективах, а их немного, которые уже давно считаются лучшими в масштабах страны?
- Не хотелось бы в это верить. Еще в январе я поделился своей тревогой с директором НКЦ "Казань" Ринатом Закировым, ведь "La Primavera" - структурное подразделение НКЦ. Он честно сказал, что ничем оркестру помочь не может, что о повышении зарплат говорить бессмысленно. Кстати сказать, когда в 1996 году оркестр стал казанским государственным, я, предвидя финансовые трудности, включил в положение об оркестре пункт о том, что помимо зарплат по линии НКЦ "Казань" мы имеем право на самостоятельную концертную деятельность, на так называемые коммерческие концерты. Все эти годы возможность зарабатывать собственные средства нам очень помогала: деньги шли на решение внутриоркестровых задач. Но в апреле Закиров неожиданно сообщил, что отныне все доходы от коммерческих концертов должны поступать в общий котел НКЦ. Оркестр как раз пригласили выступить на президентском приеме по случаю юбилея Габдуллы Тукая, у нас все условия, включая финансовые вопросы, уже были обговорены с заказчиком - Министерством культуры Татарстана. И тут, согласно решению Закирова, НКЦ выставляет минкульту счет за наше выступление. Но на меньшую, чем мы сами договаривались, сумму.
Это, на мой взгляд, не только неуместно, но и необъяснимо. У нас последнее отбирают. Никакого стимула не остается. Понимаете, я был бы не против отдавать заработанные оркестром деньги в общий котел НКЦ, если бы потом нам из этого котла хоть что-то перепадало. После празднования тысячелетия Казани в 2005 году ни копейки на развитие оркестра от НКЦ мы не получали.
- А до празднования тысячелетия все было иначе?
- Нет. Просто юбилей Казани стал единственным поводом для руководства НКЦ помочь оркестру: нам сшили новые костюмы, потому что старые, образца 1996 года, обветшали. Справедливости ради надо сказать, что если чем и может похвастать руководство НКЦ, так это тем, что несколько человек из оркестра получают небольшие доплаты. Серьезные проекты - гастроли, запись дисков - оркестр все эти годы осуществлял без помощи НКЦ: за счет собственных средств, на средства спонсоров, за счет республиканского и городского бюджета. Бюджетные деньги "выбивали" всегда сами.
- Вы не пытались объяснить все это директору НКЦ "Казань"?
- Поняв, что руководство НКЦ ничего не собирается делать для спасения оркестра, я написал заявление об увольнении. Уведомил, что доработаю до 25 мая: в этот день "La Primavera" закрывает свой 22-й сезон концертом в БКЗ имени Сайдашева. После подачи заявления Закиров решил со мной встретиться: сам назначил день, время. Я пришел, а Закиров почему-то нет. Прождал его полчаса. На следующий день мне вновь позвонила секретарь Закирова и сообщила, что директор встретится со мной в другой день, назвала время. Я пришел, но Закирова опять не было. Извинений и объяснений не последовало. Когда секретарь назначила мне третью встречу с Закировым, я от встречи отказался.
- Вы уже понимаете, что на уровне Закирова проблему с будущим оркестра "La Primavera" не решить?
- Я отлично понимаю, что помочь в этой ситуации сможет только мэр Казани. Надеюсь на встречу с ним.
- А если встречи с мэром не будет? Если Ринат Закиров подпишет ваше заявление?
- Без работы я не останусь. А в "La Primavera", наверное, пригласят другого дирижера.
- И ваши музыканты его примут?
- Думаю, да. Они, конечно, все сейчас переживают за будущее оркестра, знают о моем заявлении. Но чтобы вместе со мной подать заявления - такого нет. Это понятно: боятся потерять работу...
P.S. Когда верстался номер, стало известно, что конфликт с дирекцией НКЦ "Казань" разрешился чуть ли не сразу после встречи дирижера с корреспондентом "ВК". Абязов отозвал свое заявление об увольнении: "La Primavera" не будет отдавать в общий котел НКЦ прибыль от коммерческих выступлений. Но "зарплатная" проблема остается. "ВК" будет следить за развитием ситуации.