25.05.2011 Авто
Бензин будет по талонам?
Среди автовладельцев распространяется слух, что в Казани вот-вот всерьез проявится дефицит автомобильного топлива. Народный прогноз о том, чем это обернется для потребителей, двоякий. Одни говорят о неминуемом росте цен на горючее, другие пророчат: как бы до талонов на бензин не дошло.
Кассир на АЗС, куда мы вчера заехали заправиться, соглашается: "Многие уже спрашивают, правда ли, что будет сильное подорожание. Отвечаю: нам еще ничего не говорили... Так вам полный бак залить или как?..". Выгребаем наличность и заливаем полный.
В понедельник на очередном заседании рабочей группы по ценообразованию на нефтепродукты при Кабмине РТ вновь поставили вопрос, не пора ли поднять рекомендуемую розничную цену на автомобильное топливо. Поставили и... отложили. Ненадолго, до 27 - 28 мая. К этому времени должна определиться оптовая цена поставщиков на июнь, тогда и будет принято решение о розничном максимуме.
Очередной горючий эксперимент начался в феврале, когда Владимир Путин потребовал снизить оптовые цены на нефтепродукты. Ну, надо так надо, чиновники взяли под козырек, оптовые цены снизили в марте, а в апреле они снова подскочили до уровня начала года... Но премьер-министр России снова высказываться на эту тему не стал, и тут же скакнули вверх розничные цены. А еще дал о себе знать дефицит топлива на внутрироссийском рынке: компании-производители предпочитали продавать его на экспорт, подороже. Власти увеличили экспортные пошлины, но желанного эффекта это пока не дало: корпорации возмещают уходящую прибыль на внутреннем рынке...
- Очень много звонков каждый день с просьбой как-то помочь достать бензин по приемлемой цене, - рассказал "ВК" президент Ассоциации предприятий нефтепродуктообеспечения РТ Ирек Сулейманов. Ассоциация объединяет независимых владельцев АЗС, которые занимают примерно половину татарстанского розничного рынка (вторую удерживают Татнефть и Татнефтепродукт). - А количество заправок, предлагаемых к продаже, в Татарстане кратно увеличилось за последние 2 - 3 года!
Причина, объясняет г-н Сулейманов, очевидна - невозможность поддерживать розничную цену даже на уровне рентабельности: "Сейчас оптовая цена за тонну АИ-92, если достанешь, - 32,5 - 33 тыс. рублей. В пересчете на литр - 24,3 - 24,5 рубля. Это без расходов на транспорт, налоги, аренду земли, зарплаты работников... А "рекомендуемая цена" для АЗС, определенная рабочей группой в начале мая, - 23,7 рубля за литр 92-го! Даже простой рентабельности нет, работаем в убыток".
Так что сейчас Татнефть и Татнефтепродукт на своих АЗС проедают жирок, накопленный раньше, а частники живут кредитами, лишь бы сохранить бизнес - авось придут лучшие времена.
В Татарстане власти в мае предприняли шаг в попытке погасить поднимающийся дефицит: по поручению Рустама Минниханова независимым АЗС была предоставлена возможность купить по 83 тонны бензина. "Я очень благодарен президенту нашей республики, который попросил ТАИФ помочь с обеспечением коммерческих АЗС, и благодарен ТАИФу, который это сделал по нормальной цене", - говорит президент ассоциации. Однако ТАИФ, пусти он даже весь бензин своего производства на продажу внутри Татарстана, едва способен покрыть лишь половину потребности республики. И тот бензин пошел на независимые АЗС в 10-х числах мая, а такого количества средней заправке - на 8 - 9 дней работы...
Но каково: чтобы купить товар за свои же деньги, приходится вспомнить пароль уже забытых, казалось, времен советского дефицита: "Я от Рустама Нургалиевича"...
В Татарстане автозаправщики надеются, что и новые оптовые цены будут умеренными, и до ограничения отпуска "в одни руки" (как в Туве на прошлой неделе) не дойдет. Высокопоставленный источник в Татнефтепродукте вчера заверил "ВК": "У нас точно по талонам не будет". А вот новый подъем цены более чем вероятен.