02.05.2017 Авто
ОСАГО «в натуре»: как будут чинить железных коней по новому закону
Закон о натуральном возмещении потерпевшим в ДТП вступает в силу сегодня в России. Если коротко, то страховщиков обязали ремонтировать поврежденный в ДТП автомобиль без доплаты автовладельца. Причем чинить пострадавшие по чужой вине машины будут с использованием только новых деталей.
Денежные же выплаты владельцу авто предложат лишь в некоторых случаях. К примеру, если железный конь не подлежит восстановлению. Положения нового закона применяются к договорам, заключенным после 28 апреля. Страховщики оценивают новый закон как благо, но в то же время не исключают вариантов мошенничества. Автомобилисты относятся к нему далеко не так позитивно. И дело не в том, что нельзя получить деньги. «Реальное время» составило топ-10 основных изменений в ОСАГО и попросило экспертов дать оценку положений нового закона.
Деньги в исключительном случае
Согласно положениям нового закона о натуральном возмещении потерпевшим в ДТП, деньги автовладелец сможет получить только в исключительных случаях. К таким отнесли полную гибель автомобиля; превышение стоимости ремонта над лимитом возмещения по ОСАГО (400 000 рублей), если потерпевший не согласен доплатить; а также случаи гибели потерпевшего в ДТП или причинения тяжкого или средней тяжести вреда его здоровью. Претендовать на денежную выплату также могут инвалиды.
С правом выбора
Также закон не отрицает возможности получения выплаты в деньгах на основании договоренности потерпевшего со страховщиком. Однако пойдут ли на это страховщики — вопрос. Также владелец автомобиля сможет потребовать деньги, если страховая компания не может организовать ремонт в сервисе, соответствующем всем требованиям, которые закон предъявляет к возмещению в деньгах.
Только новые запчасти
Ремонтировать автомобиль по ОСАГО страховщики обязаны с помощью только новых запчастей за исключением случаев, когда сам автовладелец не согласится на б/у либо восстановленные детали.
30-дневный дедлайн
Положения закона также регламентируют срок ремонта авто, который отныне не может превышать 30 рабочих дней. Причем автосервис не может быть удален от места жительства потерпевшего или места ДТП более чем на 50 км.
Станции-партнеры страховщика
Право выбора станции ремонта оставили за потерпевшим, правда с оговоркой, что он присутствует в списке партнеров страховщика. Тем не менее автовладелец сможет отремонтировать свою машину на любой другой станции по письменному согласованию со страховой компанией.
Дилерский ремонт
Что касается машин, находящихся на гарантии меньше двух лет, то тут страховщик должен будет организовать ремонт у официального дилера. В случае отсутствия подходящей станции в списке партнеров страховой и несогласия владельца «чиниться» в другой мастерской, выплата будет в деньгах.
Гарантия на ремонт
Гарантия на ремонт по новому закону составит полгода, на кузовные и лакокрасочные работы — один год. При этом страховая будет нести ответственность за ремонт. В случае, если на страховщика будет поступать много жалоб по организации ремонта, Банк России сможет ограничивать право компании на натуральное возмещение, и страховщик будет рассчитываться с потерпевшим в деньгах.
«Гармошки» будут «разруливать» страховщики
Законом предусматривается распространение системы прямого возмещения убытков (ПВУ) на коллективные столкновения при столкновении более двух машин. Отныне вопросы взаимодействия с другими компаниями будет решать страховщик, а не автовладелец.
Износ деталей
При натуральной выплате в ОСАГО потерпевшему теперь не придется доплачивать за износ запчастей из собственного кармана: разница в стоимости новой и бывшей в употреблении детали будет вычитаться из выплаты.
Старые полисы действуют по старой схеме
После вступления нового закона в силу все полисы ОСАГО с не истекшим сроком страхования остаются действительными до указанной в них даты. Отмечается, что при желании прежний полис можно обновить, заключив новый. При этом автовладелец потеряет как минимум 23% от стоимости старого полиса (расходы страховщика на ведение дел).
Почему страховщики рады, а автомобилисты не очень?
Эксперты «Реального времени» в оценке нового закона разошлись. Страховщики оценивают новый закон как благо, но в то же время не исключают вариантов мошенничества. Автомобилисты относятся к нему далеко не так позитивно.
Дамира ХАЙРУЛЛИНА, Александр ШАКИРОВ
Реальное время
№ --- | 02.05.2017