17.08.2011 Экономика
С рынка регулярных авиаперевозок хотят выдавить мелкие компании
Росавиация намерена запретить выполнять регулярные магистральные рейсы авиакомпаниям, имеющим менее 20 однотипных самолетов. Из-за ужесточения сертификационных требований под запрет совершать регулярные перевозки попадет большинство российских авиаперевозчиков и все авиакомпании нашей республики, в том числе и АК "Татарстан".
Предложение Минтрансу РФ внести изменения в сертификационные требования к авиакомпаниям размещено на сайте Росавиации. Это ведомство заявляет, что компании, имеющие менее 20 однотипных лайнеров, могут выполнять только региональные и чартерные рейсы. По расчетам специалистов, таким количеством воздушных судов оперируют 15 крупнейших российских авиакомпаний, выполняющих девяносто процентов всех авиаперевозок страны. А всего в России насчитывается 150 авиакомпаний. Однако аналитики утверждают, что 20 однотипных самолетов в своем парке имеют вовсе не 15 перевозчиков, а всего четыре. Это "Аэрофлот", "Трансаэро", "Utair" и "Сибирь" (S7 Airlines).
Татарстанские авиаперевозчики предполагают, что поводом для столь неожиданных идей Росавиации послужил крах авиакомпании "Континент" (которая начала осуществлять магистральные перевозки лишь несколько месяцев назад), а также "Крас Эйр". Но авиаторам непонятно, почему банкротство этих небольших компаний и невыполнение ими своих обязательств перед пассажирами должны приводить к запрету работы десятков добросовестных перевозчиков.
- Я занимаюсь межрегиональными перевозками, но вынужден распродавать самолеты "Л-410", так как от их эксплуатации убытки, - говорит владелец и глава ОАО "Казанское авиапредприятие" Магомед Закаржаев. - Межрегиональные перевозки должны дотироваться федеральным бюджетом, но дотаций давно уже не выделяют. А если значительно повысить тарифы, то кто тогда будет летать? В результате сокращения до минимума количества авиакомпаний контролирующим органам проще будет проводить мониторинг, но надо думать еще и о последствиях. Сейчас только благодаря небольшим компаниям установлены доступные для пассажиров цены на авиабилеты.
Председатель совета директоров группы компаний "Тулпар" Азат Хаким предполагает, что ужесточение сертификационных требований приведет к большим проблемам с межрегиональными перевозками прежде всего на Дальнем Востоке и Крайнем Севере.
- Туда крупные авиакомпании не любят летать, полеты осуществляют в основном авиаперевозчики, у которых как раз и нет 20 однотипных самолетов, - говорит Азат Хаким. - Что касается наших местных компаний, то возможность пополнить свой парк есть только у "Ак Барс Аэро". Я думаю, что к тому времени, когда Минтранс РФ примет решение, "Ак Барс Аэро" купит самолетов столько, сколько надо для регулярных рейсов.
А вот по мнению руководителя Татарстанского управления Росавианадзора Минтранса РФ Шавката Умарова, ужесточение сертификационных требований вызвано прежде всего тем, что маленькие компании порой не в состоянии обеспечить безопасность пассажиров и хороший сервис, а также выплачивать достойную зарплату пилотам.
- Но я думаю, что масштабная акция по изменению правил пассажирских перевозок не будет проводиться одномоментно - в короткие сроки. Перевозчикам дадут время на приобретение однотипных лайнеров, - надеется Умаров.
Между тем аналитики считают, что воплощение идеи Росавиации приведет к уничтожению конкуренции в авиаперевозках и установлению монополии крупнейших авиакомпаний, прежде всего Аэрофлота. Следствием образовавшейся монополии станет повышение цен и сокращение рейсов. Такая же ситуация с недоступностью авиатранспорта была в 90-е годы прошлого века.