• 07.04-04.06 Спектакль "Мэхэббэт FM / Мэхэббэт FM". Театр им. Г.Камала
  • 17.05 Гала-концерт Вагаповского фестиваля. ГБКЗ им. С.Сайдашева 18:30
  • 24.05 "Мастер и Маргарита". КСК "Уникс" 19:00
  • 28.05-29.05 Спектакль "Правильное мышление". Концертный зал "Экият"
Дни рождения
  • 15 Мая Искандер Муфлиханов
  • 15 Мая Андрей Лобов
  • 16 Мая Тимур Бильданов
  • 19 Мая Ринат Билалов
  • 19 Мая Фирдаус Кабиров
  • 21 Мая Метрополит Феофан
  • 21 Мая Фарит Бикчентаев
  • 22 Мая Раузил Хазиев
  • 22 Мая Фарит Мухаметшин
  • 22 Мая Альберт Мавликов
  • Казань. Требуется водитель категория "Д ". возраст до 50 лет тел.89871800729
  • Казань услуги Грузчики, Газели! 24/7. 89196271171
  • Сдам 1 комнатную квартиру ул.Павлюхина д.108б, +79196235777, собственник
  • Продаю пчёл в ульях тел.89376168719
  • Продается1ком.квартира2 этажном доме на 1ом.этаже.Актаныш ул.ленина.тел.89274983213.
  • Сдам 2х комнатную квартиру по улице ак. Глушко (Азино),порядочной семейной паре, рядом остановка, торговый центр Мега,садик,школа, спортивный комплекс Ак буре, очень хорошее расположение. В квартире все есть для проживания. Мебель техника. Иностранцев прошу не беспокоить ! 16500+ ку. 89276725927 собственник.
  • Продается земельный участок в центре Актаныш под строительство. 89372942434
  • Продатся тушка утки халяль 3кг900г, кг 350 руб. Казань, 8 927 40 592 02
  • Продаю пчёл в ульях (20семей) Пестречинский район тел.89376168719
  • Продается дом. Актанышский район. В хорошем состоянии. Недорого. 89372979649
Пресс-инфо
Татпресса.ру
Вести-Татарстан
Татар-информ
TatCenter.ru
Челнинские известия
Коммерсантъ
Казанские ведомости
Реальное время
Казанский репортер
 
26.09.2019 Общество

«Неотъемлемая часть образования — это воспитание»: как купировать подростковую жестокость?

Информация о случаях агрессивного поведения детей стала неотъемлемой частью новостных лент информационных агентств России. И недавний инцидент в Нижнекамске, когда подросток оттаскал за волосы женщину, лишь дополнил печальную серию подобных случаев. Тревожные сигналы уловили и в казанском Кремле. Так, президент Татарстана Рустам Минниханов накануне в Послании Госсовету РТ признал, что власти республики недорабатывают вопрос воспитания. «Реальное время», обратившись к экспертам, попыталось выяснить, откуда растут уши подростковой жестокости и как решить эту проблему.

 По следам Нижнекамска

Накануне президент Татарстана Рустам Минниханов в своем Послании поставил четкую, но непростую задачу — усилить воспитательную работу в системе образования.
 
— Неотъемлемая часть образования — это воспитание, — обратил внимание глава республики. — К сожалению, здесь мы недорабатываем. Особенно в части своевременного выявления детей, находящихся в социально опасном положении и трудной жизненной ситуации.
 
Обращаясь к чиновникам от Министерства образования и науки РТ, педагогическому сообществу и родительским комитетам, он потребовал «принять необходимые меры по совершенствованию воспитательной работы». По его словам, умелое, тактичное формирование преподавателями, особенно классным руководителем, в сознании ребенка традиционных ценностей — залог становления личности.
 
Отметим, за несколько дней до Послания в Интернете появилось видео, как в Нижнекамске 13-летний подросток избивает женщину на спортплощадке. Оказалось, что паренек вымогал деньги у ее сына, и женщина вступилась за своего мальчика. Как выяснила полиция, этот случай вымогательства — далеко не первый: школьник на протяжении длительного времени требовал с младшеклассников деньги, угрожая физической расправой. В пресс-службе МВД Татарстана сообщили, что подросток проживает в полной семье. Отец мальчика состоит на учете как правонарушитель в сфере семейно-бытовых отношений. А ребенок поставлен на наблюдение с диагнозом «смешанное расстройство учебных навыков».
 
На днях правоохранители сообщали о колумбайнерах, готовивших расправы в альма-матер. До этого Казань обсуждала жестокое избиение 16-летнего юноши группой сверстников в микрорайоне Азино (позже этот случай «Реальному времени» прокомментировал министр по делам молодежи Дамир Фаттахов). Также в информационное поле периодически поступают сообщения о пресловутом «АУЕ». К сожалению, случаи агрессии подростков — далеко не единичны. И власти республики, видя эти тревожные сигналы, озаботились проблемой подростковой жестокости и воспитания.
 
«Пока мы должны исходить из того, что у нас есть»
 
Минниханов, озвучивая проблему воспитания, в первую очередь обратился к чиновникам, курирующим образование. В свою очередь первый заместитель министра образования и науки РТ Андрей Поминов сообщил корреспонденту «Реального времени», что для решения этого непростого вопроса нужно подходить комплексно. И с каждым ребенком требуется работать индивидуально.
 
— С моей точки зрения, нужна индивидуализация в подходах к воспитательной деятельности, — подчеркивает Поминов. — Всех сейчас нельзя построить в строй и заставить ходить одинаково. Очень много разных групп и студентов, и школьников. Нужно проводить оценку и с каждой группой, с каждым ребенком, школьником, студентом работать по возможности индивидуально.
Эту работу, по его словам, требуется «раскладывать на составляющие». Он не исключает и увеличение ставок в школе.
 
— Но пока мы должны исходить из реальности, из того, что у нас есть на данный момент, — констатирует чиновник.
 
«Школа должна воспитывать, но…»
 
Зато в педагогической среде смотрят на проблему иначе. Как считает директор казанской школы «СОлНЦе» Павел Шмаков, подобные инциденты — результат того, что школа перестала выполнять воспитательную функцию.
 
— Подобные ситуации с детьми — это следствие того, что у нас в стране звучала мысль о том, что школа — это сфера услуг, как парикмахерская, — говорит Шмаков. — Если во времена Ушинского, да и еще буквально 50 лет назад школа воспитывала детей, сейчас считается, что школа дает знания. Это, с моей точки зрения, глубочайше порочная мысль. Школа должна воспитывать, но большинство школ этим не занимаются, потому что в государственной политике школа устранилась от воспитания детей, и это ужасно.
По его мнению, нужно как можно скорее начать воспитательную работу в школах.
 
— Сейчас школа — это то место, где учителя можно заменить роботом, в школе дети узнают, сколько будет дважды два и что такое числовой логарифм. Это вина государства, а не вина учителей. Но учителя об этом молчат, поэтому в какой-то степени тоже разделяют вину, — отмечает директор.
 
Он обратил внимание и на такой факт: школам запрещено привлекать детей к труду, не предусмотренному образовательными программами. И корень проблемы — не в детях, а во взрослых и системе государственного образования.
 
— Мы считаем, что лучше зарабатывать деньги и писать законы, вместо того чтобы в первую очередь использовать хорошо забытое старое. В России всегда перед учителем и врачом шапку снимали, сейчас этого нет. Можно улучшать то, что было, но нельзя от этого отказываться совсем, — резюмирует педагог.
 
«Все проблемы — из семьи»
 
Уполномоченный по правам ребенка в РТ Гузель Удачина призывает больше работать с родителями.
 
— Я глубоко убеждена — все проблемы, и более серьезные, и менее серьезные, из семьи. Прежде всего, это семья — мама, папа, окружение, те ценности, которые они воспитывают в своих детях. Это самая главная профилактика и прививка от любого неправильного, деструктивного поведения детей, — отметила в разговоре с «Реальным временем» Гузель Удачина, подчеркнув, что, к ее глубокому сожалению, далеко не все родители по-настоящему компетентны в вопросах воспитания.
Эффективно помочь родителям найти подход к ребенку и грамотно донести до него «что такое хорошо, а что такое плохо» могут лишь квалифицированные педагоги и психологи. И дело здесь отнюдь не в том, что родители плохие или недостаточно любят своих детей, а в овладении наукой воспитания. И контакт профессионального сообщества с семьей должен происходить, по мнению собеседницы интернет-газеты, именно на базе школы.
 
Однако она согласилась с предыдущими спикерами, отметившими уход школы от воспитательной функции.
 
— Конечно, в свое время из школы ушла воспитательная составляющая. Но последний федеральный закон «Об образовании в РФ» в новой редакции как раз четко определил за школами, образовательными организациями две функции — образовательную и воспитательную. И она четко возложена на образовательные организации. А вот то, каким образом этот компонент должен реализовываться, если чего-то не хватает — где-то ставок, где-то часов, методических рекомендаций — это уже другой вопрос, и не менее важный, — рассказала детский омбудсмен.

Ольга ГОЛЫЖБИНА, Тимур РАХМАТУЛЛИН
Реальное время
№ --- | 26.09.2019
Реальное время печать

▲ Наверх
Бренд-инфо
Книжные новинки
Энциклопедии
Камаловский театр
Татарская госфилармония
Фестиваль им. Рашита Вагапова
Национальный музей РТ
Шаян ТВ
Татаркино
ДУМ РТ
ЕлМай
Комиссия при Президенте РТ по вопросам сохранения и развития татарского языка
«Элита»
Piter.tatar
Архив