поиск новостей
  • 17.04-28.04 Мечтатель. Театр Тинчурина, 17:00
  • 26.04 И в cтарости, и в радости! Театр Тинчурина, 18:30
  • 09.06 Баста. Первое стадионное шоу в Казани. Стадион "Ак Барс Арена" 20:00
Дни рождения
  • 26 Апреля Николай Путилин
  • 29 Апреля Нико Капанен
  • 01 Мая Андрей Кондратьев
  • 01 Мая Хамза Багманов
  • 01 Мая Фатих Сибагатуллин
  • 01 Мая Владимир Батраков
  • 01 Мая Римма Ратникова
  • 02 Мая Руслан Козлов
  • 02 Мая Татьяна Забегина
  • 03 Мая Гузель Вахитова
  • Сдается 1 ком.квартира мусульманской семье на длительный срок в ЖК Салават купере. Только граждане России. 89509488227 собственник ( не риелтор!!!!!)
  • Сдается 2-х комнатная квартира по ул. Ф.Амирхана порядочной семье на длительный срок. В квартире есть мебель, рядом остановка, магазины, рынок. Только граждане РФ без животных!!! 8-965-584-66-30 собственник.
  • Сдaётcя посуточно уютнaя однокомнатная кваpтирa в новом доме на улице Павлюхина, 110. Рядом торговый центр Kazan Mall. 89172977220
  • Здравствуйте! В преддверии весеннего праздника принимаю заказы на бенто торты и капкейки по приятным ценам. Буду рада стать частью вашего торжества! Город Казань. 89377708700 Динара. (Ватсап)
  • Продается двухкомнатная квартира в Челнах. Новый город, 30 комплекс. Хорошая планировка (распашонка), 52 кв.м. Теплая. В хорошем состоянии. Продает хозяин. Тел. 8-9631571216
  • Сдам комнату в общежитии по улице Хлебозаводская д. 6 чистоплотной, порядочной девушке. 89033060513
  • Сдается 2- х комн. Квартира порядочной семье на длительный срок. ЖК Салават купере. В квартире есть мебель для проживания. 89509488227 собственник.
  • На долгий срок сдается комната в общежитии на улице Бр.Касимовых 22/7 (пересечение с ул.Мавлютова). Имеется вся необходимая мебель, холодильник, стир.машина. Рядом метро, рынок, магазины. Подробности по телефону: 89274406462
  • Продается 3-комнатная квартира на проспекте Мира в Набережных Челнах. В квартире есть все удобства. Рядом с домом расположены школы, детские сады, магазины, аптеки, сквер Г. Тукая. Цена невысокая. Контактный телефон: +79872651909.
  • Сдaётcя посуточно свeтлая, уютнaя двуxкомнатная кваpтирa на улице Чистопольская. Рядом Aквaпapк Ривьера и Тaтнeфть Аpeна. В шаговой доступности оcтaновкa oбществeннoгo трaнспортa и неoбходимые магaзины и кaфе. В пешей доcтупнoсти ЗАГС-Чаша, Ак Баpc Apeнa, двoрец вoдных видов спорта. Ближайший торговый центр ХL, Парк Хаус, Тандем. Ждем гостей нашего города. Подробности по телефону 89272437185. Собственник.
Пресс-инфо
Татпресса.ру
Вести-Татарстан
Татар-информ
TatCenter.ru
Челнинские известия
Коммерсантъ
Казанские ведомости
Реальное время
Казанский репортер
 
07.02.2021 Культура

Почему нельзя ставить спектакль «с холодным носом»

12, 13 и 14 февраля в ТГАТ имени Г. Камала пройдет премьера второй части документального спектакля «Хуш, авылым. Хыял» («Я не вернусь. Мечты»). Его автор и режиссер Айдар Заббаров, собирая материалы по умирающим татарским деревням, изначально планировал сделать одну классическую постановку. Но потом понял, что столько материала в два-три часа спектакля не уместить. Решено было делать премьеру в два захода. В первой части зрителю рассказали истории живших в 30—70 годах прошлого века. «Хыял» охватит период от 80-х годов до наших дней. О секретах второй части постановки и прелестях малой сцены для большой работы «Реальному времени» рассказал номинант «Золотой маски» 2018 года режиссер Айдар Заббаров.

О чем гудят провода
 
— Айдар, вы родились в Набережных Челнах, но после просмотра первой части «Хуш, авылым» возникло ощущение, что вы всю жизнь прожили в деревне — такое знание вопроса.
 
— Мои бабушки и дедушки жили в деревнях, поэтому каждое лето я проводил у них. Впечатления детства, подросткового периода обычно настолько яркие, что запоминаются на всю жизнь. Одна бабушка у меня работала сельской учительницей в Алькеевском районе, поэтому много внимания уделяла воспитанию.
 
— В какой момент вам пришла идея спектакля об умирающих деревнях? Что навело на мысль, задело?
 
— Когда я ребенком приезжал в деревню, видел, как и чем она живет, как весело там бывает. Здесь прошла и молодость родителей, и еще два-три поколения видели расцвет деревни — примерно до нулевых годов, по моим наблюдениям. На моих же глазах начало все разрушаться — один, два дома заколотили окна, потом все больше... Люди стали уезжать — нет работы и денег, земли начали арендовать крупные холдинги, где не требуется большой штат. Конечно, это не произошло в один день. Лет восемь назад я приехал в деревню на похороны бабушки. Вечером вышел на улицу. И если раньше здесь звучала музыка, гармошки, то в тот раз в полной тишине только гудели провода… Очень меня это резануло. А во время пандемии мне отправили видео, на котором деревенский мужчина поет под гармошку песню. Вот тогда я и решил действовать.
 
Лет восемь назад я приехал в деревню на похороны бабушки. Вечером вышел на улицу. И если раньше здесь звучала музыка, гармошки, то в тот раз в полной тишине только гудели провода… Очень меня это резануло
 
— С чего начали? Так взяли и поехали?
 
— Буквально за четыре минуты накидал концепцию, какие вопросы хочу задать и на что найти ответ. Театр для меня — это не текст и мизансцены с артистами. Для меня это исследование, изучение себя. Будь то Шекспир, Чехов, Островский или Туфан Миннуллин — в их произведениях все равно ищешь себя, смотришь сквозь призму своего времени.
 
— Когда вы ставили «Беглеца» по повести Льва Толстого «Казаки», тоже смотрели на происходящие там события и героев с точки зрения современности?
 
— Конечно, делать «про кого-то» — невозможно. То есть нельзя ставить спектакль «с холодным носом», думая, что если не мне, но кому-то, возможно, понравится. Если тебя не цепляет, если не исследуешь собственное «я», свое окружение — даже начинать бессмысленно, спектакль обречен на провал.
 
— Даже если вы стремитесь к классической постановке с целью показать историческую достоверность?
 
— Много театров так и поступают. Но я за проявление театра в самых разных жанрах и ипостасях. Мне же такой театр, строго следующий канонам без оглядки на современность, неинтересен, я — все же исследователь.
 
Для кого не закончилась изоляция
 
— Так на какие же вопросы вы искали ответ в своей работе?
 
— Задумка пришла во время самоизоляции. Но мы, городские жители, понимали, что еще месяц-два — и мы снова выйдем на кипящие движением и событиями улицы. А в деревне? Так, в полной изоляции от мира, люди живут десятилетиями! Я знаю деревни, в Татарстане их много сейчас, где осталось по одному дому и одному жителю — о чем они думают, как справляются с одиночеством, что заставляет их там оставаться?
 
— Сколько деревень вы объехали в поисках своих героев?
 
— Около двадцати пяти. Мы ездили во всех направлениях от Казани: Буинский и Алькеевский, Арский и Агрызский районы, Камское Устье и Верхний Услон.
 
Делать «про кого-то» — невозможно. То есть нельзя ставить спектакль «с холодным носом», думая, что если не мне, но кому-то, возможно, понравится. Если тебя не цепляет, если не исследуешь собственное «я», свое окружение — даже начинать бессмысленно, спектакль обречен на провал
 
— Я так понимаю, вы были не один?
 
— Да, была небольшая команда, вчетвером сначала. Нам очень помог работавший с нами Динар Хуснутдинов, актер Альметьевского драмтеатра. Он снялся в фильме «Ак чэчэклэр», который накануне нашей поездки показали по ТНВ. Этот телеканал все смотрят в деревнях. Как только мы стучались в дом и хозяева видели экранного героя, все двери перед нами распахивались, на столе появлялся чай, а рассказчик не боялся камер и осветительных приборов. Позже к нам присоединилась журналистка Гульчачак Шайхутдинова, она уже самостоятельно добывала материалы в Пестречинском и других направлениях.
 
В малом зале — как дома в деревне
 
— Когда вы поняли, что материала слишком много и он не умещается в рамках отведенного времени?
 
— Мы делали прогон первой части, это вылилось в четыре часа. Тогда и поняли, что зрители просто не успевают перестроиться с одного героя на другого. Спектакль не может идти все время на пике, на повышенных тонах, у него есть свои спады и взлеты. Я все время ставлю себя на место зрителя. Во время прогона я «подключался» к каждому герою-рассказчику и понял, что больше двух часов я просто не выдерживаю — эмоционально выгораю. Понял, что для комфортного восприятия нужно спектакль разделить на двухчасовые части.
 
— Не будет ли сложностей с двухчастным спектаклем во время гастролей, показа на фестивалях?
 
— Мы пока не думали об этом. В апреле планируем вывезти его в драматический театр Набережных Челнов. Там и посмотрим.
 
— Не во всяком театре есть малая сцена. Не потеряется ли спектакль на большой сцене? И почему вы выбрали именно такой, камерный зал?
 
— Донести до зрителя все то, о чем мы говорим, — вот задача. Мне хотелось доверительного разговора с каждым. Пусть, выходя из театра, человек почувствует, будто только что побывал в родном доме, на своей малой родине, отдохнул с друзьями, живущими там, выпил чаю, спел любимую песню. Да, на большой сцене этот спектакль потеряет свое очарование, я изначально ставил его для небольшого зала. Собственно, в автограде не такой уж большой зал, так что, думаю, все пройдет отлично.
 
Детство Мухаммета Магдеева и бабушкина «Ай, былбылым»
 
— Рассказы своих героев вы перемежаете небольшими сценами-постановками из произведений татарских писателей. Связки смотрятся очень гармонично, но не нарушают ли они документальности постановки?
 
— Ни в коем случае. Мы использовали отрывки из воспоминаний, дневников писателей и поэтов. Так, например, в первой части мы показали отрывок из воспоминаний о военном детстве писателя и литературоведа Мухаммета Магдеева. Это та сцена, как четыре подростка мечтали попасть на театральную постановку в соседней деревне, но у них не нашлось по 10 рублей. И это ведь было, только рассказано нам классиком.
 
— Много архивных фотографий вы показываете на сцене за спинами героев. Где искали их?
 
— Мы делали запросы в разные музеи республики, нам присылали их из фондов.
 
— А музыка? После описанной вами сцены о мальчишках звучит «Ай, былбылым» — явно непрофессионально, но так с душой исполненная...
 
— Да это бабушка поет деревенская. Мы ведь такой клад из своей экспедиции привезли — аудио-, видео-, фотодокументы. Кстати, собравшись с актерами, а я заранее знал, кто будет участвовать в постановке, мы просматривали весь материал. И здесь каждый артист выбирал историю, которая ему ближе, героя, которого он сможет воплотить со всей достоверностью. Собственно, так и распределялись роли. Кстати, все актеры — молодежь, им пришлось здорово поработать, чтобы перевоплотиться в 95-летних стариков и бабушек.
 
Четыре морковки и антракт-сюрприз
 
— Получилось очень правдоподобно. Наверное, во второй части будет проще — там будут люди уже не пожилые, больше зрелые или даже молодые, ваши ровесники. Над второй частью вам проще было работать? Время-то практически наше, конец 90-х, нулевые, десятые?
 
— И проще и сложнее одновременно. Поскольку мы опираемся не только на свидетельства современников, но и на свой опыт — да, легче. С фотоматериалами тоже — мы будем использовать фото наших родителей. Но с другой стороны — о начале прошлого века написано столько книг, есть столько воспоминаний, разных, спорных и интересных. Здесь вроде все понятно. О нашем времени воспоминаний пока нет, есть свидетельства — порой противоречивые, есть собственное мнение и миропонимание. Нужно выбирать, «фильтровать» то, о чем рассказываешь. Ведь здесь мы все свидетели.
 
О нашем времени воспоминаний пока нет, есть свидетельства — порой противоречивые, есть собственное мнение и миропонимание. Нужно выбирать, «фильтровать» то, о чем рассказываешь. Ведь здесь мы все свидетели
 
— Актерский состав во второй части не меняется?
 
— Нет, нас снова ждут перевоплощения.
 
— Какие еще сюрпризы вы подготовили в «Хуш, авылым. Хыял»?
 
— Приходите на премьеру и увидите. Вы узнаете, например, что ждет одного из героев за хищение четырех морковок с фермерского поля, уже в нулевые. Еще скажу — антракт будет очень необычным. Это сюрприз.
 
Автор: Анна Тарлецкая
Фото: Максим Платонов
 
 

---
Камаловский театр
№ --- | 07.02.2021
Камаловский театр печать

▲ Наверх
Бренд-инфо
Книжные новинки
Энциклопедии
Камаловский театр
Татарская госфилармония
Фестиваль им. Рашита Вагапова
Национальный музей РТ
Ханский дом
Шаян ТВ
Татаркино
Комиссия по вопросам сохранения, развития татарского языка и родных языков народов, проживающих в РТ
«Элита»
Театр Тинчурина
Архив