• 27.08-24.10 Маша и три медведя. ГБУ Казанский Театр Юного Зрителя
  • 01.10 Руки Вверх. Татнефть Арена 20:00
  • 26.10 Любовь и голуби. Филармония им. Г.Тукая 19:00
  • 06.12 Сирена и Виктория. КСК "Уникс" 19:00
Дни рождения
  • 22 Сентября Рушан Сахбиев
  • 23 Сентября Аделя Конюшева
  • 25 Сентября Марат Гатин
  • 27 Сентября Сария Сабурская
  • 01 Октября Чулпан Хаматова
  • 02 Октября Рамиль Тухфатуллин
  • 02 Октября Рафис Хабибуллин
  • 02 Октября Игорь Марченко
  • 03 Октября Лия Сергеева
  • 03 Октября Марсель Галимарданов
  • Продаю макулатуру примерно свыше 2х тонн в.т.ч газетная,ПВХ и упаковочной пленки. Франко склад из Арска Тел.для справок:8987-28-39-184
  • Услуги ассенизатора. КАМАЗ-10 кубов. 89172681882. Откачка и вывоз жидких бытовых отходов, выгребных ям, септиков, уличных туалетов, колодцев. Аварийная откачка. Шланги 40 метров.
  • Продается земельный дачный участок, 7 соток, СНТ-11 (Авиастроительный район). Вода, электричество есть, газ планируется завести. Плoдoносящие деревья и кустарники. Прекрасное место для активного и семейного отдыха. Есть возможность сделать пруд. До сада хорошая асфальтированная дорога. Подьездные пути удобные, может заехать даже грузовик! Снт стремительно развивается благодаря председателю, что важно для дачников! Рядом автобусная остановка. Цена 500 т. Тел: 89274031387
  • Продаем комнату 18 кв м в центре Казани. Цена 1 миллион 500т. Тел. 89272406778
  • Продаётся дом в деревне Кошлауч Арского района,60 км.от Казани. Тел.89377780109, 89046677056(ватсап)
  • Сдаю 2-комнатную квартиру на длительный срок на ул. Четаева (Ново-Савиновский район). Рядом торговый центр ХL, Дворец водный видов спорта, спорткомплекс "Олимп", развитая транспортная инфраструктура. Собственник. Т: 89272437185 (ватсап)
  • ищу квартиру/студию ближе к центру на длительный срок. Чистоту, порядок и своевременно оплату гарантирую. До 15 тыс. 89047179422
  • В Казанский филиал ФГБОУ ВО "Волжский государственный университет водного транспорта" требуются: специалист по учебно-методической работе, библиотекарь, мед.сестра, инженер по ОТ и ЧС. Тел.528-29-88
  • В городе Казани сниму 1комнатную квартиру для субаренды,на длительный срок. Порядок, чистоту, своевременную оплату гарантирую. Тел. 89179060102. 89274868157.
  • сдаю свою 1-комнатную квартиру на длительный срок. Казань, Юдино. На комфортном 8-ом этаже. Вся необходимая мебель есть. Оплата ежемесячная, 12 000? (аренда, квартплата вместе). Обращаться: +79297233072.
Пресс-инфо
Татпресса.ру
Вести-Татарстан
Татар-информ
TatCenter.ru
Челнинские известия
Коммерсантъ
Казанские ведомости
Реальное время
Казанский репортер
 
18.05.2021 Интернет

Краш: почему подростки снимают «ТикТоки» о преступнике, напавшем на казанскую гимназию

В социальных сетях появляются ролики 12-15-летних девочек, посвящённые 19-летнему Ильназу Галявиеву, устроившему вооружённое нападение на казанскую гимназию № 175, в результате которого погибли девять человек.

Особенно много видео в сети TikTok. Преступника девочки называют своим «крашем». На сленге в соцсетях «краш» означает человека, в которого говорящий влюблён. Слово берёт начало от английского неформального выражения to have a crush on somebody, что означает «безумно влюбиться в кого-либо». 

Так что в своих роликах подростки, по сути, признаются убийце в любви. По этическим причинам «Казанские ведомости» не будут публиковать эти видео, однако найти их в TikTok не составит труда. Кроме того, начали появляться «фан-страницы» нападавшего и в других соцсетях, с его фотографиями из зала суда. На некоторых страницах в описании указано, что владелец аккаунта не оправдывает страшный поступок, но опять же — называет преступника «крашем».
 
В других роликах девочки-подростки говорят о «хейте» и «буллинге». Hate («хейт») с английского переводится как ненависть и в сленге используется для обозначения необоснованных, по версии говорящего, нападок в чьей-то адрес. Bulling («буллинг») используют как синоним слов «издевательство» и «терроризировать», и применяют для обозначения нападок в каком-либо коллективе, чаще всего в школе. Слово bulling является производным от существительного bully, что в английском сленге используется для обозначения школьных хулиганов. Таким образом, авторы роликов пытаются связать школьные нападки, ненависть в сети с нападением на гимназию № 175 в качестве мести. Нередко они намекают, что «хейт» и «буллинг» происходят и в отношении них.
 
Романтизация как привлечение внимания
 
Заведующий кафедрой медицинской и общей психологии Казанского государственного медицинского университета, известный советский и российский психиатр Владимир Менделевич напоминает, что в социальных сетях таких пользователей с видеозаписями меньше, чем тех, кто глубоко переживает трагедию и осуждает действия нападавшего.
 
«Когда я написал пост, там был один очень интересный комментарий. Что „есть сосед мой, я с ним сталкиваюсь, у него психологические проблемы“, и он [автор комментария] сказал, что если его будут продолжать терроризировать, буллингом заниматься те, кто живет рядом, где-то ещё в учебном заведении, то он бы с удовольствием взял автомат и расстрелял их всех», — делится Менделевич.
 
Такова, по мнению эксперта, первая группа людей, которые по сути в некоторой степени оправдывают страшный поступок. А вторая группа — те, кто на любом громком явлении хотят привлечь внимание к самим себе. Это связано в том числе и с особенностью подросткового периода — делать «на потребу».
 
Все хотят быть замеченными, все хотят быть в центре внимания. Хотелось бы им, чтобы с ними считались, чтобы их комментировали и лайкали. Всё, что вы описываете, у меня не вызывает вопросы, и для меня совершенно понятно — подростки именно так и реагируют. Это взрослый человек, который может соотнести трагедию со всем остальным, знает, что можно говорить, что нельзя, а подросток не думает об этом.
 
— психиатр Владимир Менделевич
Заявления об обидах в данной ситуации тоже могут стать инструментом для привлечения внимания, отмечает доцент кафедры клинической психологии и психологии личности Ильдар Абитов. Но эксперт также подчёркивает, что пока следствие не делало заявлений о том, что нападавший был жертвой травмы.
 
«Может быть, это связано с реакцией подражания. Для подростков очень важно находиться в центре внимания других людей, отражаться в глазах других людей. Известность этого человека может быть поводом для того, чтобы попытаться к нему приобщиться, к его персоне, к тому, что о нём известно, для того чтобы тоже как-то повысить свой престиж, интерес к себе», — говорит Абитов.
 
Маловероятно, что в этой ситуации возникает некий культ личности, уверен он. В первую очередь на такие поступки авторов роликов толкает подростковый период. А точнее — кризис подросткового периода.
 
«12-13 лет — это кризис подросткового возраста. В кризис свойственны социальные переживания для детей, а тут уже получается, что писали те девочки, у которых психологические травмы получены, как я поняла, в семье или в школе, и они просто-напросто проводят параллель», — рассуждает эксперт по деструктивным организациям, психолог Ирэн Боброва.
 
Раз ребенок транслирует свои переживания во вне, значит он хочет, чтобы об этом узнали. В этом случае необходима помощь специалистов. Однако эксперт считает, что помощь должна была оказываться еще до роликов и постов в соцсетях — необходима профилактика.
 
Слушать и слышать
 
Боброва напоминает, что не всегда подростки выставляют свои проблемы на всеобщее обозрения — многие не хотят выносить проблемы и травмы, но хотят быть понятыми, ищут внимание в свою сторону. Для них существует бесплатный и анонимный детский телефон доверия, отмечает эксперт, и они должны знать о такой возможности выговориться.
 
Необходимо работать в том числе и с родителями, говорит психолог, а с детьми — с начальных классов. В этом случае необходимо действовать на опережение, так как проблемы можно выявить уже в 5-6 лет. Даже в детском саду можно проводить профилактику: диагностику — какие установки несёт в себе ребёнок. А в случае со взрослыми необходимо повышать их грамотность в плане воспитательных процессов.
 
«Важно научиться слушать и слышать», — подытожила Боброва.
 
Менделевич в этой ситуации подчеркивает, что такие действия подростков нужно морально осуждать. Но важно помнить, что человек, высказывая свое мнение в социальных сетях, выставляет себя напоказ и подвергает риску получить негативную реакцию — комментарии и дизлайки. Эксперт заявил, что молодой человек должен учиться дискутировать — так он в процессе начнет понимать, как его сверстники относятся к его видению трагедии.
 
Не нужно в срочном порядке запрещать подобное, но сверстники должны высказывать свою точку зрения, отмечая, где добро и где зло. Он предлагает разобрать этот случай в каждой школе и в каждом классе — в виде беседы с психологом или с учителем, которому доверяют дети. И тогда взрослый может аккуратно подвести их к понятиям человеческих ценностей.
 
«Замалчивать или давать только информацию, которую мы считаем правильной, без дискуссии — это не верно. Дело в том, что можно предполагать, что к этой трагедии привело как раз отсутствие обсуждения. Может быть, он, конечно, болен, этот молодой человек, и тогда это всё по-другому. Но есть и другие случаи, когда в школах бывали шутинги — там все зависело от того, что люди не высказывались», — отмечает Менделевич.
 
Зачем «любить» убийцу?
 
В современном мире социальные сети являются мощным инструментом формирования общественного мнения и, как показывает практика, привлечения внимания. Трагическая ситуация не оставила равнодушным никого независимо от возраста. И вполне ожидаемо, что отношение к ней будет разниться, ибо сколько людей, столько и мнений.
 
Но факт того, что подростки используют образ жестокого преступника в попытках привлечь внимание к себе, печален вдвойне. Если другие механизмы не работают или дети их просто не видят и не знают о них, это тоже большая проблема. 
 
Фото: Фарит МУРАТОВ
 

Александр Елисеев
Казанские ведомости
№ --- | 18.05.2021
Казанские ведомости печать

▲ Наверх
Бренд-инфо
Книжные новинки
Энциклопедии
Камаловский театр
Татарская госфилармония
Фестиваль им. Рашита Вагапова
Национальный музей РТ
Шаян ТВ
Татаркино
ДУМ РТ
ЕлМай
Комиссия при Президенте РТ по вопросам сохранения и развития татарского языка
«Элита»
Piter.tatar
Архив