20.09.2011 Бизнес
Закон о такси. Игроки рынка в ожидании
До 1 января 2013 года легковые такси в Татарстане должны быть только двух цветов белого (для бизнес-класса) или желтого (для эконом-класса). Такие требования прописаны в новом законе о таксомоторных перевозках. Между тем, игроки этого рынка признались порталу TatCenter.ru, что пока не торопятся перекрашивать имеющиеся машины или покупать новые. Кто-то работает без изменений, а кто-то ждет, что закон все-таки не будет работать, ведь иначе многим владельцам такси придется уйти из бизнеса.
Напомним, первое чтение в Татарстане законопроект прошел еще 7 июля. Аналогичный Закон в России, принятый в апреле текущего года, вступил в силу с 1 сентября. Большая часть норм в таксомоторных перевозках регулируется именно федеральным законом о такси. На уровень субъектов отнесены дополнительные меры безопасности и механизм контроля. После первого чтения регионального законопроекта поступило несколько десятков поправок. В итоге ко второму чтению было внесено 20 поправок.
Согласно принятому закону, перевозки осуществляются при наличии у перевозчика специального разрешения, выдаваемого уполномоченным органом исполнительной власти. Разрешение оформляется на пять лет. Первое разрешение (как и дубликат в случае потери оригинала) можно получить бесплатно до 1 января 2013 года. Далее форму разрешения, срок его действия, порядок выдачи и переоформления, сумму оплаты и структуру реестра разрешений определяет кабинет министров республики.
Легковое такси должно быть белого (для бизнес-класса) или желтого (для эконом-класса) цвета, а также иметь левостороннее расположение рулевого управления. Получившие разрешение перевозчики обязаны привести свои автомобили в соответствие с требованиями цветовой гаммы до 1 января 2013 года. Как отмечают участники рынка, затраты на покраску авто, приведение его в соответствие с требованиям нового закона наверняка приведут к повышению цены за пользование официальным такси.
Таксисты обязаны иметь разрешение на осуществление перевозок, документы (путевой лист) с отметками о прохождении медицинского осмотра и проверки предрейсового технического состояния автомобиля, общий водительский стаж должен составлять не менее пяти лет, автомобиль соответствовать единой цветовой гамме, проходить государственный техосмотр каждые полгода, иметь на кузове опознавательные знаки – "шашечки", фонарь оранжевого цвета, таксометр. Контроль за соблюдением требований к организации таксомоторных перевозок осуществляется, согласно закону, путем проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок.
Административная ответственность за нарушение закона о такси вступит в силу с января 2012 года. Нелегальному "бомбиле" за неоформленную лицензию на перевозки, отсутствие желтого фонаря на крыше и несоответствующие ГОСТу "шашки" придется заплатить штраф в размере 5 тысяч рублей. Сегодня на рынке таксомоторных услуг Татарстана работают около 27 тысяч индивидуальных предпринимателей, более 50 диспетчерских служб ежедневно получают порядка 40-50 тысяч заявок. Средняя стоимость километра поездки на такси составляет 11-14 рублей.
Между тем, многие владельцы такси признались порталу TatCenter.ru в том, что работают по-прежнему и пока не собираются ни покупать новые автомобили, ни красить старые. По словам директора одного из таксопарков, если закон войдет в полную силу, то все компании, занимающиеся городской перевозкой, закроются. Есть лишь одна фирма, которая готова перекрасить свои машины, но в таком случае стоимость поездки вырастет в 3-4 раза. "В нашей стране не все законы работают. Остается надеяться, что и этот будет ждать такая участь", - отметил перевозчик.
Владелец такси "Меган" Евгений Козловский признался, что собирается учиться на ошибках своих коллег, поэтому сейчас работает без изменений. "Цены на проезд у нас итак высокие, потому что выезжают машины представительского класса. Красить их мы пока не готовы, ведь процедура эта не из дешевых - около 150-160 тыс. рублей за машину. Можно, конечно, на автомобиль наклеить специальную пленку, но получится некачественно и дорого. Только на капот придется потратить около 8 тыс. рублей ", - утверждает Козловский.
Альберт Валиуллин, директор ООО "Важные персоны":
- Пока мы не знаем, красить или покупать автомобили. 22 сентября в министерстве транспорта и дорожного хозяйства РТ пройдет собрание. Скорей всего там решим, что делать дальше. Рано говорить о том, как измениться рынок таксомоторных перевозок. У нас все машины принадлежат таксистам, как я могу заставить их перекрасить свою собственность? Это потребует от таксистов беготни в ГИБДД, к тому же покраска стоит очень дорого. Как это сделать с меньшими затратами, мы пока не решили.