23.09.2011 Общество
Меняем шило на мыло
Принести в магазин старую, ненужную вещь и взамен получить совершенно новую - призывают нас продавцы бытовой техники. Обещают, что даже за старый поломанный утюг могут скинуть цену на современный фирменный товар на 10 тысяч рублей. Главное, предупреждают продавцы, успеть дойти до магазина, пока на дворе сентябрь. А то в октябре, дескать, акция работать уже не будет.
- Это правда, что вы даже холодильник отдадите мне со скидкой, если я принесу вам один-единственный старый утюг? - спросила я, набрав телефон многообещающего магазина.
- Разумеется, - ответил приветливый голос, - и не нужно приносить пять утюгов или десять. Достаточного одного. И скидка вам может быть до десяти тысяч рублей.
После таких слов одна часть моей души впала в радостное смятение: неужели магазин примет мой старый утюг за 10 тысяч рублей? Но другая подсказывала: что-то здесь не так. Чтобы разобраться, что именно, я попросила эксперта Центра независимой экспертизы при Обществе защиты прав потребителей Валентина Волощенко пойти в этот магазин вместе со мной.
"Пойти? А зачем? - переспросил эксперт. - Нет, ходить мы никуда не будем. Все, что нас интересует, можно узнать не выходя из комнаты". Сказав это, он включил компьютер и зашел на сайт торговой сети. Там яркие изображения товаров сопровождали цифры скидок. Электрическую плитку, например, обещали отдать на две тысячи дешевле, а 3D BLU-RAY театр - на три. "Здорово же!" - не удержалась я. "Это только на первый взгляд, - возразил Волощенко. - А теперь давайте опустимся пониже на этой интернет-страничке. Я покажу вам, сколько денег на самом деле вам скинут".
На самом "дне" рекламного текста действительно оказалась таблица. А из нее следовало, что скидку в 10 тысяч рублей я получу не за любой товар, а только если куплю что-нибудь в магазине по цене свыше 70 тысяч рублей. А за товар, который стоит меньше 6 тысяч рублей, мне сбавят всего 500. Ну в общем-то и это неплохо, подумала я. Но эксперт продолжил исследование: "Представьте себе, что вы действительно хотите поучаствовать в акции по обмену старых товаров на новые. Ткните пальцем в любой товар, который вы якобы хотите получить со скидкой". Я выбрала газовую плиту за 28490 рублей. За участие в акции ее обещали отдать "всего" за 25490.
"Сравним, сколько просят за ту же плиту другие магазины", - предложил Волощенко и начал наугад открывать сайты прочих торговых сетей и интернет-магазинов. В первую же минуту он нашел ту же плиту за 26690, на другом сайте - за 25640, на третьем - за 23900 и, наконец, - внимание! - обнаружил интернет-магазин, где плитой той же модели и номера торговали по цене 17990 рублей. При этом указывалось, что в целом по стране плита эта продается по 25590! То есть, если бы я участвовала в акции, под видом скидки мне продали бы плиту по ее обычной, среднестатистической цене.
"Печальнее всего то, что, выписывая чек, продавцы могут попытаться продать вам еще и дополнительные гарантии на нее", - сказал Волощенко. "А что же в этом печального?" - поинтересовалась я. "То, что в большинстве случаев технические товары у нас только выглядят как фирменные, а на самом деле просто собраны по фирменным технологиям где-нибудь в странах третьего мира. Вы никогда не задумывались, почему техника сгорает от скачков напряжения, а сам скачок считается "негарантийным случаем"? Объяснение очень простое: товар, который продается у нас, зачастую не брендовый. Брендовый от перепадов напряжения защищен. И вообще, настоящая кухонная техника, например, не делается из пластика. Ее создают из железа".
Но как же купить настоящий, фирменный товар, да еще по "стоящей цене", без скидок на глупость, спросила я на прощание у эксперта. "Освоить компьютер и иностранный язык, - ответил он. - В интернет-магазинах зарубежных провайдеров можно купить "белую" технику по цене, которая может быть вдвое дешевле той, по которой в России продают "серую". А еще решить, действительно ли вам нужны те прибамбасы, за которые повышают цены? Ведь даже плазменный телевизор - это, по сути, телевизор с той же электронно-лучевой трубкой, которая была в старых советских "ящиках", от которых реклама советует вам избавиться".