поиск новостей
  • 20.05 Мастер и Маргарита. Филармония им. Г.Тукая 19:00
  • 27.05 Валерий Семин. Привет, весна! КСК "Уникс" 18:00
  • 31.05 Пиковая дама / Гастроли Малого театра России. Театр им. Г. Камала 19:00
  • 02.06 На всякого мудреца довольно простоты / Гастроли Малого театра России. Театр им. Г. Камала 18:00
  • 09.06 Баста. Первое стадионное шоу в Казани. Стадион "Ак Барс Арена" 20:00
  • 09.06 Баста. Первое стадионное шоу в Казани. Стадион "Ак Барс Арена" 20:00
  • 13.06-14.06 Игры БРИКС 2024. Самбо. Дворец единоборств "Ак Барс"
  • 19.06-21.06 Игры БРИКС 2024. Плавание. ДВВС
Дни рождения
  • 03 Мая Марат Сафиуллин
  • 03 Мая Светлана Захарова
  • 03 Мая Гузель Вахитова
  • 06 Мая Ренат Харис
  • 06 Мая Рашид Калимуллин
  • 07 Мая Рамиль Гарифуллин
  • 08 Мая Араик Маргарян
  • 09 Мая Олег Кузьмин
  • 10 Мая Фоат Зиннуров
  • 10 Мая Андрей Юдов
  • Сдается 1 ком.квартира мусульманской семье на длительный срок в ЖК Салават купере. Только граждане России. 89509488227 собственник ( не риелтор!!!!!)
  • Сдается 2-х комнатная квартира по ул. Ф.Амирхана порядочной семье на длительный срок. В квартире есть мебель, рядом остановка, магазины, рынок. Только граждане РФ без животных!!! 8-965-584-66-30 собственник.
  • Сдaётcя посуточно уютнaя однокомнатная кваpтирa в новом доме на улице Павлюхина, 110. Рядом торговый центр Kazan Mall. 89172977220
  • Здравствуйте! В преддверии весеннего праздника принимаю заказы на бенто торты и капкейки по приятным ценам. Буду рада стать частью вашего торжества! Город Казань. 89377708700 Динара. (Ватсап)
  • Продается двухкомнатная квартира в Челнах. Новый город, 30 комплекс. Хорошая планировка (распашонка), 52 кв.м. Теплая. В хорошем состоянии. Продает хозяин. Тел. 8-9631571216
  • Сдам комнату в общежитии по улице Хлебозаводская д. 6 чистоплотной, порядочной девушке. 89033060513
  • Сдается 2- х комн. Квартира порядочной семье на длительный срок. ЖК Салават купере. В квартире есть мебель для проживания. 89509488227 собственник.
  • На долгий срок сдается комната в общежитии на улице Бр.Касимовых 22/7 (пересечение с ул.Мавлютова). Имеется вся необходимая мебель, холодильник, стир.машина. Рядом метро, рынок, магазины. Подробности по телефону: 89274406462
  • Продается 3-комнатная квартира на проспекте Мира в Набережных Челнах. В квартире есть все удобства. Рядом с домом расположены школы, детские сады, магазины, аптеки, сквер Г. Тукая. Цена невысокая. Контактный телефон: +79872651909.
  • Сдaётcя посуточно свeтлая, уютнaя двуxкомнатная кваpтирa на улице Чистопольская. Рядом Aквaпapк Ривьера и Тaтнeфть Аpeна. В шаговой доступности оcтaновкa oбществeннoгo трaнспортa и неoбходимые магaзины и кaфе. В пешей доcтупнoсти ЗАГС-Чаша, Ак Баpc Apeнa, двoрец вoдных видов спорта. Ближайший торговый центр ХL, Парк Хаус, Тандем. Ждем гостей нашего города. Подробности по телефону 89272437185. Собственник.
Пресс-инфо
Татпресса.ру
Вести-Татарстан
Татар-информ
TatCenter.ru
Челнинские известия
Коммерсантъ
Казанские ведомости
Реальное время
Казанский репортер
 
13.06.2023 Культура

В Казани подвели итоги фестиваля «Науруз»

Накануне в Казани подвели итоги XVI Международного театрального фестиваля тюркских народов «Науруз». В заключительный день состоялся круглый стол с участием коллегии критиков.

В нем приняли участие театровед, доцент ГИТИСа Анна Степанова (г. Москва), создатель, главный редактор и директор «Петербургского театрального журнала» Марина Дмитревская (г. Санкт-Петербург), театральный критик, зав. редакцией «Петербургского театрального журнала» Надежда Стоева (г. Санкт-Петербург), театровед, театральный критик, педагог Государственного института искусствознания МК РФ Екатерина Морозова (г. Москва), театральный критик, начальник художественно-руководящего отдела Уфимского государственного татарского театра «Нур» Дина Давлетшина (г. Уфа).

Анна Степанова (г. Москва):
 
«Спасибо театрам за спектакли. Мы видели, как вы старались быть понятыми зрителями. Главная задача фестиваля «Науруз» на протяжении многих лет – объединяющее начало, создающее театральное поле. Эта задача выполнена.
 
Мне кажется, «Науруз» расширяет свою территорию, дружеские и конфессиональные связи (это очень интересное начинание). Может быть, со временем слово «тюркоязычный» уйдет на периферию, и это будет такой международный разноязыкий фестиваль, где все смогут обмениваться своими открытиями и навыками. Это интересная заявка на продолжение жизни фестиваля.
 
Программа нынешнего фестиваля пестрая, неоднородная. Вот здесь начинаются некоторые сложности, потому что татарские театры, которые очень плотно интегрированы не только в общероссийский театральный контекст, но в международный, их знают очень хорошо и любят. Те театры, которые не имеют пока такой возможности, не имеют пока такой мощной базы. Татарстан очень заботится о своих театрах. Все это позволяют театру сосредотачивать все художественные усилия и собирать силы для прорыва.
 
Очевидно, что многие театры финансово скромнее, и дела обстоят по-разному. Мы видели очень разных по уровню мастерства, по взаимоотношениям с современностью, что весьма существенно для театральных коллективов. Театр живет здесь и сейчас. Вот это все мы наблюдали на спектаклях фестиваля».
 
Марина Дмитревская (г. Санкт-Петербург):
 
«У каждого из нас сложился свой «Науруз». Программа была такая плотная, театр распределил нас по разным потокам, картинка у каждого своя и разная.
 
Я только что приехала с Фестиваля театров малых городов России. Там таких мыслей не возникало, здесь возникли.
 
Мы все живем в разных временах, как страна живет в разных временах. Кто-то так и не вышел из парадигмы советского союза, кто-то так и не вышел из парадигмы 90-х, кто-то хочет возврата в свое время, кто-то не понимает движений современных.
 
У меня на «Наурузе» случились страшные американские горки. Я попадала из современного театра в театр, который существовал до моего рождения. Сейчас включаешь интернет, и весь современный театр у тебя на ладони. Ты видишь, каким языком разговаривают сейчас со зрителем театры мира.
 
Когда мы видим громыхающие, патетические, дурным слогом сложенные спектакли… Театр – искусство энергетическое, происходит мощный обмен энергией.
 
Расположенность театра к архаичному традиционному языку, для меня огромная проблема. С одной стороны, я понимаю, что зритель консервативен, и в регионах он еще консервативнее чем в столицах, он хочет видеть то, что видели его бабушки и дедушки. Но тогда мы должны понять, что живем в остановившемся времени, что мы люди вне всего и проводить фестиваль остановившегося времени. Можно собрать всю театральную архаику и посмотреть, выживет зал на этом или нет. Какой-то зал будет радоваться.
 
Я смотрела тяжелые для меня постановки, мало профессиональные, начиная от кукол, которые не держат уровень ног и с которыми как с дровами мотыляются артисты по сцене, продолжая спектаклями, которые в 50-е ставили в учебном театре Щепкинского училища и заканчивая патетическим полотном, как у Чувашии.
 
Был печальный для меня ряд, из которого вынырнули 2 спектакля. Один из них - «Сад» из Казахстана. Там есть про что разговаривать, потому что режиссер очень развито и профессионально опрокидывает вишневый сад на казахскую почву, на проблему вырубленных яблоневых садов. Видно, что это настоящий нерв для режиссера.
 
Второй - спектакль башкирского театра «Мы наследники» о проблемах языка, поиске идентичности. Очень профессионально сделанный спектакль. Я сидела на спектакле современного театра, у меня не было чувства, что хочется куда-то спрятаться.
 
На самом деле проблема вот в чем. Много лет идут разнообразные фестивали, много лет идет «Науруз», идут его образовательные программы, театры смотрят друг друга. Жизнь проходит. Я вижу то же самое, что я видела на заре своей туманной юности, приезжая в какие-то республики, регионы и наблюдая жизнь этих театров.
 
За 40 лет ничего не изменилось в соотношении театра интересного, современного, энергичного, такого находящегося в поиске и театра мертвого, стоячего, громыхающего, остановившего во времени. Это печальный итог моей жизни.
 
Как не взрыхляли, взбалтывали, как не строили коммуникации, как не образовывали, сидят люди и ставят как при бабушке. Мне тревожно. Я не могу не донести эту тревогу до вас. Такое ощущение сложилось от того маршрута, который на «Наурузе» прошла я.
 
Я могу внутренне прибавить к своему списку спектакли «Муть. Мухаджиры» и «Пепел». Картина изменится, наверное, в этой куче окажется 4, а не 2, как я назвала.
 
В принципе, проблема для меня чрезвычайно острая. Я понимаю, что к вам приезжают разные критики, обсуждают. Я вчера слышала: «А нам сказали на нашем региональном фестивале, что это прекрасно, нас хвалили. Как странно, что вам не понравилось». Имен критиков не знают. Все равно, если бы мы путали города и национальные принадлежности, бескультурье такое. Мы знаем свой цех и своих коллег, знаем ту безответственную размягченность, когда в регионы приезжают гостевать, а не работать, они не несут ответственности, что будет происходить дальше. Поэтому для меня это не аргумент.
 
Мы тут вызваны как ваши собеседники. Как собеседник и человек, который болеет за то, чтобы театр был хорошим, я вам так жестко говорю о своих впечатлениях из того, что я здесь смотрела.
 
Я знаю, что театры присылают на «Науруз» один спектакль. Вы выбираете тот, который вам самим кажется лучшим. Нужно присылать хотя бы три, чтобы люди, которые делают фестиваль, могли как-то ориентироваться, не выбирать один из одного, а смотреть какой-то контекст или кто-то из Камаловских приезжал к вам, вживую смотрел и понимал, что это в картинке фестиваля будет за карта, как она ляжет с другими. Стоит все-таки не приговаривать вам самим, что кажется лучшим. Это часто бывает ошибкой.
 
Надежда Стоева (г. Санкт-Петербург):
 
«Мои впечатления о «Наурузе» сложнее, чем у Марины Юрьевны. Я смотрю, в большей части, детские и подростковые спектакли. Фестиваль меня удивил отсутствием не только современной пьесы, но и отсутствием категории спектаклей для подростков. Нет спектаклей, рассчитанных на современного молодого человека и современные актуальные темы. Если это срез национальных театров, это неправда. Я знаю, что эти спектакли есть. В Кариевском театре я видела их.
 
Вы не воспитываете своего зрителя, вы не воспитываете культурного человека, который дальше придет к вам в театр. Если он не будет знать, как развивается современный театр, и какие темы в нем обсуждаются, и что в театр можно прийти и не просто посмотреть, но и поговорить на важные и актуальные темы, то это большая проблема.
 
Такая же история с театром для детей. Ни одного спектакля по современному произведению, чтобы это не было миф или легенда, на «Наурузе» не было представлено. С точки зрения театра для детей и подростков, у меня кислое впечатление.
 
В моем личном рейтинге 2 спектакля: «Диалог» и «Муть. Мухаджиры», где я понимаю, что со мной говорят современным языком, на современную актуальную тему, важную для нас, не только идентичной для татар и но и для другого народа в том числе».
 
Екатерина Морозова (г. Москва):
 
«Для любого коллектива, который приезжает на фестиваль это и событие, и испытание, и определенный общий экзамен демонстрации своего видения, ощущения сегодняшнего современного театра.
 
При разнообразности жанровой: традиционный спектакль большой формы, в современном пространстве, театр кукол, представлены. Спектаклей для молодежи практически нет.
 
Мы это обсуждали очень много раз на «Федерации», что делать с драматургией. Большинство республик работают со своим языком, национальной культурой. В основном, они затрагивают материал мифический, основанный на легендах, на сказительстве и притче.
 
Драматургов у себя в республике нет. В СТД мы проводили «национальную драму» для Восточной Сибири, и был достаточно плодотворный опыт.
 
Следующий семинар хотели провести на Кавказе. Мы практически не собрали даже нужного количества авторов. Серьезная проблема, ее нужно решать. Пройдет какое-то время, будет ущелье. Если это сейчас драма, то потом будет трагедия.
 
Нет современного взгляда на себя. В данном случае нужно взращивать молодое поколение и работать над этим вопросом. Можно приглашать людей извне, которые посмотрят совершенно по-новому на материал, который для вас ценен, который вы хотите представить в сценической форме, и через который вы хотите поговорить со зрителем на своем национальном языке.
 
Качество спектаклей разное, коллективы по своим возможностям и финансовым разные. Сегодня российский театр не живет, а выживает. Многие коллективы из маленьких республик и городов. Вижу, что они вложили все, что у них есть. Все равно не хватает технического оснащения. Сейчас игнорировать визуальную форму невозможно, современный спектакль имеет определенные законы существования.
 
Проблема, которая подтвердилась на «Наурузе» - это режиссура. Мы видим на этом фестивале сильные мощные спектакли – «Муть. Мухаджиры». Это, безусловно, событие.
 
Есть спектакли, когда приглашают режиссера, он ставит и уезжает. Кто следит за жизнью спектакля потом? Сидят прекрасные актеры, мне неприятно им говорить, их ругать за то, что им придумал режиссер.
 
Проблема потом трансформируется в то, что мы имеем сейчас. Режиссеры ездят по России и конвейером ставят спектакли. Один из спектаклей, который я видела неделю назад в Воркуте. Я понимаю, как режиссер мыслит, но где тот критик, который поедет в одну из национальных республик и в Воркуту. Один в один. Это оскорбление театра с точки зрения режиссера.
 
С одной стороны, мы понимаем это проблема театра, они не наводят справки, кого они приглашают, они не несут определенный контроль того, что выходит на сцену, это ответственность театра, это ответственность за ваш коллектив».
 
Дина Давлетшина (г. Уфа):
 
«У меня есть устойчивое представление о тюркских театрах, я вижу, что кто-то топчется на месте, кто-то откатился далеко назад, кто-то развивается, но не совсем туда. Для меня неожиданно показался тувинский театр на это «Наурузе». Для меня большой радостью было участие Кавказа. Я не берусь судить о ваших работах, не хочу делать какие-то выводы, обобщения. Это только первое и, надеюсь, не единственное соприкосновение с вашим творчеством.
 
Глазами театрального практика я вижу, как живет в республике театр, в который много вкладывается, а где вот так он себе он должен быть. Вот он есть и Бог с ним.
 
Театр в национальной республике является сохранением национального языка, литературного, прежде всего. Важно следить за чистотой языка, за продвижением.
 
Хочу сказать большое спасибо руководству фестиваля, театру Камала, и Министерству культуры Татарстана, что программа расширяется. При всем уважении к фестивалю, хочу сказать, что уже на предыдущих двух последних фестивалях было понятно, что вот эти рамки они тесноваты для «Науруза», нынешней ситуации я чрезвычайно рада.
 
Вы, наверное, обратили внимание, какой здесь зритель в Казани. Как радушно он принимает, какой доброжелательный, старается проникнуться темами, проблемами, которые вас волнуют, как они все это считывают, и благосклонно все это принимают. Я думаю, в этом есть большая заслуга театра Камала, который такого зрителя воспитал.
 
В свое время, когда кукольная программа появилась в общей программе «Науруза», честно говоря, это было гораздо интереснее. Театров было больше, разнообразие тематического больше. Сейчас она сохранилась, но немного увядает. Мне не хватило этого в программе фестиваля.
 
Художественный руководитель фестиваля «Науруз» Фарид Бикчантаев:
 
«Я все услышал, я все понимаю. Я также очень рад, что мы на этот фестиваль пригласили театры Северного Кавказа. Абсолютно правильно вы заметили, что отбор непростое занятие, потому что присылают по одному спектаклю.
 
Видимо, такое время. Мы почувствовали, существует какая-то растерянность. Фестивалей много, тьма. В каждой республике в каждом маленьком городе обязательно есть фестиваль. Как правильно изначально вы заметили, что спектакли кочуют с фестиваля на фестиваль, где они считают, что это их фестивальный спектакль.
 
Мы даже пошутили с представителем театра из Дагестана, чтобы следующий «Науруз» посвятить не фестивальным спектаклям, чтобы по-настоящему понять, чем же живет театр, потому что тут сложный вопрос.
 
Вопросов в национальном театре очень много. Я благодарен вам, что приехали, разговариваете, ведете диалог».

---
Камаловский театр
№ --- | 13.06.2023
Камаловский театр печать

▲ Наверх
Бренд-инфо
Книжные новинки
Энциклопедии
Камаловский театр
Татарская госфилармония
Фестиваль им. Рашита Вагапова
Национальный музей РТ
Шаян ТВ
Татаркино
Комиссия по вопросам сохранения, развития татарского языка и родных языков народов, проживающих в РТ
«Элита»
Театр Тинчурина
Архив