10.11.2011 Общество
Работа кассиром в Казани - испытание не для слабонервных
Корреспондент «КП» поработала в одном из продуктовых магазинов и выяснила, что скрывается по ту сторону кассового аппарата .
Продуктовый магазин – пожалуй, одно из самых популярных мест в нашей жизни. Согласитесь, не каждый день мы ходим на концерты и в кино, да и обновками балуем себя не слишком часто. А вот заскочить после работы в ближайший к дому супермаркет за хлебом и молоком (как минимум) – обязательный ежевечерний ритуал для каждого из нас. Однако и здесь рядового покупателя могут подстерегать определенные опасности. Корреспондент «КП» поработала кассиром в одном из таких магазинов и выяснила, что скрывается по ту сторону кассового аппарата.
Первый рабочий день.
Охранник на входе подозрительно оглядывает меня с головы до ног и велит посчитать в его присутствии все имеющиеся у меня деньги «до копейки». Растерянно хлопаю глазами - мелочь у меня рассыпана по всем карманам, да и в сумке полно монеток разного номинала. Однако бдительный охранник не отпускает меня до тех пор, пока не сосчитаю всю свою наличность.
Перед входом в торговый зал - список нарушений, за которые сотрудники могут быть оштрафованы. Среди прегрешений опоздания, разговоры в торговом зале по телефону, употребление пищи на рабочем месте и т. д. Размеры штрафов от 50 до 200 рублей. Особенно в глаза бросается надпись «Карманы у кассиров должны быть зашиты». С сожалением смотрю на свои новенькие специально для работы купленные черные брюки. Перспектива портить обновку совсем не радует.
Но тут на проходную влетает старший кассир Оксана:
- Почему так долго? – громко интересуется она. – Бегом на кассу, очередь вон какая!
Скандалы, интриги…
Несмотря на ранний час – время около 10 утра – народу в магазине предостаточно. В основном, пенсионеры приходят за хлебом-молоком, овощами-фруктами. Возле моей кассы мигом собирается внушительная очередь. И похоже, зря. Долго не могу найти общий язык с кассовым аппаратом: руки трясутся, штрих-код на товаре исчезает по неизвестным причинам, никак не могу разобраться с электронными весами.
У продавца-кассира есть определенные обязанности:
1) поприветствовать покупателя;
2) «пробить» товар;
3) громко и четко озвучить сумму покупки;
4) получить деньги
5) выдать покупателю погашенный надрывом чек вместе со сдачей, озвучить сумму сдачи;
6) попрощаться с покупателем, предложить прийти еще.
По крайней мере, так нас учили на стажировке. И не то чтобы совсем не получается у меня, просто не так быстро, как хотелось бы. Очередь начинает возмущаться, все громче и громче.
- Девушка, сколько можно?
- Почему так медленно?
- Она что там, уснула?
Скорости мне эти замечания почему-то не прибавляют. Через силу улыбаюсь: «Здравствуйте, вам пакетик не нужен?»
Очередная покупательница - бабушка лет 70 с лишним - выкладывает товар на ленту.
- Девушка, здесь 875 граммов помидоров, я проверяла.
Киваю, взвешиваю овощи на кассовых весах. 880 показывают.
Не может быть! - всплескивает руками покупательница. - Что у вас тут происходит?
На всякий случай взвешиваю помидоры еще и еще - та же цифра. Бабулька возмущенно швыряет деньги, затем хватает мой бейджик, внимательно его изучает.
- Я вас запомнила! - торжественно сообщает она и удаляется с гордо поднятой головой. Затем все-таки возвращается.
- Так нельзя, девушка, ну что такое! С малых лет вы воруете. Постеснялись бы меня, пожилого человека, обманывать. Вы думаете, эти деньги вам впрок пойдут? Не будет вам все равно в жизни счастья.
Прямо мороз по коже. Считаю, сколько будет стоить 5 граммов помидоров, отдаю из кассы 30 копеек.
- В следующий раз с вами так церемониться не будут. Когда-нибудь вам за все зачтется, - любезно прощается со мной покупательница.
- Какое право вы имеете так с нашими сотрудниками разговаривать? - подбегает старший кассир. - Пройдите, пожалуйста, к контрольным весам.
- Я тороплюсь, - отнекивается бабушка. - Некогда мне тут с вами! - и лихо подхватив нелегкие сумки, покидает магазин.
Оксана бросает на меня суровый взгляд.
- Иди на обед! – командует она. – Я тут с твоими весами сама разберусь.
Надо же, половина рабочего дня уже позади. Как говаривал Винни-Пух, пора бы и подкрепиться.
«Ты что, это есть собралась?»
В магазине работает столовая. 30 рублей – первое и второе. Дешево и сердито. Но я решила за те же деньги взять какой-нибудь пирожок и йогурт. Побродив несколько минут по рядам, решаюсь обратиться к уборщице.
- А где у вас тут пирожки?
- Да вот здесь, - кивает она в сторону витрины. Внимательно изучаю ассортимент. Перемячи, треугольники, пирожки с картошкой…
- Подожди, ты это что, на обед себе берешь? – интересуется уборщица.
- Ну да, - судя по выражению лица коллеги, понимаю, что сейчас совершу противозаконные действия.
- Не вздумай даже! – громким шепотом сообщает она. – Их месяц назад, наверно, завезли. Вовремя распродать не успели, а сегодня вывалили на прилавок.
- А им точно месяц? – с сомнением верчу в руках хлебобулочное изделие. – Дата изготовления-то сегодняшняя.
- Они пирожки заново упаковывают, - заверяет меня сотрудница магазина. - И даты штампуют, какие хотят. Себе в убыток торговать кому охота! Вон яблочко лучше возьми или в столовой пообедай нормально.
Чаю в столовой, как я успела узнать, можно попить совершенно бесплатно. Иногда руководство магазина балует своих работников конфетами-печеньем, но сегодня были только черствые сырники с запахом плесени. .
В итоге, наливаю себе кипяченой воды. Сегодня у меня разгрузочный день.
Потребитель, не верь глазам своим!
После получасового перерыва работа идет веселей. Понемногу осваиваю кассовый аппарат, да и народу в магазине становится поменьше.
Очередное не очень приятное открытие: примерно 75 процентов замечаний от покупателей приходится выслушивать кассирам. Ведь именно на кассе выясняется, что тот или иной продукт почему-то «пробивается» дороже, чем указано на ценнике.
- Ну не успеваем мы ценники ставить! – оправдывается Гульназ, продавец колбасного отдела. – Цены каждый день почти меняются, а магазин огромный, за всем не уследишь. Сами покупатели порой оставляют товар не на своем месте. Говорят, скоро за каждый «просроченный» ценник штрафовать будут.
- Вы неправильно «пробиваете»! – категорично заявляет хорошо одетая женщина. – И чему вас только учат.
Объясняю, что неправильно здесь ничего «пробиться» не может, цены заложены в компьютере.
- Значит, ваш компьютер врет! – не сдается она.
Видимо, наш народ свято верит: что написано пером, не вырубишь и топором. То есть ценник неправильным быть не может. Другое дело – компьютеры…
Час икс.
Примерно в 6 вечера в магазине начинается настоящий кошмар. Возможно, с непривычки мне так показалось. Магазин заполняется уставшими после работы и, судя по всему, голодными покупателями.
В кассе кончается сдача. Звоню старшему кассиру.
- Какой еще размен? – сердится она. – Ничего я вам приносить не буду. С утра спрашивала, нужна кому мелочь или нет. Все дружно отказались.
Очередь начинает громко возмущаться. Размениваю деньги у покупателей – что кассиру категорически запрещено. Немного погодя Оксана все-таки приносит пачку десяток.
- Это до конца дня, как хочешь. Где я вам мелочи наберу?
Все что угодно ради премии
Ладно, до конца дня остается не так уж много… С трудом встаю со своего рабочего места, затем с замиранием сердца жду, пока Оксана пересчитает кассу.
- У тебя излишки – 8 рублей, - выносит она свой вердикт.
Прямо от сердца отлегло. Недостачу кассиры погашают из своего кармана. Нехватка денег в кассе – довольно частое явление. Забегая вперед, скажу, что как-то одна моя коллега не досчиталась 500 рублей.
Время около 12 ночи. На выходе меня ждет последнее на сегодня испытание – охранник Саша проверяет сумку. Тщательно обшаривает каждый карман, расстегивает боковую молнию… и вытаскивает три конфетки «Барбарис» и столетнюю жвачку в мятой упаковке.
- Это что? – грозно интересуется он.
- Это меня угостили, - отвечаю. – А жвачка, видимо, уже давно валяется. Я и забыла про нее совсем. Новую, видите, промаркировала.
(В начале рабочего дня работники магазина должны маркировать, или, на профессиональном сленге, «пилюшить» личные вещи, которые можно купить в магазине: влажные салфетки, жвачки, шоколадки и так далее.)
Саша молча сверлит меня взглядом. Становится, мягко говоря, не по себе. Втягиваю голову в плечи.
- Милицию, наверно, вызывать не будем? – спрашивает эсбэшник.
Испуганно мотаю головой.
- Ну и правильно, а то дело может и до утра затянуться, - одобряет он мое решение.
Итогом моего задержания стал 200-рублевый штраф. А зарплата за день у нас, студентов, устроившихся на работу через организацию-посредника, составляет 480 рублей за 12 часов.
На следующий день вижу, как Саша-охранник задерживает девушку, неосмотрительно зашедшую в магазин с пустой бутылкой из-под минералки, составляет очередной акт и вынуждает покупательницу заплатить за воду.
- Не имеет права он так делать! – возмущается тетя Катя, моя коллега за соседней кассой. – Во-первых, такие вещи можно только в присутствии милиции делать. Во-вторых, он должен был запись с видеокамеры посмотреть, проверить, брала она у нас минералку или нет. Вот ведь жук! Что не сделаешь ради премии! К мужикам лезть боится, а вашего брата только так дурит.
С меня хватит!
В общем, долго я не продержалась. Уволиться я решила, когда у меня, с роду ничем не болевшей, стало как-то странно постукивать сердце. Решила, что профессия кассира подходит для людей с более крепкими нервами.