17.03.2012 Общество
Невероятные признания итальянца в Казани
Лихую и неповторимую езду казанцев на авто непременно отмечают многие гости столицы республики. Однако и в Европе есть города, чьи жители могут даже нам дать фору в умении потрепать нервы на дорогах. И все же существует разница в манере езды, которую пытаются изучить иностранцы. Для чего? Чтобы обучить подлинному искусству маневра в городе своих водителей или исправить наших? Об этом нашему корреспонденту рассказал отец итальянской системы «умных светофоров» - профессор Туринского университета Вито МАУРО.
Итальянскую автоматизированную систему управления дорожным движением (АСУДД) взяли в качестве базовой для внедрения на улицах Казани. Профессор Мауро принял участие в прошедшей у нас II Международной конференции по безопасности и ознакомил присутствовавших с сутью проекта. Для полноценной работы АСУДД необходимо оснастить соответствующей аппаратурой около ста ключевых перекрестков города. Системы видеонаблюдения позволят мгновенно анализировать ситуацию и менять режим работы светофоров в зависимости от направленности автомобильных потоков. А если вы, например, окажетесь на перекрестке без помех справа и слева, такой светофор тут же даст добро на проезд без задержек и включит зеленый. Это мечта водителя в любой точке мира. Роднит всех автовладельцев и общая «зубная боль» - пробки. Кстати, чем-то отличаются пробки на дорогах Казани и родины профессора - Италии?
- Пробки в любом городе - это плохо, - ответил Вито Мауро. - Но, конечно, каждый город уникален. И каждое проблемное место на дорогах, например в Казани, также специфично. Поэтому мы взяли разработанную нами систему адаптивного движения в качестве платформы и внесли в нее коррективы с учетом местных особенностей.
- Местные особенности вас сильно удивили? Доводилось ли вам встречать таких же крейзи за рулем своих авто на дорогах, как в Казани?
- Крейзи? Да вы еще не видели, как ездят у нас в Неаполе! Вот это настоящие безумцы! Какие правила? Какие светофоры? О чем вы?.. Казанские водители - дисциплинированные и послушные граждане по сравнению с моими земляками-южанами. Впрочем, у нас считается, что Неаполь - это не вполне Италия и не совсем Европа. Я очень люблю свой город и, может, слишком пристрастен.
- Однако тогда в чем казанская особенность?
- В Германии, например, водители едут строго по разметкам - ни пяди влево, ни пяди вправо. Мы ездили по Казани, чтобы изучить потоки движения. И вот ты двигаешься по дороге, посматриваешь в левое боковое зеркало, а тебя р-раз - и лихо обогнали справа! Уже вертишь головой туда-сюда - и вдруг снова резко на вираже авто уходит перед тобой. Да откуда оно сейчас-то вынырнуло? Сверху? Снизу? Перестаешь что-либо понимать и заодно удивляешься искусству местных водителей. Такая специфичная манера вождения, как в Казани, нам еще не встречалась нигде в мире. Однако и вам, и нам АСУДД в состоянии помочь. Автоматика дисциплинирует всех, независимо от особенностей города и его обитателей.
- Чем отличаются улицы Казани от улиц Неаполя?
- В Казани движение намного более интенсивное, но зато и более структурированное и организованное. За исключением центра ваши улицы - это прямые магистрали. Имея водительский опыт в вашем городе, можно предугадывать возможные заторы. В Неаполе улицы извилистые, и предугадать невозможно, что ждет тебя за очередным поворотом - пробка или относительно свободный проезд. Так что в Казани условия для внедрения системы адаптивного движения более благоприятные. Когда мы ее с вами внедрим, каждый житель без исключения почувствует - передвижение транспорта в городе улучшилось.
- Чего не хватает Казани, чтобы занять место в ряду лучших европейский городов?
- Грамотного планирования с прицелом в далекое будущее. В Казани, как и во всех городах мира, количество авто будет неизбежно расти. Поэтому необходимо больше внимания уделять развитию общественного транспорта. В Европе общественному пассажирскому транспорту отдан безусловный приоритет. Особенно в исторической части любого города. Вам также придется принимать такие решения. Причем нужно будет учесть все нюансы дорожного движения, например, где лучше сделать автобусную остановку - перед перекрестком или после. Подобный анализ позволяет сделать АСУДД. Развязки, пешеходные переходы, качественные дороги, паркинги и разумная автоматика - эти составляющие дорожного движения Казани требуют гораздо большего внимания, чем сейчас. Все условия для модификации у города сейчас есть, не потеряйте время.
Кстати
Внедрение АСУДД позволяет сократить время в пути - до 30%, повысить безопасность - до 50%, уменьшить загрязнение окружающей среды и потребление энергии, снизить эксплуатационные расходы на содержание автомобилей и дорог.