05.04.2012 Культура
Олег Табаков: «В Казань я еду по любви»
С 7 по 10 апреля легендарный Московский художественный театр (МХТ) имени Чехова приедет на гастроли в Казань. На сцене Татарского академического театра оперы и балета пройдут спектали «Тартюф» Мольера (7-8 апреля) и «Примадонна» Кена Людвига (9-10 апреля). Накануне своего приезда художественный руководитель МХТ, народный артист СССР Олег Табаков дал интервью KazanWeek.
Мэтр русской сцены рассказал о мотивах приезда в Татарстан, о состоянии театральной жизни, о своих отношениях со зрителями и многом другом.
- Вы уже бывали с гастролями в Казани. Расскажите, пожалуйста, какое впечатление у вас осталось от города и публики?
- Про казанских любителей театра я ничего сказать не могу - последний раз давал спектакль в Казани давно. При этом я вижу и ощущаю, как люди, живущие в этом городе, любят его, стараются по мере сил своих делать его лучше. Это я часто слышал от многих своих знакомых.
- Насколько сейчас актуально сравнивать известные театры Москвы или Санкт-Петербурга с провинциальными театрами?
- К сожалению, я не обладаю знанием, позволяющим мне говорить об этом сурово и беспристрастно. Есть некоторые показатели, касающиеся предназначения театра. Это ведь не только храм искусства, но и театрально-зрелищное предприятие. Есть и такая расшифровка нашей работы. Исходя из этого востребованность театра легко оценивается. Думаю, что количество свободных кресел в зале говорит о популярности театра вне зависимости от того, провинциальный он или нет.
- Олег Павлович, скажите, как, на ваш взгляд, изменился театральный зритель за последние 10-15 лет?
- Я не могу претендовать на глобальное знание. Мне кажется, что люди стали требовательнее. Россияне вообще стали прагматичнее. Они готовы платить деньги за походы в театр, но при условии, что за высокими ценами на билеты последует высокое качество предлагаемой продукции - нашего творчества.
- Ваши последние театральные роли связаны с постановкой произведений классиков мировой литературы. Не считаете, что российский театр нуждается в современных российских пьесах?
- Нуждаться-то он нуждается. Последние лет пятнадцать ситуация с современной российской драматургией обстоит из рук вон плохо. По сути дела, на ушедших к праотцам Розову, Володину и других замечательных драматургах прерывается прекрасный серебряный шнур российской и советской драматургии.
Я бы даже назвал положение с нехваткой современных пьес кризисным. Как только появятся люди, которые будут хорошо писать о наболевшем, их пьесы попадут в репертуар многих театров. Наша работа - это ведь зеркало, в которое смотрят наши зрители.
- Многие люди, не понаслышке знакомые с театром, жалуются на то, что в России слишком часто ставятся произведения Чехова. Как относитесь к такой постановке вопроса? Конечно, я нисколько не умаляю великолепных произведений Антона Павловича.
- Я полагаю, что умалять Чехова никому не дано. Прежде всего в силу масштаба этой фигуры. Это самый интеллигентный писатель, столь снисходительный в своей любви к людям, что ставить вопрос под таким углом не совсем правильно. С одной стороны, Чехов зачитан практически до дыр. С другой - мы мало его знаем, мало признаемся себе в собственных недостатках, о которых писал Антон Павлович более ста лет назад.
- В советское время художественные руководители театров очень ревностно относились к работе своих подопечных в кино. Сейчас все по-другому?
- Когда мне актеры надоедают, я просто начинаю к ним относиться как к надоевшим. Это возникает, когда несовершенство владения профессией становится зримым и очевидным. Плохих актеров на театральной службе долго не держат. В этом плане в кино все по-другому.
Все упирается в отсутствие законодательства, соблюдаемого в отношении актера и его работодателей, то есть театра. Разрушена законодательная база взаимоотношений театра и актеров. Российский театр стремительно движется по этому саморазрушительному пути.
- Вы хотели что-нибудь сказать казанским зрителям, которые через несколько дней придут на спектакли МХАТа?
- Наша потребность встретиться с казанцами - это самое главное. Нас ведь никто не посылает в столицу Татарстана. Отдел культуры центрального комитета партии «Единая Россия» ведь не заботится о том, куда какому театру надо ехать с гастролями. Стало быть, если я еду в Казань, то делаю это по желанию, по любви. Значит, когда-то мне было хорошо в этом городе. К тому же я не испытываю никакого недостатка в зрителях в Москве, где живу и работаю. Все по велению сердца.